Обо всем на свете

Опыт работы инструктора по физической культуре в детском саду. Описание опыта работы инструктора по физической культуре. Образец типовой инструкции

Выносливость и многое другое.

Обеспечить увеличение нагрузки можно различными способами. Оптимальный вариант - это построение занятия по типу «поточно-круговой» тренировки. Параллельно с этим интенсивность и плотность занятия можно повысить за счет включения в работу уже освоенных детьми заданий и упражнений.
Перед началом занятия устанавливаем поперек зала четыре гимнастические скамейки на расстоянии 2.5 метра друг от друга.
После построения и приветствия, дети «змейкой» проходят по всем скамейкам «на носках» с равным положением рук. Здесь важно почувствовать осанку, расправить плечи, поднять голову, подтянуть живот и ощутить себя на крепких и сильных ногах. Ходьба по скамейке на носках - хорошая ситуация выработки доверия к своему собственному телу.
Следующее задание - ходьба по скамейкам на носках высоко поднимая колено, слегка фиксируя равновесие.
Этими упражнениями мы не только «подготовили стопу" к предстоящим нагрузкам, но и предоставили детям возможность освоиться таким образом в организованном физическом пространстве зала, и ощутить, почувствовать «равновесность» своего тела в пространстве.

БЕГ И РАЗГОВОР ВОКРУГ СВОЕГО ТЕЛА
После такой разминки детям предлагается следующее задание - бег по кругу...
По сигналу педагога дети меняют направление бега на противоположное, соблюдая договор – «не отставать и не обгонять». Затем - бег «змейкой» между скамеек, опять смена направления бега. Далее - игровое задание «Кто успел?". По свистку дети встают на любую скамейку, причем или лицом, или спиной к педагогу, в зависимости от предварительной команды.
Далее выполняются поскоки между скамеек, поскоки с вращением вокруг себя. Дошкольники, выполняют эти задания так, что видят и тех, кто впереди, и чувствуют тех, кто сзади. Это позволяет им соблюдать дистанцию, не толкать друг друга и не выпадать из общего рисунка совместного движения. «Направляющий» задает темп и ритм поскоков, следующий за ним подхватывает этот темп и ритм, третий - готовится, четвертый - оценивает происходящее, пока еще как наблюдатель. Но вот и он включился в фактуру движения. Сзади тоже прыгают. Их видно боковым зрением.
"И направляющего Диму видно тоже. Он прыгает уже далеко впереди, и нам - туда же».
Вообще, возможность двигаться друг за другом, удерживая единый темп и ритм - легче всего может быть обнаружена детьми именно на физкультуре. Потом она (эта возможность) вновь проявляет себя при хоровом пении, и только по том - в совместных действиях при чтении (кто - то из детей успевает читать, а кто-то успевает слушать и понимать), при решении задач (кто - то решает, кто-то следит и понимает}. Без общего темпа, без умения его согласовывать невозможна ни одна групповая деятельность; даже простой совместный разговор, когда скорость говорения нужно согласовывать со скоростью слушания и понимания. Дети уже преодолели дистанцию в 400 метров. Далее пройдем шагом и вновь остановимся перед первой скамейкой. Переходим к прыжкам


ДОВЕРИЕ К СЕБЕ РОЖДАЕТСЯ ИЗ ДОВЕРИЯ К ДРУГИМ
После 2 – 3 циклов прыжков, которые дети выполняют «потоком» И змейкой, пульс будет повышаться до 180 ударов в минуту. эту нагрузку необходимо удержать в течение нескольких минут, чтобы получить развивающий эффект.
Прыжки по скамейкам на двух ногах, длинные прыжки, прыжки на правой и на левой ногах по всем скамейкам с выпрыгиванием на одну ногу (здесь-то и требуется чувство равновесия) укрепляют мышцы стопы и всей ноги.
Прыжки – «ноги вместе - на скамейку, ноги врозь - со скамейки», перепрыгивание скамеек, согнув ноги. Подобное количество заданий может озадачить и взрослого, и неподготовленного ребенка. Однако, сели дети занимаются физической культурой регулярно, то такие нагрузки воспринимаются детьми без возражений. Им действительно нравится легко перелетать через скамейки, им действительно не страшно прыгать по ним на одной ноге, они доверяют своему телу и самим себе. У них есть уверенность в своих возможностях. И при этом они понимают, что любой уставший может, без специального на то разрешения взрослого, просто выйти из «круга» и отдохнуть на скамейке. Но таких детей бывает не больше двух – трех на занятии. Наблюдая за детьми, видно, что выполняют они эти задания слаженно, ритмично, технически правильно: причем - как отдельные дети, так и вся группа вместе. Отметим, что дети уже сами (!) определяют и держат темп занятия. Общий темп складывается при такой организации занятий к концу ноября месяца, и сейчас (в январе-феврале) мы его просто используем для организации занятия и более эффективного решения педагогических задач.
Видно, что дети ориентируются на успех другого ребенка о выполнении того или иного движения, стремясь сделать не хуже, а даже лучше. Таким образом дети учатся друг у друга, а эффективность занятия тем самым только повышается.
Конечно, это не только наша заслуга. Очень многое определяется стилем работы воспитателем в группе. И если отношения взрослого и детей в группе доброжелательные, содружественные, то эта содружественностъ обнаруживается и на других занятиях, например, физкультурных.

ЧЕМУ РАДУЮТСЯ ВЗРОСЛЫЕ?
Вернемся к занятию. Следующее задание носит игровой характер. Дети превращаются в «гусениц" и ползут друг за другом по веточкам-скамейкам. Договор - ползти друг за другом, сохраняя образ гусениц, а не извивающихся червяков. Так достигается правильность постановки рук и, тем самым, развитие мышц рук. Скамеек - четыре штуки, дети ползут по всем скамейкам, и есть возможность просматривать по сторонам и видеть - кто вокруг: «гусеницы» или «червяки». Возможность удерживать образ движения обеспечивается здесь не столько инструкцией взрослого, сколько готовностью детей действовать совместно, сложившейся у них общей заинтересованностью к ежедневным встречам в спортивном зале, общими интересами и взаимными симпатиями.
Дыхание детей восстановилось. и теперь, после этой «разрядки» дети встают в две колонны с правой стороны зала. Скамейки перед ними,.
Первое задание: по свистку дети, стоящие в колоннах первыми бегут, перепрыгивая все скамейки и встают в «хвост». Основной договор - движение начинается по свистку. Пока первые бегут, вторые - готовятся. Здесь интерес¬но посмотреть, действительно ли дети готовятся к бегу и прыжкам. Те, кто действительно готовится, те принимают особую позу, особый наклон, даже взгляд у этих детей меняется. Если дети это делают, значит, они уже представляют то, что им предстоит выполнить, они «проигрывают в уме» будущие свои действия, глядя на прыгающих перед ними детей.
Свисток, первая пара побежала, свисток, вторая пара. Время подачи очередного сигнала по¬степенно сокращается до 3-2 секунд, но дети не сбиваясь, не разрывая общего рисунка бега, на большой скорости и в непрерывном движении выполняют это задание.
Важно, что одновременность прыжка и т.д. – это не самоцель и педагогическая самоценность, это лишь подтверждение желания детей действовать вместе, совместно, согласовано, дружественно.
Второе задание более сложное. В самом начале нужно сделать кувырок, держась за руки, затем, не разрывая рук, перепрыгнуть вместе (в паре) все четыре скамейки, в самом конце поменяться местами и вернутся в «хвост», но уже другой колонны.
Согласимся, такая слаженность работы детей старшей группы детского сада может пора-довать не только тренера-педагога, но и воспитателя данной группы. Тем более, что воспитатели в нашем саду всегда находятся в зале во время занятий. Причем перед началом этого задания тренер вместе с воспитателем, взявшись за руки, могут и кувыркнутся вместе, и вместе перепрыгнуть все скамейки. Детьми такое участие взрослых воспринимается очень положительно...
Прыжковых упражнений на сегодняшний день достаточно.

ВЫНОСЛИВОСТЬ НА «БОЛОТЕ»
Дети становятся в круг в центр зала. Спрашиваем детей, согласны ли они сегодня побыть лягушатами. Если согласны, значит двигаться по залу можно будет только прыжками «с ног на руки», как лягушки. Если согласны, значит, нужно выбрать царя лягушек. Дети сами выби¬рают царя. Ему отводится особое место, где он «восседает» на троне.
Право царя - выбрать водящего (попрыгунчика), который, «оседлав» хоппибол, будет прыжками передвигаться по залу ловить лягушек. В спою очередь «попрыгунчик» выбирает себе помощника. помощник внимательно следит за ходом игры: его задача привести к царю отловленного лягушонка. Царь повелевает выполнить его распоряжение (сделать «мостик», «стойку на лопатках», подтянуться на турнике, прыгнуть через скакалку 10-20 раз и т.д.).
Основная задача взрослого - организовать детей на игру, помочь разобраться с ролями и правилами.
Все предложенные персонажи пришлись детям по душе. Дети сами распределили роли, сами играли, а взрослому наконец-то можно было понаблюдать со стороны за этими «живым спектаклем», получить удовольствие и узнать много нового из особенностей характеров, привычек, умений детей; обнаружить новые способы их соорганизации друг с другом, меру готовности принимать задания от своих сверстников и т.д.
Несколько раз идет смена ролей, дети готовы играть до бесконечности. Но время занятия подходит я концу. Мы собираемся в круг, для того, чтобы обменяться впечатлениями о том, что происходило сегодня на «болоте».
Дети строятся, прощаются с преподаватель, но им совсем не хочется уходить из физкультурного зала.

Ирина Арифулина

Педагогический опыт

инструктора по физической культуре Арифулиной И . В.

МДОУ детский сад № 20 г. о. Орехово-Зуево

2слайдВ настоящее время развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений государственной политики в нашей стране.

Моя позиция в работе инструктора по физической культуре : «Сделаю все, что в моих силах, чтобы дети были здоровы!»

Мое педагогическое кредо – прививать интерес к физической культуре ;

Приучать детей к здоровому образу жизни;

Формировать у дошкольников потребность к двигательной активности.

3 слайд Стремлюсь создать в нашем детском саду маленькую страну здоровья, где живут умные, веселые жители.

4 слайдВ своей педагогической деятельности , я придерживаюсь трех основных принципов, который выдвинул грузинский педагог и психолог Ш . А. Амонашвили : 1 Либить ребенка. 2 Очеловечивать среду, в которой живет ребенок. 3 Прожить в ребенке свое детство.

Когда видишь радость и интерес в глазах детей, их желание постигать мир движений, стремишься раскрыть неповторимость, индивидуальность, талант каждого.

5 слайд Для проведения физкультурных занятий совершенствуется РППС :зал оснащен необходимым спортивным оборудованием, на территории есть спортивная площадка, которая используется в любое время года.

6 слайд Каждый день в нашем детском саду начинается с утренней зарядки.

7 слайд Зарядка вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения . Со временем эта полезная привычка переходит в потребность, тем самым прививается культура здорового образа жизни у дошкольников.

8 слайд Главное составляющей моей работы - разнообразие форм двигательной активности воспитанников.

9 слайд Мой опыт доказывает , что высоких показателей в физическом развитии дошкольников можно достичь при умелой правильной организации игровой деятельности.

10 слайд Поэтому все проекты - «Здоровый ребенок – успешный ребенок» , «Здоровые дети в здоровой семье» , «Детский сад – территория здоровья» реализую через игру.

11слайд Невозможно представить жизнь ребенка в детском саду

12 слайд без веселых, интересных увлекательных праздников и соревнований.

13 слайд Работа с детьми -огромное счастье. Только они умеют бескорыстно любить, вдохновлять и вселять уверенность в необходимости моего труда. Общение с ними доставляет мне удовольствие и радость. Я нужна им, а они нужны мне.

Слайд14. Целью оздоровительной работы в нашем детском саду является создание устойчивой мотивации в потребности сохранения своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Система работы по оздоровлению детей в ДОУ включает 3 блока мероприятий : Лечебно – профилактические, Обеспечение психологической безопасности личности ребенка и Оздоровительная направленность воспитательно - образовательного процесса.

Работая по рабочей программе, составленной на основании примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой» с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта, использую в своей деятельности разные инновационные здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

Игровой стретчинг – гарантирует детям правильное развитие функциональных систем организма, красивую осанку и является отличной профилактикой сколиоза и плоскостопия.

15 слайд Релаксация. При проведении упражнений на релаксацию у дошкольников приводится в нормальное состояние психика и нервная система, снимается внутреннее напряжение.

16 слайд Самомассаж – помогает ребенку снят общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно.

17 слайд Пальчиковая гимнастика играет очень важную роль. С ее помощью развивается не только мелкая моторика, но также и речевой центр ребенка.

18 слайд Кинезиологические упражнения позволяют улучшить память, речь, внимание, пространственное мышление, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость.

19 слайд ВИДЕО дыхательной гимнастики

20 слайд Круговая тренировка. Многократность повторения тех или иных движений, упражнений способствует более прочному формированию двигательного навыка, обеспечивает достаточную физиологическую нагрузку на организм ребенка.

Танцевально - ритмические движения. Музыка и движения формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие. Музыка и движения помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир.

22слайд В рамках реализации проекта по развитию системы дополнительного образования мною разработана программа для спортивно- оздоровительной группы по укреплению здоровья «Веселые ножки» , главной целью которой является формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни, профилактика и коррекция заболеваний опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста.

23 слайд При тесном взаимодействии с медицинскими работниками (рекомендациями, полученными в ходе медицинского обследованиями) и письменном согласии родителей (законных представителей) помогаю детям с проблемами здоровья (в частности, профилактика плоскостопия) .

24 слайд У педагогов и родителей единые задачи : сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Большое внимание уделяю сотрудничеству с родителями, направленное на формирование здорового образа жизни всей семьи : Деловая игра «Здоровый образ жизни всей семьи» , круглый стол «Игра в гости к нам пришла» , практикум «Во что играют ваши дети» , совместные праздники.

Сотрудничество с специалистами.

26 слайд ВИДЕОПеркусова

27 слайдВИДЕОСавельева

28 слайдМы активно сотрудничаем со школами и детскими садами. Традицией стало проведение соревнования между дошкольниками разных садов : МДОУ д\с № 18, МДОУ ЦРР № 28, МДОУ д\с № 23.

Участвуем в городских мероприятиях : спортивные соревнования «Честь, Доблесть и Слава» , посвященные Дню защитника Отечества, спортивные соревнования в рамках недели здоровья, фестиваль спортивного танца.

29 слайд Наши воспитанники не только были участниками соревнований, но и становились победителями.

30слайд Не мыслю себя без постоянного совершенствования и понимаю, что должна быть образцом для своих воспитанников.

31 слайд Поэтому повышаю свой профессиональный уровень, перенимаю лучший опыт своих коллег .

32 слайд И охотно делюсь своим опытом на персональном сайте нашего детского сада

36слайд Чтобы зажечь других нужно гореть самому.

37 слайд ВИДЕО флешмоба

38 слайд Я хочу пожелать всем, кто выбрал путь педагога .

39 слайдНе жалейте тепла своего сердца,

Света своего разума в работе с детьми

И они смогут сделать наш мир прекраснее, ярче и светлее.





Как рассчитывается ставка инструктора по физкультуре детского сада, из чего складывается нормативное рабочее время и чем занят инструктор во время, которое не определяется в часах

Узнайте о работе физинструктора ДОО больше

С введением ФГОС в дошкольных организациях требования к квалификации инструктора по физкультуре определены достаточно категорично: профессиональное образование в области физкультуры и спорта. Наверняка в светлом будущем такие специалисты появятся в детских садах, однако, сегодня профессионалы на эту должность не стремятся. Несмотря на то, что инструктор по физической культуре относится к категории педагогических работников, прав на льготную пенсию по выслуге 25 лет как другие педагогические работники ДОО, например, воспитатель или музыкальный руководитель он не имеет.


Тем не менее основной работой инструктора по физкультуре является проведение физкультурных занятий, спортивных досугов и праздников с детьми, что, собственно входит в нормативное рабочее время, а также составление перспективных планов, конспектов занятий, ведение документации — то, что занимает все оставшееся время, не определенное в часах.

Как рассчитывается ставка инструктора по физкультуре ДОО

Согласно Постановлению Минтруда РФ от 21.04.1993 № 88 в дошкольном учреждении, или как сейчас рекомендовано: в дошкольной образовательной организации на две группы детей в возрасте от трех лет положено 0,25 ставки инструктора по физкультуре, соответственно полная ставка физинструктора - восемь групп.
ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ




Продолжительность рабочего времени инструктора по физической культуре

В соответствии с Приложением №1 к приказу Министерства образования и науки РФ
от 22 декабря 2014г. №1601
«О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»
Зарегистрированным в Минюсте России 25 февраля 2015 г. № 36204
Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников
Инструкторам по физической культуре согласно п. 2.6. за ставку заработной платы установлена норма часов педагогической работы 30 часов в неделю.
Из Комментария к приказу: «для всех педагогических работников (за исключением педагогических работников, предусмотренных подпунктами 2.8.1. и 2.8.2. пункта 2.8 приложения 1 к приказу № 1601) нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы одновременно являются и их рабочим временем . При увеличении или уменьшении объема педагогической работы против установленных норм часов за ставку заработной платы продолжительность их рабочего времени (как и размер заработной платы) увеличивается или уменьшается»
Настоящий Приказ наряду с статьей 333 РФТК РФ имеет очень важное значение для обеспечения стабильности правового регулирования вопросов, связанных с рабочим временем педагогических работников.

О рабочем времени инструктора по физкультуре:
Согласно документу в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (НОД) работа – нормируемая часть, а также воспитательная, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом: методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

Должностные обязанности инструктора по физической культуре

Должностные обязанности физинструктора прописываются в должностной инструкции, которая разрабатывается на основании Трудового кодекса РФ, квалификационной характеристики инструктора по физической культуре образовательной организации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения образования и социального развития РФ от 26.08.10 г. № 761н, Устава образовательной организации.

Инструктор по физической культуре

Должностные обязанности (соответствует ФГОС ДО)
Организует активный отдых обучающихся, воспитанников в режиме учебного и внеучебного времени образовательного учреждения. Организует и проводит с участием педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) физкультурно-спортивные праздники, соревнования, дни здоровья и другие мероприятия оздоровительного характера. Осуществляет просветительскую работу среди родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся, воспитанников, педагогических работников с привлечением соответствующих специалистов. Определяет содержание занятий с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей, интересов обучающихся, воспитанников. Ведет работу по овладению обучающимися, воспитанниками навыками и техникой выполнения физических упражнений, формирует их нравственно-волевые качества. Обеспечивает безопасность обучающихся, воспитанников при проведении физических и спортивных занятий, оказывает им первую доврачебную помощь. Постоянно следит за соблюдением санитарно-гигиенических норм и состоянием помещений. Совместно с медицинскими работниками контролирует состояние здоровья обучающихся, воспитанников и регулирует их физическую нагрузку, ведет мониторинг качества оздоровительной работы в образовательном учреждении с использованием электронных форм учета показателей здоровья и физических нагрузок. При осуществлении физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися, воспитанниками в плавательных бассейнах проводит совместно с педагогическими работниками работу по обучению их плаванию с учетом возрастного состава группы; составляет расписание занятий по плаванию для каждой группы, ведет журнал, фиксируя содержание занятий по плаванию и освоение его обучающимися, воспитанниками, организует предварительную работу с родителями (лицами, их заменяющими) по подготовке обучающихся, воспитанников младшего возраста к занятиям в бассейне, проводит беседы, инструктажи с обучающимися, воспитанниками, начинающими занятия в бассейне, о правилах поведения в помещении бассейна и их выполнении. С учетом возраста обучающихся, воспитанников младшего возраста оказывает им помощь при переодевании и принятии душа, приучает их к соблюдению требований гигиены; поддерживает контакты с медицинским персоналом, проверяет гигиеническое состояние бассейна. Консультирует и координирует деятельность педагогических работников по вопросам теории и практики физического воспитания обучающихся, воспитанников. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Инструктор по физкультуре детского сада должен знать:
приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную, оздоровительную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику и психологию; возрастную физиологию, анатомию; санитарию и гигиену; методику обучения на спортивных снарядах и приспособлениях; методику обучения игровым видам спорта, плаванию; правила поведения на воде; правила безопасности при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий; основы коррекционно-оздоровительной работы и соответствующие методики (при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии); современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы установления контакта с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего распорядка (трудового распорядка) образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Образец типовой инструкции

В файле будет эта инструкция, есть новая исправленная под требования ФГОСДО, можно почитать здесь

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основании квалификационной характеристики инструктора по физической культуре образовательного учреждения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения образования и социального развития РФ от 26.08.10 г. № 761н, Трудового кодекса РФ, Устава Учреждения.
1.2. Инструктор по физической культуре (далее – инструктор по физкультуре) относится к категории педагогических работников, назначается и освобождается от должности заведующим ДОО.
1.3. Инструктор по физической культуре подчиняется непосредственно заведующему ДОО, заместителю заведующего по воспитательной и методической работе.
1.4. В своей деятельности инструктор по физической культуре должен руководствоваться:
- Конституцией и федеральными законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, иными нормативно-правовыми актами законодательной и исполнительной власти РФ;
- Законом РФ «Об образовании», иными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы образования;
- Уставом и локальными актами ДОО, в т.ч.: правилами внутреннего трудового распорядка; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; приказами и распоряжениями заведующего, настоящей должностной инструкцией; трудовым договором;
- Законодательными и нормативными документами по организации оздоровительной работы в ДОО;
- Нормативными документами и методическими материалами по вопросам профессиональной и практической деятельности.
1.5. Инструктор по физической культуре:
- работает по графику, утвержденному заведующим ДОО, с нагрузкой на одну ставку 30 ч. в неделю;
- в соответствии с образовательной программой, годовым планом работы ДОО самостоятельно планирует свою деятельность на год и помесячно с утверждением плана заведующим ДОО;
- по необходимости привлекается администрацией ДОО к педагогической, методической или организационной работе в пределах установленного рабочего времени;
- получает от администрации ДОО информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится с соответствующими документами;
- систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками ДОО;
- подотчетен заведующему ДОО и Педагогическому совету учреждения.
2. Должностные обязанности
Инструктор по физкультуре:
- Организует и проводит с участием педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) физкультурно-спортивные праздники, соревнования, дни здоровья и другие мероприятия оздоровительного характера.
- Осуществляет просветительскую работу среди родителей (лиц, их заменяющих) воспитанников, педагогических работников с привлечением соответствующих специалистов.
- Осуществляет связи с учреждениями дополнительного образования спортивной направленности и учреждениями спорта.
- Определяет содержание непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей, интересов воспитанников.
- Ведет работу по овладению воспитанниками навыками и техникой выполнения физических упражнений, формирует их нравственно-волевые качества.
- Обеспечивает безопасность воспитанников при проведении непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию, оказывает им первую доврачебную помощь; постоянно следит за соблюдением санитарно-гигиенических норм и состояний помещения.
- Совместно с медицинскими работниками контролирует состояние здоровья воспитанников и регулирует их физическую нагрузку, ведет мониторинг качества оздоровительной работы в образовательном учреждении с использованием электронных форм учета показателей здоровья и физических нагрузок.
- Консультирует и координирует деятельность педагогических работников по вопросам теории и практики физического развития.
- Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.
- Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим.
- Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
- Содействует сохранению и укреплению здоровья детей, их физическому развитию на всех этапах дошкольного детства.
- Обеспечивает выполнение программы по физическому воспитанию детей с учетом возрастных и психофизических особенностей развития дошкольников; индивидуально-ориентированный подход к подбору и комплектованию групп дошкольников для проведения непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию и оздоровительных мероприятий; безопасность детей, охрану их здоровья, эмоциональный комфорт в период занятий физическими упражнениями.
- Планирует содержание работы в соответствии с образовательной программой, годовым планом работы ДОУ и определяет ее виды и формы исходя из имеющихся в образовательном учреждении условий.
- Внедряет в практику работы новые технологии и вариативные программы по физическому воспитанию детей.
- Два раза в год проводит мониторинг физического развития и физической подготовленности детей и на основе этого составляет перспективные планы физкультурных занятий для каждой возрастной группы, индивидуальную работу с детьми.
- Принимает меры по физической реабилитации воспитанников, имеющих отклонения в состоянии здоровья и слабую физическую подготовку.
- Отвечает за оснащение физкультурного зала и кабинета разнообразными пособиями и методическими разработками.
- Проводит обучающую работу среди воспитателей ДОО по вопросам физического воспитания: помогает в организации двигательной активности детей, распределении физических нагрузок; разрабатывает комплексы утренних гимнастик; составляет планы непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию на воздухе, оказывает помощь в организации и периодически осуществляет контроль их проведения.
- Осуществляет дифференцированный подход к физкультурно-оздоровительной работе на основе совместного перспективного планирования с учителем-логопедом, педагогом-психологом и воспитателями, с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, имеющих отклонения в развитии.
- Один раз в месяц проводит физкультурные досуги в каждой возрастной группе и два-три раза в год физкультурные праздники.
- Соблюдает режим физической нагрузки во время проведения непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию и физкультурно-оздоровительных мероприятий; правила техники безопасности при использовании спортивного оборудования и инвентаря.
- Представляет опыт своей работы в рамках ДОО, на окружных, городских и краевых мероприятиях.
- Осуществляет контроль состояния и эксплуатации спортивных сооружений и оборудования.
- Оформляет необходимую документацию в соответствии с нормативными требованиями.
- Организует работу кружков и спортивных секций.
- Проходит медицинский осмотр согласно графику.
- Ежедневно содержит в идеальном состоянии свое рабочее место.
- Инструктор по физкультуре обязан сообщать заведующему, заместителю заведующего по воспитательной и методической работе о невыходе на работу в связи с заболеванием и о начале работы после болезни, отпуска.
3. Инструктор по физкультуре должен знать
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную, оздоровительную деятельность;
- Конвенцию о правах ребенка;
- педагогику и психологию; возрастную физиологию, анатомию; санитарию и гигиену;
- методику обучения на спортивных снарядах и приспособлениях; методику обучения игровым видам спорта;
- правила безопасности при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий; основы коррекционно-оздоровительной работы и соответствующие методики (при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии), современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
- методы установления контакта с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками;
- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
- основы работы текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
- правила внутреннего распорядка (трудового распорядка) образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
4. Права
Инструктор по физкультуре имеет право:
4.1. На ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня (при условии работы в группах компенсирующего вида на одну ставку – 56 календарных дней).
4.2. Знакомиться с проектами решений заведующего ДОО, касающихся его деятельности.
4.3. Отказаться от выполнения распоряжений администрации ДОО в тех случаях, когда они противоречат профессиональным этическим принципам или основным задачам его работы.
4.4. Требовать от администрации ДОО создания условий, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей.
4.5. Совместно с заместителем заведующего по воспитательной и методической работе определять конкретные задачи работы с детьми, педагогами и родителями (законными представителями); выделять приоритетные направления деятельности в определенный период; выбирать и использовать современные методики физического воспитания, учебные пособия и материалы в соответствии с образовательной программой и годовым планом работы ДОО.
4.6. Участвовать в работе Педагогического совета ДОО.
4.7. Принимать участие, выступать с обобщением опыта своей работы на методических объединениях, педагогических советах, родительских собраниях, конференциях различных уровней и в средствах массовой информации.
4.8. Повышать свою квалификацию.
4.9. На иные права, предусмотренные законодательством РФ.
5. Ответственность
5.1. Инструктор по физкультуре в порядке, установленном законодательством РФ несет ответственность за:
- некачественную или не в полном объеме реализацию образовательной программы в соответствии с планом;
- жизнь и здоровье воспитанников во время образовательного процесса;
- нарушение прав и свобод ребенка;
- неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ;
- за вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также ДОО, или причинение морального вреда действиями, нарушающими личные неимущественные права, а также в других случаях, предусмотренных гражданским законодательством РФ.
5.2. За применение, в т.ч. однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника инструктор по физкультуре освобождается от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством РФ и Законом РФ «Об образовании».
5.3. За нарушение правил техники безопасности при эксплуатации аудио- и видео- оборудования, пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил инструктор по физкультуре привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством РФ.
5.4. За виновное причинение ДОО или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей инструктор по физкультуре несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым законодательством РФ.

При приеме на работу стоит внимательно прочитать должностную инструкцию, не стесняясь обговорить с заведующим каждый пункт. В этом случае между Вами и руководителем не останется недомолвок, что позволит наладить деловые отношения, например, корректно отказаться от распоряжений руководителя не связанных с должностными обязанностями инструктора по физкультуре.

Опыт работы инструктора по физической культуре

«Детский сад №257 Самоцветы»

С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и оттого, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением. Главным образом это члены семьи дошкольника. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей.

Здоровье детей связано с условиями их жизни, зависит от состояния здоровья их родителей, наследственности и даже профессии родителей. Поэтому укрепление здоровья детей, содействие их физическому развитию является особенно актуальным.В настоящее время ученые и врачи всех стран рассматривают физические упражнения и вообще движения как важное средство оздоровления организма и предупреждение заболеваемости.

В процессе работы с детьми я обратила внимание на то, что современные дети достаточно подвижны. Все моменты их повседневной жизни наполнены движениями. В то же время врачи и ученые всех стран доказывают, что уровень заболеваемости велик. Возможно причина их заболеваемости не в недостатке движения, а в неправильной организации двигательной активности, а также недостаточно сформированных знаниях о физической культуре среди детей и родителей.

Поэтому целью моей работы является формирование привычки к здоровому образу жизни у детей через различные формы работы. А предполагаемым результатом является – снижение уровня заболеваемости детей в группе. Для ее осуществления определила следующие задачи:

1. Формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее двигательное поведение. Формировать правильные навыки выполнения основных движений;

2. Развивать у детей гибкость, ловкость, быстроту, выносливость, силу, а также равновесие и координацию движений;

3. Поддерживать интерес к двигательной деятельности;

4. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни;

Для решения задач были созданы специальные условия: физкультурные уголки в группах, где сосредоточено стандартное и нестандартное оборудование (ребристые и профилактические дорожки, массажные коврики, кольца, кегли, и др.) Спортивная площадка на улице (дорожка здоровья, яма для прыжков в длину выносная мишень для метания и др.,)

Изучив начальные знания детей о здоровье человека, спланировала познавательные занятия для физкультурно- оздоровительного кружка

« Здоровячок» для детей старшего дошкольного возраста.

Для развития навыков движений и совершенствования физических качеств, провожу с детьми физкультурные занятия в зале и на воздухе, в зимнее время с выходом на зимний стадион. На занятиях использую различную мотивацию: «Маленькие спортсмены», «Олимпийцы». Неоценимую пользу для здоровья детей оказывают такие подвижные игры, как «Кот на крыше», «Мишка бурый», «Лев из камня» и «Черепашки ниндзя» др. Много интересных игр проводится с мячом, скакалкой и другими предметами. Подвижные игры благотворно отражаются на здоровье детей и общем развитии. Дети стали выносливее, лучше ориентироваться в пространстве, правильно прыгать на двух ногах, быстро бегать и ловить мяч.

Так же организую совместный с родителями праздник «День здоровья», «Папа может все», «Папа, мама, я-спортивная семья», « Моя мама лучше всех», где дети получают дополнительный заряд бодрости и здоровья, а также имеют возможность показать свои навыки.. Работаю в тесном контакте с семьей. Были проведены встречи-семинары «Здоровье детей в наших руках», «Игровые подражательные движения» в группе раннего возраста, «Двигаемся вместе», где порекомендовала родителям дополнительную литературу по оздоровлению детей. Родители делились семейным опытом по совместному отдыху вместе с детьми. Индивидуальные беседы с родителями помогли обратить их внимание на оздоровление своих детей. («Занимайтесь зарядкой», «Одевайтесь по погоде») и др. С целью изучения здорового образа жизни семей провела анкетирование среди родителей «Двигательный режим семьи». Анализ анкет показал, что количество семей, ведущих здоровый образ жизни, становится с каждым годом больше. Такая форма работы с родителями, как фотовыставка, позволяет наблюдать родителям работу инструктора по развитию двигательной активности детей. В ДОУ оформлен спортивный уголок «Спортивная жизнь», где размещаю дополнительную информацию по укреплению здоровья детей и др.) Физкультурные занятия совместно с родителями стали постепенно входить в нашу практику, способствовали гармонизации детско-родительских отношений, адаптировали родителей к совместной с ребенком двигательной деятельности. Это как раз тот момент, когда ребенок и родитель могут вместе общаться, сотрудничать, взаимодействовать. Именно в это время все внимание взрослого направлено на ребенка. Родителям предоставляется возможность понаблюдать за своим ребенком, что позволяет оценить результат своего воспитания. Совместные физкультурные занятия родителей с детьми являются актуальной и эффективной формой работы. Я разработала консультации и памятки для педагогов и родителей по физкультурно-оздоровительной работе с детьми:

«Как правильно организовать занятия физическими упражнениями дома»; «Гимнастика для глаз»; и др.

Самое главное для меня-что родители обратили внимание на собственных детей, а у ребят появился интерес к занятиям физической культурой. Таким образом, стало наблюдаться снижение заболеваемости. Совместная работа воспитателей, руководителя по физической культуре, психолога, музыкального руководителя и родителей привела к значительному улучшению отношений в коллективах родителей и детей. Большинство родителей отметили изменения в детях, которые стали более общительными, уверенными в себе, заботливыми, что отразилось на сплоченности всех членов семьи.

Хочу отметить тесное сотрудничество с психологом ДОУ. С ее подачи я применяю на своих занятиях психологию телесности. Это очень помогает преодолеть проблемы неуверенности детей в собственных силах и возможностях своего тела. Формирование произвольности движений основывается на использовании творческого воображения. Возникает так называемая “осмысленная” моторика. Эффект развития “осмысленной” моторики может быть усилен на индивидуальном занятии, если ребенок вступает в своеобразный диалог с органами собственного тела как самостоятельно действующим “лицами”.Например, работаю с ребенком, испытывающим существенные трудности при подбрасывании мячика одной рукой и попытке его поймать – другой. “Не получается? Ничего страшного, – говорю я ему. – Ты пока немножко отдохни, а руки пусть поработают вместо тебя. Ты только наблюдай за ними. Дай им имена. Они сестры или подружки? Во что они любят играть? Сколько им лет – пять, шесть? ... Какие они умелые, ловкие! Похвали их, погладь. Они могут и тебя научить так здорово подбрасывать и ловить мячик...” Результат заключается в том, что эффект отдельной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, целостного психосоматического состояния, которое далее может воспроизводится в режиме двигательного саморазвития. Таким образом, междисциплинарные связи помогают мне решить свои профильные задачи. В сотрудничестве с воспитателями я осуществляю работу по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни, интереса к физической культуре и спорту.Каждый цикл завершается совместным досугом с родителями, где полученные знания и навыки демонстрируются детьми и закрепляются в играх и соревнованиях. Свою спортивную подготовку дети и их родители показывают на соревнованиях “Папа, мама и я – спортивная семья”.

В общении с детьми я создаю атмосферу доверия, доброжелательности и стимулирования творческой активности ребенка в двигательном самовыражении, поощряю стремление детей к оригинальности, но в пределах разумного. Учу их действовать рационально и адекватно в каждой определенной ситуации.Разъясняю ребятишкам, что порой от умения бегать, прыгать, лазить, правильно упасть может зависеть сохранность их жизни. Использую игровые проблемные ситуации, подвижные игры-задания, коллективное взаимодействие. Пропаганду физкультуры и спорта я веду не только на занятиях с детьми, но и примером собственной жизни. Я глубоко убеждена, что приверженности к здоровому образу жизни можно добиваться от воспитанников только тогда, когда сам ведешь таковой.

Я люблю спорт, свободу и красоту движений. С молодости верна физкультуре. Спорт культивировался в нашей семье, и я с детства была на спортивных дорожках вместе с родителями. Лыжи, коньки, катание на санках зимой, а летом бег помогали поддерживать хорошую спортивную форму и здоровье маме и папе, а мне весело и полезно проводить время с родителями.

Мой девиз: “Если не я, то кто? А, если я, то все за мной!” Среди коллег и родителей воспитанников у меня немало единомышленников.

Конечно, хотелось бы добиться стопроцентного участия сотрудников ДОУ в спортивном движении. И привлечь к участию в семейных соревнованиях большее, чем сейчас, количество родителей с детьми. Выпускники ДОУ посещают школьные кружки и городские спортивные секции. Имеют хорошие спортивные достижения.

Таким образом, я стремлюсь, чтобы работа инструктора по физической культуре в нашем детском саду не сводилась к набору неких показателей физического развития детей, а чтобы они полюбили спорт и движения на всю жизнь, так же, как и я. Чтобы дружба с физкультурой осталась полезной и приятной привычкой, а здоровый образ жизни оставался насущной потребностью и тогда, когда они станут сами мамами и папами.Твердо убеждена, что именно в детском саду надо формировать у ребенка отношение к физкультуре, именно как к культуре, владение которой позволяет человеку иметь чувство собственного достоинства и свободы.

Главная > Документ

Из опыта работы инструктора по физической культуре МДОУ «Центр – детский сад № 115» Игнатенко Т.Е.

«Терапевтический эффект физкультурно-оздоровительных методов в работе с детьми дошкольного возраста»

Нетрадиционные методы в физкультурно-оздоровительной работе.

Основная цель нетрадиционных методов работы на физкультурных занятиях в детском саду заключается в повышении интереса к занятиям физической культурой и эффективности этих занятий, в сохранении и улучшении психологического и физического состояния детей. На занятиях физической культурой помимо традиционных методов комплексного воздействия на физическое и нервно-психическое развитие, а так же коррекцию ранних отклонений в состоянии здоровья детей я использую нетрадиционные методы:

    элементы психогимнастики, медитации, релаксации (система хатха-йоги);

    рациональное применение "музыкотерапии";

    присутствие на занятиях сюрпризного момента, мотивации, сюжета;

    внедрение дыхательных упражнений, в том числе из системы "хатха-йоги";

    применение самомассажа БАТ;

    использование профилактических упражнений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Психические процессы у детей наиболее адекватно формируются в игровой деятельности. Развивающиеся в процессе игры, чувства любви к родным, сочувствие к близким, дружеской привязанности, изменяясь обогащаются и становятся основой для возникновения сложных социальных чувств.

Психогимнастика - это специальные занятия (этюды, упражнения, игры), направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоциональной сферы ребёнка. Эти упражнения помогают создать на занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. С их помощью у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр - одно из проявлений воли к жизни - усиливает мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы.

Психогимнастика и медитация комплексно воздействуют на физическое и нервно-психическое развитие ребёнка, а также координируют ранние отклонения в состоянии здоровья детей, способствуют снятию эмоционального и мышечного напряжения, формированию навыков взаимодействия друг с другом, развитию внимания, речи, восприятия, воображения, преодолению стрессовых состояний.

Медитация означает сосредоточение. На занятиях медитация носит характер кратковременного сосредоточения на том или ином предлагаемом в игровой форме образе. Так, например, в игре «Солнышко» дети встают в круг, тянуться к солнцу руками, щедро солнце дарит каждому ребёнку по солнечному зайчику, которые поселяются в сердцах детей. Затем дети посылают из груди солнечный свет всем существам вокруг. Дети наслаждаются теми приятными эмоциями, которые они дарят окружающими миру. Игры-медитации желательно сопровождать музыкой.

Релаксация - это полная раскованность. Нужна она для того, чтобы в максимально короткие сроки восстановить физическую энергию, душевную бодрость и ясность ума. Умение расслабиться очень важно для владения телом, для снятия психического напряжения.

Для сброса психоэмоционального напряжения используется детский вариант психомышечной тренировки, разработанной А.В.Алексеевым для юных спортсменов, в свою очередь адаптированной для дошкольников. Психофизический покой, достигаемый в результате психомышечной тренировки, восстанавливает силы ребёнка, у него возникает приятная дремонтость.

Эмоции имеют очень яркую форму выражения через мимику и пантомимику. Когда у ребёнка работает воображение, то эмоциональное отношение к воображаемым образам также можно увидеть на его лице. На занятиях по физической культуре я ставлю перед собой ещё одну задачу - помочь детям общаться друг с другом и со взрослыми без стеснения и конфликтов. С этой целью на занятиях я использую игры, способствующие развитию основных умений общаться. Эти игры разделены на несколько различных направлений:

    "Я и моё тело". Игры направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а так же на двигательное раскрепощение. Это важно, так как, только физически свободно чувствовавший себя ребёнок спокоен и психологически защищён. В качестве опыта со своим телом дети обучаются простым навыкам мышечного расслабления. В эту группу так же входят пальчиковые игры, помогающие развитию речи детей.

    "Я и мой язык". Игры направлены на развитие языка, жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых, существуют и другие средства общения. Эти игры очень эффективны для замкнутых, застенчивых детей, которые не хотят и не знают как общаться. При работе с ними моей задачей является сформировать у них желание общаться и развить коммуникативные навыки. Не секрет, что замкнутые и застенчивые дети могут более легко вступать в контакт, используя неречевые формы общения, которые помогают им свободнее и выразительнее высказывать свои мысли.

На занятиях по физической культуре, используются игры, которые способствуют развитию речи детей.

    "Я и мои эмоции". Эти игры направлены на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а так же на распознание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

Моя задача состоит в том, чтобы корректировать эмоциональное сотояние детей, формировать и закреплять положительные эмоции в процессе занятий двигательной деятельностью, создавать мотивацию к ней, вырабатывать правильные эмоциональные реакции на те или иные двигательные (игровые) ситуации.

    "Я и я". Здесь собраны игры, направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, переживаниям. Известно, что уровень самооценки не устанавливается раз и навсегда. Он может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребёнку, каждая оценка его деятельности, отношение к его успехам и неудачам - все это оказывает влияние на отношение ребёнка к себе. Поэтому на занятиях я использую ряд игр, которые помогают детям лучше осознать, сформировать положительное отношение к самому себе.

    "Я и другие" . Эти игры направлены на развитие навыков совместной деятельности, чувство общности, понимание индивидуальных особенностей других людей, формирование внимания, доброжелательного отношения к друг другу.

    "Я и моя семья" . Здесь подобраны игры, направленные на осознание себя, как полноправного, принимаемого и любимого другими члена семьи.

Музыкотерапия. С давних пор музыка используется и как лечебный фактор. В.М.Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и пробуждать к деятельности вообще. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность (Н.С.Самойленко, В.Л.Грикер, Е.В.Конорова). Музыкальное сопровождение игр ведёт к ещё более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений по скорости, воспитывает чувство ритма, благоприятствует уравновешиванию нервных процессов, содействует лучшей координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребёнка. Использование музыки на занятиях по физической культуре содействует формированию у обучаемых правильных представлений о характере движений, вырабатывает у них точность и выразительность при выполнении упражнений, положительно сказывается на эстетическом, нравственном и физическом развитии учащихся, способствует формированию правильной осанки и спортивной походке, движения становятся красивыми, ловкими, экономичными.

На физкультурных занятиях мной используются различные музыкальные произведения, записи звуков леса, моря, птиц и т.д. Музыкальный фон даётся в начале занятия, который активизирует положительные эмоции и служит для настройки детей на последующие движения: во время разминки подвижная музыка облегчает детям выполнение упражнений. Подвижные игры мы часто проводим с музыкальным сопровождением - оно особенно желательно для детей с неврозами и более серьёзными нарушениями нервной системы. Зная, что музыка организует ребёнка на выполнение упражнений, помогает ему свободно самовыразиться, часто на занятиях провожу комплекс общеразвивающих упражнений под музыку.

Одним из важных элементов здорового образа жизни является физиологически правильное, рациональное дыхание, которое способствует сохранению и укреплению здоровья. Существует несколько вариантов и типов дыхания, в которых смешиваются два разных понятия: дыхательная гимнастика и повседневное дыхание.

Дыхательная гимнастика повышает обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. При этом постепенно восстанавливаются нарушенные в ходе болезни механизмы центральной нервной системы, в том числе и головного мозга, улучшается и дренажная функция бронхов, постепенно восстанавливается носовое дыхание. Болезненные образования (например спайки, слипчатые процессы) в бронхолёгочной системе довольно быстро ликвидируются. Происходит рассасывание воспалительных образований, восстанавливается нормальное крово- и лимфообращение, устраняются застойные явления в органах дыхательной системы. Улучшаются функции сердечно -сосудистой системы и укрепляется в целом весь аппарат кровообращения. Постепенно исправляются, развивающиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника. Повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов и улучшается нервно-психическое состояние заболевших.

Учитывая особенности дыхания детей, в физкультурные занятия обязательно включаю дыхательную гимнастику. Сюда входят дыхательные упражнения хатха -йоги и сюжетные комплексы. (Приложение 6)

Специальные статические и динамические дыхательные упражнения даю на фоне общеукрепляющих и общеразвивающих упражнений. Основа этих дыхательных упражнений - выполнение их с усиленным и удлинённым выдохом. Это достигается произнесением гласных звуков (ааа, ууу, ооо), шипящих согласных (ж, ш) и сочетание звуков (ах, ох, ух). Эти упражнения провожу в игровой форме (жужжит жук, остужаем чай, гудит самолёт и т.д.). Соотношение общеукрепляющих и дыхательных упражнений составляет 2:1. нагрузки постепенно увеличиваю за счёт числа повторений и усложнения упражнений.

Также используюю на занятиях дыхательные упражнения системы хатха -йоги. Они способствуют освоению навыков нижнего (брюшного) дыхания с последующим переходом к гармонично полному дыханию: очистительного дыхания «Ха». Оно хорошо снимает возбуждение и усталость после динамических нагрузок, восстанавливает силы, очищает дыхательные пути.

Йога является прародительницей всех систем и методов самосовершенствования. Йога- это способ естественного развития тела и ума. Занятие йогой помогает детям правильно расти и делает их крепкими и сильными. Вся система упражнений и отдельные асаны (статические позы) имеют целью привести организм в состояние равновесия, т.е. нормального функционирования тела и психики. Под здоровьем йога понимает не факт устранения болезни, а ощущение полноты энергии, радости бытия, не только способность к ежедневному труду, но и отсутствие лени. Болезнь по йоге - это отклонение от состояния равновесия и нормального функционирования органов тела и психики.

С точки зрения медицины, огромная ценность йоги состоит в том, что при минимальной затрате энергии укрепляются и растягиваются мышц во всех частях тела. Принципы медленных движений и поз в йоге основаны на том, что такой темп движений стимулирует и способствует правильному функционированию внутренних органов и желез внутренней секреции.

Особенность упражнений йоги состоит в том, что их терапевтический эффект обусловлен фиксацией поз. Каждое упражнение целенаправленно воздействует на определённый орган нашего тела или систему органов.

Благотворное действие на организм ребёнка оказывает также массаж биологически активных точек . Он повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, такие как интерферон, который очень часто намного эффективнее таблеток, точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Так, например, энергичная утренняя работа зубной щёткой способна дать хорошую зарядку всему организму в целом, так как на слизистой оболочке рта есть представительство чуть ли не всех важнейших органов - сердца, верхних дыхательных путей, лёгких, желудка, кишечника, печени и почек. При регулярном применении массажа дёсен нежная слизистая оболочка получает своеобразную закалку: она уплотняется; возрастает устойчивость к механическим факторам, холоду, теплу; улучшается кровообращение, питание дёсен и зубов. Всё это способствует их оздоровлению.

Воздействуя на биологически активные точки происходит нормализация кровообращения и инервации костного мозга, а так же улучшение кровообращения пищевода, трахеи, бронхов, лёгких и других органов, повышение функциональной деятельности головного мозга, тонизируется весь организм. Одним словом, точечный массаж укрепляет здоровье ребёнка, поднимает его жизненный тонус, даёт закалку организму.

Чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, я предлагаю детям общаться со своим телом в игровой ситуации, мысленно проговаривая ласковые слова (милый, добрый, хороший). Ребёнок играя лепит, мнёт и разглаживает своё тело, видя в нём предмет заботы, ласки и любви. Выполняя упражнения самомассажа на занятиях в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления. Наиболее доступными у детей являются БАТ расположенные на кистях и стопах. Массаж этих точек не требует специальных медицинских знаний и поэтому часто используется мной на занятиях. Для воспитателей рекомендован календарный план проведения массажа БАТ для детей разного возраста.

Календарный план проведения массажа БАТ у детей разного возраста

№ недели (с октября)

Используемый материал

Реализуемая задача

Младшая группа (13 игр; продолжительность массажа 1-2 минуты)

Вода комнатной температуры.

Плескать, шлёпать ладонью, пальцами по поверхности воды.

Вода и камешки.

Бросать камешки в воду, поднимать.

Вода, цветные губки.

Набирать в губки воду, отжимать их, бить струёй в подставленную ладонь.

Проводить кончиками пера по пальцам, ладоням.

Скакалка средних размеров

Прокатывать босыми ступнями ног.

Определить с какой стороны "дует ветер"

Щётка для мытья рук.

Чистить руки, "ноготки" - стимулировать БАТ на кончиках пальцев, ладони.

Вата, мех, губка.

Трогать, сравнивать, ощущать разницу.

Набирать песок в горсть, просыпать сквозь пальцы.

Шишки сосновые.

Подержать, поперебирать, положить в сумочку, карман.

Ребристые карандаши.

Прокатывать ладонью карандаш по столу.

Мяч с шипами.

Отдавать другому ребёнку или взрослому и брать.

Галька в противне.

Постоять босиком, в носках на камешках, потоптаться.

Средняя группа (18 игр; продолжительность массажа 2-3 минуты)

Вода разных температур.

Плескать, подгоняя кораблик, отжимать губку, шлёпать по воде ладонью.

Встать на камешки босиком, потоптаться.

Песок, яркая бусинка.

Отыскать зарытую в песке "чудесную"горошину.

Ребристые карандаши.

Прокатывать карандаш между ладонями.

Мяч с шипами.

Бросать мяч друг другу и ловить его.

Скакалка (d=3cм.; d=8cм).

Бруски, скалки.

Сравнивать острые грани с круглыми, гладкими поверхностями.

Сравнивать зрительно и на ощупь.

Черепаха с 50 петлями и пуговицами.

Расстёгивать и застёгивать черепаху перед прогулкой.

Ребристая доска.

Походить по ней босиком и по колючему коврику.

Дорожка с силуэтами ступней.

Проходить по дорожке, ставя босые ноги точно в след.

Дорожка со следами пяток и носок.

Проходить на пятках, носках, ставя их точно в след.

Дорожка со следами ладошек, колен.

Проходить на четвереньках, попадая точно в след.

Дорожка с цветными кружками.

Проходить только по красным кружкам, потом по зелёным и т.д.

Мелкая мозаика.

Разобрать по цвету, сортируя их.

Песок с мелкими острыми камешками.

Выбирать из песка мелкие острые камешки на поднос.

Крупные шары-бусины и шнур.

Нанизывать шары на трубчатый шнур.

Камешки крупные, средние, мелкие.

Обследовать, сравнивать, располагать в ряд, по кругу, вокруг самого большого камня.

Старшая группа (20 игр; продолжительность массажа 3-4 минуты)

Спички без головок.

Выкладывать фигурки.

Пришитые в ряд пуговицы на полосках картона.

Линейка -пластины с прорезями фигур.

Обводить кончиками пальцев обеих рук.

Шишки, сосны, ели, лиственница, ольха.

Обследовать и называть, понимая разницу.

Трафареты с острыми краями.

Обследовать, "рисовать пальцами" - всеми по очереди.

Шершавые, колючие коврики.

Встать, походить босиком.

Фундук (1-2шт.).

Катать между ладонями и в одной руке.

Пуговки гладкие, шершавые, множество самых разных.

Обследовать, сравнивать, выбирать самую лучшую, худшую.

Бусы с острой гранью по центру от старых детских счёт.

Камни острые и круглые.

Обследовать, сравнивать, сортировать.

"Чудесный мешочек"

Мяч с шипами.

Подкидывать, ловить; отвечать на вопросы, возвращая мяч.

Скакалка (d=3cм.; d=8cм).

Катать стопами босых ног по полу.

"Помоги золушке".

Разбирать крупы: гречка, рис, овёс, пшено, перловка, кукуруза.

Лабиринты из шершавых дорожек (наждачная и бархатная бумага).

"Пройти" но ним пальцами обеих рук.

Цветные шнуры.

Шершавая на ощупь аппликация.

Отгадать - круг, квадрат, треугольник и т.д.

Разнофактурная бумага.

Подобрать такую же на ощупь.

Подготовительная к школе группа (20 игр; продолжительность массажа 4-5 минуты)

Проволока (d=1-2мм.).

выстраивать фигурки (гриб, лист и т.д.)

Скрепки металлические (канцелярские).

Составлять нанизыванием цепочку, бусы, браслет.

Проводить по пальцу (глаза закрыты), определить по какому.

Пальцы взрослого и спина ребёнка.

Определить, сколько пальцев на спине.

Деревянные зубочистки.

Рисовать рожицы остриём зубочистки на подушечках пальцев.

Массажёр для ног (ребристый).

Катать стопами босых ног вперёд-назад.

"Чудесный мешочек"

Определять игрушки на ощупь без образца на память.

Сиденье -массажёр (для автолюбителей).

Почувствовать "костяшки" на разных частях спины, бёдрах.

Яркие пазлы куба, "почтовый ящик"

Обследуя края прорезей пальцами, определить какая это фигура.

Катушка ребристая.

Всеми пальцами крутить катушку для сматывания ниток.

Массаж ногтями.

Массировать нижними фалангами всех пальцев - подушечками.

Массаж уха.

Массировать то место, где бывает прокол на мочки уха.

"Щелки" всеми пальцами.

Стартовая черта: ноготь на подушечке большого пальца руки.

Мелкая острая мозаика.

Рассортировать по ячейкам, исходя из цвета фишек.

Трубчатый массажёр с шипами (пластмассовые бигуди).

Прокатывать между ладоней и пальцев рук.

Острые дынные семечки.

Выкладывать силуэты предметов, животных по образцу.

Встать разувшись в противень с галькой, потоптаться, покружиться.

Массаж "каштан".

Прокатывать между ладонями и пальцами.

Массажные кольца (от каштана).

Массировать пальцы обеих рук.

Массажёр на ручке с шипами.

Массировать стопы обеих ног.

Корригирующие упражнения. Включение в физкультурные занятия корригирующих упражнений обусловлено необходимостью формирования правильной осанки у ребёнка-дошкольника.

Основой профилактики и лечения нарушений осанки, особенно начальных степеней, является общая тренировка организма ослабленного ребёнка. Известно, что стереотипы неправильной осанки нужно разрушать в положении лёжа. Поэтому необходимо в общеразвивающие упражнения включать как можно больше профилактических упражнений, укрепляющих мышцы спины, в положении лёжа на полу, и обязательно их обыгрывать (золотая рыбка, зайчик, лодочка, звёздочка и т.д.). Выработке правильной осанки помогают подвижные игры на координацию движений, равновесие.

В начале и в конце физкультурного занятия проводится визуальный контроль осанки. В результате дети привыкают правильно стоять и ходить. Таким образом, общефизиологическое действие упражнений, при их соответствующей дозировке, обеспечивает гармоничное развитие мускулатуры ребёнка, создаёт достаточную силовую выносливость мышц, позволяющую длительно сохранять определённую позу в пространстве.

Нередко одной из причин нарушения осанки является плоскостопие. Оно также встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода.

Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путём общедоступных гимнастических упражнений - помогут избавить детей от этого недостатка или во всяком случае, уменьшить его. С этой целью на занятиях физической культурой используются общеразвивающие и специальные гимнастические упражнения, которые являются наиболее активным терапевтическим средством, не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим её конфигурацию, и резко повышающим функциональные возможности стопы. Кроме того, данные упражнения целесообразно включать в утреннюю гимнастику, на прогулке во время подвижных игр.

Главное назначение коррегирующих упражнений - активное пронирование стопы (положение стоп на наружном крае), укрепление всего связочно-мышечного аппараты стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребёнка. Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы (Приложение 6)

Подвижные оздора вливающие игры. Подвижные игры - наиболее действенный и результативный метод оздоровления и совершенствования организма детей. Они в значительно большей степени, чем все другие формы физической культуры соответствуют потребностям растущего организма в движении. Игра всегда связанна с личной инициативой, творчеством, фантазией, вызывает эмоциональный подъём, отвечает всем законам развивающегося организма, а потому всегда желанна. В игре, как правило, используются естественные движения. Они не только способствуют физическому развитию малыша, но и, что очень важно, стимулируют деятельность его головного мозга, а значит, и всех органов и систем.

Установлено, что при включении подвижных игр в комплексное лечение детей, полное выздоровление и восстановление их жизненных сил, при самых различных заболеваниях и состояниях, наступает значительно быстрее. Использования подвижных игр способствует гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости.

Игры, проведённые на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет. Но следует учесть, что, оздоровительный эффект от игр возможен лишь при частых и длительных занятиях.

Оздоровительная роль игры проявляется и в формировании эмоционального мира ребёнка. Положительные эмоции, возникающие в игровых действиях, рассматриваются как надёжный антистрессовый фактор. Игры познавательного и развлекательного характера могут предупредить развитие нарушений состояния нервной, сердечно - сосудистой и других систем организма ребёнка. Мощнейшим терапевтическим фактором является игра ребёнка совместно с родителями. Во время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации. Это вызывает искренний смех и у детей и у родителей. Непринуждённая, весёлая атмосфера не даёт ребёнку «уйти» в болезнь, позволяет родителям проявить к нему больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви, заботы и радости.

Добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитании в детском саду и дома. Однако во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдаётся телевизору, в лучшем случае «сидячим» играм (мозаики, лото и т.д.). При этом не принимается во внимание следующее: стать усидчивым ребёнок сможет только в том случае, если будет полностью удовлетворена его естественная потребность в движении. Дети сначала овладевают навыками управления движениями, а затем статикой. Следовательно, одной из главных задач взрослого является организация правильного двигательного режима ребёнка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности, как по содержанию, так и по составу движений.

С этой целью мы проводим.

Похожие публикации