Обо всем на свете

Налоговая составила акт без участия предприятия. Как оформляются результаты выездной проверки

Документ, составляемый уполномоченными должностными лицами налоговых органов по результатам выездной налоговой проверки в соответствии с требованиями ст. 100 НК, являющийся одним из оснований для принятия решения по результатам рассмотрения материалов проверки. Акт налоговой проверки составляется не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов. Акт подписывается этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Об отказе представителей организации подписать акт в нем делается соответствующая запись. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта, это должно быть отражено в акте налоговой проверки. В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются МНС (Инструкция МНС от 31 марта 1999 г. № 52 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов»).

Акт вручается руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (их представителям) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или представителями налогоплательщика. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день, начиная со дня его отправки.

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы отказа от подписания акта проверки. По истечении указанного срока в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.

Особенности производства по делу о предусмотренных НК нарушениях законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами, определены в ст. 101.1 НК.

При обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах (в том числе о совершении налоговых правонарушений), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте. В случае, когда указанное лицо уклоняется от получения акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте.

В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах. Форма акта и требования к его составлению устанавливаются МНС. Акт вручается лицу, совершившему нарушение законодательства о налогах и сборах, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, начиная со дня его отправки.

Лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, вправе приложить к письменным объяснениям (возражениям) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы отказа от подписания акта проверки. По истечении указанного срока в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах.

В случае представления лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах, письменных объяснений или возражений по акту материалы проверки рассматриваются в присутствии этого лица или его представителей. О времени и месте рассмотрения материалов налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Если лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, несмотря на извещение, не явилось, то акт и приложенные к нему материалы рассматриваются в его отсутствие.

По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: 1) о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах; 2) об отказе в привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах; 3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Решение о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах должно обязательно содержать: а) обстоятельства допущенного нарушения; б) указания на документы и иные сведения, которые подтверждают обстоятельства допущенного нарушения; в) доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов; г) решение о привлечении лица к ответственности за конкретные нарушения законодательства о налогах и сборах с указанием статей НК, предусматривающих данные нарушения и применяемые меры ответственности.

На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пеней.

Копия решения руководителя налогового органа и требование вручаются лицу, нарушившему законодательство о налогах и сборах, под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения нало-гоплательщиком либо его представителем. В случае, если копия решения налогового органа и (или) требование не могут быть ему вручены, они считаются полученными лицом, нарушившим законодательство о налогах и сборах, или его представителем по истечении шести дней после их отправки по почте заказным письмом. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов вышеуказанных требований может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

По выявленным налоговым органом нарушениям законодательства о налогах и сборах, за которые лица подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении лиц, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Последний раз обновлено:

Порядок оформления результатов проверки приведен в статье 100 Налогового кодекса. Отступления от этого порядка могут послужить основаниями, чтобы суд признал решение налоговой инспекции по результатам проверки недействительным.

Вот этот порядок.

Справка о проведенной выездной налоговой проверке

После окончания проверки инспектор составляет справку о ее проведении. Форма справки приведена в приложении № 2 к приказу ФНС России от 7 к приказу ФНС России от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@. Вот пример справки:

Налоговики должны вручить вам справку в последний день проведения проверки.

По общему правилу, после получения справки вы можете не представлять налоговикам дополнительные документы, так как проверка уже закончена.

Справка о проведенной выездной налоговой проверке вручается представителю ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (п. 8 ст. 89.1 НК РФ).

Акт выездной налоговой проверки

Если справку инспекторы составляют сразу по окончании проверки, то акт - уже в налоговой инспекции не позднее двух месяцев со дня, когда была составлена справка. В нем они указывают все выявленные нарушения, статьи Налогового кодекса, предусматривающие ответственность за них, а также свои выводы и предложения по устранению нарушений и применению санкций. К акту должны быть приложены документы, являющиеся доказательствами выявленных нарушений (п. 3.1 ст. 100 НК РФ).

Форма акта проверки приведена в приложении № 23 к приказу ФНС России от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@. Этим же приказом утверждены требования к его составлению. Вот пример акта проверки:

Акт должен быть составлен в двух экземплярах (включая все приложения к нему). Один экземпляр остается в налоговой инспекции, другой налоговики передают на подпись руководителю фирмы или предпринимателю. Они должны это сделать в течение пяти дней с момента составления этого акта.

Ваша подпись на акте - это формальность. Она не означает, что вы согласны с выводами, изложенными в нем. Если вы отказались подписывать акт, налоговая инспекция просто поставит на нем соответствующую отметку - на дальнейшее развитие событий это никак не повлияет.

Поэтому, если вы не согласны с выводами, изложенными в акте, вы можете не подписывать его или подписать, но сделать оговорку о своем несогласии.

Если вы уклоняетесь от получения акта, налоговая инспекция отправит его вам по почте заказным письмом. В этом случае датой вручения акта считается шестой день начиная с даты отправки письма.

Если налоговая инспекция не вручила вам акт, вы можете в дальнейшем сослаться на это в суде как на нарушение ваших прав и выиграть спор.

Пример

Налоговая инспекция провела выездную проверку в киоске, принадлежащем предпринимателю. По результатам проверки инспекторы составили акт, но предпринимателю его не вручили.

Спустя некоторое время налоговики обратились в суд, чтобы взыскать штрафы за выявленные в ходе проверки нарушения. Однако суд отказал инспекции в иске, так как она не представила предпринимателю акт проверки и тем самым грубо нарушила его права.

Обратите внимание на письмо ФНС России от 13 июля 2017 г. № ЕД-4-2/13650@ «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов». Теперь все налоговые проверки будут направлены на выявление и доказывание умысла налогоплательщиков в налоговых правонарушениях. Наличие умысла при неуплате налогов позволяет применить к нарушителю максимальный штраф по статье 122 НК РФ, а именно по пункту 3 этой статьи, который составляет 40% от неуплаченной суммы, что в два раза больше, чем предусмотрено пунктом 1 при отсутствии умысла. Также это может стать основанием для возбуждения уголовного дела.

Отмечено, что в актах налоговики используют недостаточно жесткие формулировки, на основании которых суду трудно установить умысел и которые свидетельствуют скорее об отсутствия умысла при совершении налогового правонарушения по неосторожности.

Так, например, часто налоговики используют формулировку «такое-то действие привело к неуплате налога». В методических рекомендациях написано, что нужно «ярко и однозначно интерпретировать и словесно комментировать деяния налогоплательщика как умышленного», чтобы не создавать «ложное представление о неосторожном или даже невиновном совершении налогового правонарушения». В частности - использовать слова «агрессивное налоговое планирование». Так суд поймет, какое решение ему следует принимать.

Решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по итогам налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) инспекции. В методических рекомендациях отмечено, что он не связан квалификацией налогового правонарушения, данной проверяющими должностными лицами налогового органа в акте налоговой проверки, а вправе при вынесении решения ужесточать меру ответственности за совершение налоговых правонарушений, которые были установлены в акте, в том числе квалифицировать деяние налогоплательщика не по пункту 1 статьи 122, а по пункту 3 статьи 122 НК РФ.

Что делать после получения акта проверки

Итак, вы получили акт проверки. Прежде всего внимательно изучите его. Если ваш спор с налоговой инспекцией дойдет до суда, то исход дела во многом будет зависеть от того, насколько правильно составлен акт. Ошибки и неточности в нем вы можете обратить в свою пользу.

Получив акт, обязательно проверьте:

  • соответствует ли он установленной форме, есть ли в наличии все указанные в нем приложения и расчеты;
  • правильны ли расчеты, произведенные сотрудниками налоговой инспекции. Нередко в них бывают арифметические ошибки;
  • не вышли ли проверяющие за круг вопросов, указанных в решении о проведении проверки;
  • не нарушены ли сроки проверки;
  • содержит ли акт ссылки на нормативные документы, положения которых вы нарушили, а также на статьи Налогового кодекса РФ, предусматривающие ответственность за эти нарушения. В противном случае акт проверки не будет соответствовать требованиям, установленным для этого документа;
  • действовали ли на момент совершения нарушения нормативные акты, на которые ссылаются налоговики;
  • каковы были ставки налогов на момент нарушения.

Акт проверки - это еще не решение налоговой инспекции, а только мнение инспекторов, которые проводили проверку. Если вы обнаружили в нем ошибки или не согласны с выводами проверяющих, вы можете направить руководителю налоговой инспекции свои возражения. На это закон (ст. 100 НК РФ) дает вам один месяц со дня получения акта.

Таким образом, у вас есть четыре недели с момента получения акта, чтобы подготовить и отправить инспекторам свои возражения. Однако этот период может увеличиться, если в него попадают праздничные и нерабочие дни.

Пример

Допустим, фирма получила акт проверки в пятницу 25 октября. Следующие два дня - выходные (26 и 27 октября). Поэтому срок для подачи возражения начинается с понедельника 28 октября. Последний день срока должен прийтись на 28 ноября. Однако в этот период попадает один праздничный день - 4 ноября. Значит, последним днем срока, когда фирма может представить возражения по акту, будет 29 ноября.

Возражения по акту проверки вы можете изложить в произвольной письменной форме.

Постарайтесь четко и кратко сформулировать, с чем вы не согласны. Для налоговиков важно только то, с чем вы не согласны и чем подтверждаете свою позицию. Поэтому излагайте свои мысли по такому принципу: пункт акта, с которым вы не согласны, - аргументы в пользу вашей точки зрения со ссылками на законы (указы, постановления, инструкции и т. д.). Если есть судебная практика, приведите и ее.

Вот пример возражений по акту проверки:

Решение по результатам проверки

Как только месячный срок, отведенный для представления возражений, истек, инспекторы передают материалы проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля своему руководителю или его заместителю. Он должен рассмотреть их и принять решение в течение 10 рабочих дней. Срок может быть продлен, но не более чем на месяц.

Руководитель налоговой инспекции (его заместитель) должен известить вас о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (дополнительных мероприятий налогового контроля). Ведь вы вправе участвовать в этом процессе лично или через своего представителя. Если вы подали заявление об ознакомлении с материалами дела, налоговая инспекция обязана предоставить вам сведения о них не позднее двух дней до дня рассмотрения. Основание - абзацы 1 и 2 пункта 2 статьи 101 НК РФ в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ.

Процедура ознакомления с материалами выездной проверки может включать в себя визуальный осмотр, изготовление выписок и снятие копий соответствующих документов (Федеральный закон от 1 мая 2016 года № 130-ФЗ).

При рассмотрении материалов налоговой проверки ведется протокол.

Отметим, что при проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки направляют ответственному участнику этой группы, который признается проверяемым лицом. В процессе рассмотрения материалов налоговой проверки вправе участвовать представители ответственного участника этой группы, других участников такой группы.

Рассмотрев материалы проверки, руководитель налоговой инспекции или его заместитель своим решением может:

  • привлечь фирму или предпринимателя к налоговой ответственности;
  • отказать в этом;
  • назначить дополнительные мероприятия налогового контроля в срок, не превышающий один месяц.

Обратите внимание, что решение должен выносить тот руководитель (заместитель руководителя), который рассматривал все материалы проверки. Если документы по проверке рассматривал один сотрудник инспекции, а решение подписал другой, то это является существенным нарушением процедуры проверки (письмо ФНС России от 11 марта 2016 г. № ЕД-4-2/3968@). При таком нарушении решение можно оспорить.

Копию решения налоговики должны вручить руководителю фирмы (его заместителю) под расписку в течение пяти дней после дня его вынесения.

Формы решений, которые выносятся по результатам налоговой проверки, приведены в приложениях № 30 и 31 к приказу ФНС России от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@. Приведем пример решения о привлечении к налоговой ответственности.

Если вы уклоняетесь от получения решения, налоговая инспекция отправит вам его по почте заказным письмом.

По пункту 5 статьи 31 Налогового кодекса документы, которые налоговые службы используют при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, отправляются по почте:

  • налогоплательщику - российской организации (ее филиалу, представительству) - по адресу места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в ЕГРЮЛ;
  • налогоплательщику - иностранной организации - по адресу места осуществления им деятельности на территории Российской Федерации, содержащемуся в ЕГРН;
  • налогоплательщику - индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем - по адресу места его жительства (места пребывания) или сообщенному налоговой службе адресу, содержащемуся в ЕГРН. Форму заявления о предоставлении упомянутыми лицами такого адреса должна утвердить ФНС России.

Если для принятия решения (о привлечении к ответственности или об отказе в этом) собранных материалов недостаточно, руководитель налоговой инспекции (или его заместитель) назначает дополнительные мероприятия налогового контроля.

К таким мероприятиям, в частности, относятся: истребование документов, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

Минфин в письме от 15 июля 2016 года № 03-02-07/1/41426 указал, что Налоговым кодексом не предусмотрено ограничение количества дополнительных мероприятий налогового контроля. Но при этом четко установлен срок проведения таких мероприятий - один месяц. Для консолидированной группы налогоплательщиков - два месяца (п. 6 ст. 101 НК РФ). То есть в рамках одной налоговой проверки может быть назначено несколько дополнительных мероприятий налогового контроля, но при этом их продолжительность не должна превышать одного месяца.

С материалами, полученными в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, вы вправе ознакомиться и представить налоговой инспекции соответствующие пояснения или возражения. И хотя срок и порядок таких действий Налоговым кодексом не описан, их обязательность признают и судьи, и налоговики (п. 38 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, Письмо ФНС России от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692).

Обратите внимание, что решение о привлечении к ответственности и взыскании задолженности может быть вынесено налоговым органом в отношении взаимозависимого лица компании. На это указал Верховный Суд в Определении от 2 ноября 2015 года № 305-КГ15-13737. При этом налоговый орган должен доказать, что компания действительно является взаимозависимым и аффилированным лицом проверяемого налогоплательщика.

Имейте в виду, что налоговая инспекция в ходе выездной проверки может принять решение об изменении размера налоговой обязанности налогоплательщика на основе дополнительных доказательств. И если даже по ранее проведенной камеральной проверке есть решение суда (например, об опровержении налогового правонарушения), то по результатам последующей выездной проверки вас могут привлечь к налоговой ответственности. Такое решение вынес Конституционный суд в определении от 10 марта 2016 года № 571-О.

Если в результате проверки вынесено решение о доначислении налога, например, имущественного или ресурсного, организация вправе на сумму доначисления уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль. Налоги, сборы и страховые взносы относятся к прочим расходам, а проверяющие по завершении выездной налоговой проверки должны обладать всей полнотой информации о налоговых последствиях финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. На это указано в Определении СК по экономическим спорам ВС РФ от 30 ноября 2016 г. № 305-КГ16-10138.

В данном Определении содержатся выводы, полезные для налогоплательщиков. Судьи исходили из общего правила, что суммы начисленных налогов и сборов относятся к прочим расходам по налогу на прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Что такое «начисленный налог» не определяет Налоговый кодекс, но определяет Президиум ВАС РФ в Постановлении от 2 октября 2007 г. № 7379/07. Начисленный налог – это налог, отраженный налогоплательщиком в представляемых им налоговых декларациях в качестве подлежащего уплате в бюджет. А «доначисленный» налог – это налог, предложенный к уплате в решении по результатам налоговой проверки (п. 3 ст. 40, ст. 105.18, п. 2 ст. 105.23 НК РФ).

Кроме того, сославшись на нормы статьи 89 Налогового кодекса, суд отметил, что налоговый орган по завершении выездной налоговой проверки должен обладать полной информацией о налоговых последствиях финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, осуществленной в проверенном периоде. Эта информация должна включать также данные о доходах и расходах по налогу на прибыль, если он входил в предмет проверки.

В данном случае рассматривался вопрос о том, была ли вправе компания учесть в расходах по налогу на прибыль доначисленный по результатам проверки и уплаченный ей НДПИ до подачи в налоговую инспекцию уточненной декларации по этому налогу. Суд указал, что компания была вправе это сделать, а решение инспекции о непризнании расхода и доначислении налога на прибыль признано незаконным.

Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа

Письменное требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов должно быть направлено фирме в течение 20 дней с момента вступления в силу решения о привлечении к налоговой ответственности (решение вступает в силу, как правило, по истечении одного месяца со дня вручения).

Формы требований приведены в приказе ФНС России от 3 октября 2012 года № ММВ-7-8/662@. В них налоговая инспекция должна указать все необходимые данные, чтобы можно было понять, что за налог вам приходится доплачивать и какие санкции вам начислены.

Пример

Налоговая инспекция выставила фирме требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа. Фирма с ним не согласилась и обратилась в суд. Арбитры удовлетворили иск, потому что из содержания требования невозможно установить, за какой период и на основании какого расчета были начислены санкции. Это не позволяет выяснить, правомерно ли они начислены.

Отметим, что Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ в пункт 4 статьи 69 НК РФ внесены изменения. Согласно им, срок уплаты налога теперь приводится только в требовании, которое направляется физическому лицу. То есть индивидуальному предпринимателю или гражданину, который не зарегистрирован в упомянутом качестве.

Поэтому неуказание срока уплаты налога в требовании, адресованном фирме, не может сейчас рассматриваться судами как одно из оснований для его отмены.

Срок исполнения требования - восемь рабочих дней или более продолжительный период, указанный в требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ). Если срок заведомо нереален - обращайтесь в суд.

Если ИФНС не направила вам требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа и попыталась взыскать их самостоятельно, вы можете в дальнейшем сослаться на это в суде как на нарушение ваших прав и выиграть спор.

Пример

Налоговая инспекция проверила деятельность предпринимателя.

По результатам проверки руководитель инспекции принял решение взыскать с предпринимателя недоимку, пени и штраф. Требование об уплате предприниматель не получил.

Позднее налоговики обратились с заявлением в арбитражный суд. Однако арбитры отказали им. Инспекция не смогла доказать в суде, что выполнила свою обязанность предложить предпринимателю уплатить штраф добровольно. Тем самым она грубо нарушила права коммерсанта.



Акт налоговой проверки - документ, составляемый уполномоченными должностными лицами налоговых органов по результатам выездной налоговой проверки в согласовании с требованиями ст. 100 НК, являющийся одним из оснований для принятия решения по результатам рассмотрения материалов проверки.

Акт налоговой проверки составляется не позже 2-ух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов. Акт подписывается этими лицами и управляющим проверяемой организации или личным бизнесменом, или их представителями. Об отказе представителей организации подписать акт в нем делается соответственная запись. В случае, когда обозначенные лица уклоняются от получения акта, это должно быть отражено в акте налоговой проверки. В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в процессе проверки, либо отсутствие таких, также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Форма и требования к составлению акта налоговой проверки инсталлируются МНС (Аннотация МНС от 31 марта 1999 г. № 52 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов»).

Акт вручается руководителю организации-налогоплательщика или персональному бизнесмену (их представителям) под расписку либо передается другим методом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком либо представителями налогоплательщика. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается 6-ой денек, начиная со денька его отправки.

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со денька получения акта проверки представить в соответственный налоговый орган письменное разъяснение мотивов отказа подписать акт либо возражения по акту в целом либо по его отдельным положениям. Налогоплательщик вправе приложить к письменному разъяснению (возражению) либо в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений либо мотивы отказа от подписания акта проверки. По истечении обозначенного срока в течение менее 14 дней управляющий (заместитель управляющего) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, также документы и материалы, выставленные налогоплательщиком.

Особенности производства по делу о предусмотренных НК нарушениях законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сбора либо налоговыми агентами, определены в ст. 101.1 НК.

При обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов либо налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах (в том числе о совершении налоговых правонарушений), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответственная запись в этом акте. В случае, когда обозначенное лицо уклоняется от получения акта, должностным лицом налогового органа делается соответственная отметка в акте.

В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах. Форма акта и требования к его составлению инсталлируются МНС. Акт вручается лицу, совершившему нарушение законодательства о налогах и сборах, под расписку либо передается другим методом, свидетельствующим о дате его получения.

В случае направления обозначенного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается 6-ой денек, начиная со денька его отправки.

Лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со денька получения акта проверки представить в соответственный налоговый орган письменное разъяснение мотивов отказа подписать акт либо возражения по акту в целом либо по его отдельным положениям. При всем этом лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, вправе приложить к письменным объяснениям (возражениям) либо в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений либо мотивы отказа от подписания акта проверки. По истечении обозначенного срока в течение менее 14 дней управляющий (заместитель управляющего) налогового органа рассматривает акт, в каком зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, также документы и материалы, выставленные лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах.

В случае представления лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах, письменных разъяснений либо возражений по акту материалы проверки рассматриваются в присутствии этого лица либо его представителей. О времени и месте рассмотрения материалов налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заранее. Если лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, невзирая на уведомление, не явилось, то акт и приложенные к нему материалы рассматриваются в его отсутствие.

По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему материалов управляющий (заместитель управляющего) налогового органа выносит решение:

1) о вербовании лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;
2) об отказе в вербовании лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;
3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Решение о вербовании лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах должно непременно содержать:

а) происшествия допущенного нарушения;
б) указания на документы и другие сведения, которые подтверждают происшествия допущенного нарушения;
в) резоны, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих резонов;
г) решение о вербовании лица к ответственности за определенные нарушения законодательства о налогах и сборах с указанием статей НК, предусматривающих данные нарушения и используемые меры ответственности.

На основании вынесенного решения о вербовании лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пеней.

Копия решения управляющего налогового органа и требование вручаются лицу, нарушившему законодательство о налогах и сборах, под расписку либо передаются другим методом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком или его представителем. В случае, если копия решения налогового органа и (либо) требование не могут быть ему вручены, они числятся приобретенными лицом, нарушившим законодательство о налогах и сборах, либо его представителем по истечении 6 дней после их отправки по почте заказным письмом. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов вышеуказанных требований может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом либо трибуналом.

По выявленным налоговым органом нарушениям законодательства о налогах и сборах, за которые лица подлежат вербованию к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении лиц, виноватых в их совершении, выполняются налоговыми органами в согласовании с законодательством об административных правонарушениях.

Похожие публикации