Обо всем на свете

Способности реализовать намеченные цели согласовывать противоречивые. Основные стадии в развитии политической науки, их общая характеристика. Основные этапы становления политической науки

Введение.

Тенденции современного мирового развития объективно возводят в ранг приоритета профессиональное владение закономерностями такой сложнейшей области человеческой деятельности, как политика. Именно она во многих отношениях определяет сегодня условия существования и отдельного человека, и семьи, и национального сообщества, и всей земной цивилизации. В этом нетрудно убедиться, если внимательно посмотреть на последние события в самых разных уголках планеты - от США до России, от Японии до Индонезии, от Югославии до Ирака.

Несмотря на огромное разнообразие ситуаций, и политических проблем в конкретных регионах и странах, подавляющее большинство внутриполитических и международных процессов имеют сходную природу и модели развития: интеграция и дезинтеграция, сотрудничество и конфликт, прогресс и кризис, и др. Сверх того, почти все эти процессы в той или иной мере взаимообусловлены и, следовательно, зависят друг от друга. Соответственно, и в современной науке четко определилась самостоятельная проблемная область - сравнительные исследования внутриполитических процессов в контексте общемирового развития.

Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.

В связи с указанными причинами в настоящее время приобретают особую актуальность научные исследования политики, наращивание знаний о политической сфере, развитие теорий политики и политической деятельности. Этими вопросами и занимается наука о политике – политология. Являясь наукой о политике, политология анализирует в той или иной мере все связанные с ней процессы и явления, всю политическую сферу жизни общества.

Целью работы является – изучить политологию как науку.

Основные этапы становления политической науки.

Политическая наука - сравнительно молодая дисциплина. На первый взгляд такое утверждение может показаться невероятным. В первоначальной философско-этической форме фрагменты знаний о политике встречаются в трудах мыслителей древности: Зараусты, Конфуция, Платона, Аристотеля, Цицерона и их современников.

В Средние века, эпоху возрождения и Новое время политические знания развиваются главным образом в рамках философских знаний. Политическая наука формировалась по мере вычленения политики как самостоятельной подсистемы человеческого социума. А это произошло лишь в Новое время в процессе формирования капиталистического общества.

Французский ученый М. Дюверже выделяет три крупных периода в истории формирования, эволюции и институционализации политической науки. Первый - это предыстория от античности до XVIII в., представленная Аристотелем, Н. Макиавелли, Ж. Боденом и другими мыслителями древности, Средневековья и начального периода Нового времени. Второй - XIX в., «отмеченный» заслугами А. Токвиля, О. Конта и К. Маркса. Третий - современный период, на который приходится собственно история политической науки.

Процесс формирования и выделения политологии из общей системы социальных и гуманитарных наук занял несколько десятилетий, которые приходятся на конец XIX - начало XX в. Наибольшее развитие различные политические теории получили в США, Франции, Великобритании, Германии.

Основателем систематического исследования политики в США считается Ф. Либер. В 1857 г. Он начал читать лекции по политической философии, в которых центральными были вопросы теории государства и политической этики. В Колумбийском колледже в 1880 г. Была основана школа политической науки. В 1903 г. Была создана Американская ассоциация политических наук, послужившая появлению множества подобных ассоциаций в других странах. В том же году начал издаваться политический журнал.

Послевоенные десятилетия можно рассматривать как новый этап в развитии политической науки. В 1948 г. Под эгидой ЮНЕСКО создается Международная ассоциация политических наук, проводят всемирные конгрессы этой ассоциации, другие международные политологические мероприятия. На международном коллоквиуме (Париж, 1948) по вопросам политической науки принят документ о ее содержании. Решено термин «политическая наука» употреблять в единственном числе, составными частями которой признать: политическую теорию, политические институты, партии, группы, общественное мнение, международные отношения.

В конце 40 - начале 50-х годов тон в мировой политической науке продолжили задавать американцы. Именно в США развернулась так называемая бихевиористская революция в социальных науках, в том числе в политологии. Американским ученым принадлежит заслуга разработки системного и структурно-функционального анализа политических феноменов, политико – культурного подхода, сравнительной политологии. Эти исследования оказали существенное влияние на развитие политической науки в большинстве европейских стран.

Захват власти нацизмом и фашизмом, опустошения, причиненные второй мировой войной, почти на десятилетие затормозили научную жизнь в странах континентальной Европы. Значительная часть немецких ученых, занимавшихся общественными науками, переселилась в Соединенные Штаты, где они не только внесли посильный вклад в борьбу, которую вела Америка в годы войны, но и обогатили систему американского образования и исследований в области социологии, психологии и политической науки. В Новой школе общественных наук в Нью-Йорке из европейских «изгнанников» было сформировано целое подразделение для подготовки аспирантов; в Америке трудно было найти высшее учебное заведение, где бы на факультетах общественных наук не преподавали эмигрировавшие из Европы профессора. Такие ученые, как Пол Лазарсфелд, Курт Левин, Вольфганг Келер, Ганс Шпейер, Карл Дойч, Ганс Моргентау, Лео Лоуенталь, Лео Стросс, Франц Нойманн, Генри Эрманн, Отто Киршмайер, Герберт Маркузе внесли весомый вклад как в создание эффекта «поведенческой революции» в Соединенных Штатах, так и в ее критику. Таким образом, политическая наука, привнесенная в Европу после второй мировой войны, в определенной степени явилась развитием тех ее направлений, которые восходили к истокам европейских традиций.

В первые послевоенные десятилетия после восстановления Европы, обновления ее институтов и обеспечения их кадрами, все новое в общественных науках было преимущественно американского происхождения. В американских университетах и исследовательских центрах размежевание с правовым и историческим принципами при изучении правительственных институтов, политических партий и электоральных процессов, групп интересов, общественного мнения и средств массовой информации уже завершилось. По аналогии с планом Маршалла, направленным на восстановление разрушенной войной европейской экономики, ученые из Нового света, которых поддерживали американские благотворительные фонды, уезжали в Европу подобно миссионерам, стремившимся к обновлению и обогащению европейской науки с помощью разработанных в США эмпирического и количественного подходов. Десятки молодых европейских ученых, которым оказывал помощь фонд Рокфеллера и другие благотворительные организации, получали стипендии и приезжали для продолжения образования в Соединенные Штаты. Для участия в работе над американскими программами, осуществлявшимися Комитетом по сравнительной политологии (подразделением Исследовательской комиссии по общественными наукам), национальных культурах, что уничтожить их в период нацистского господства оказалось просто невозможно. К 60-м годам были полностью восстановлены старые университеты, и возникло много новых учебных и исследовательских центров. Европейские ученые вносили все более весомый вклад в развитие общественных наук. Комитет по политической социологии Международной социологической ассоциации состоял в основном из европейских ученых, хотя и объединял научные усилия континентальных и американских специалистов. Влияние его деятельности на Мичиганским Центром электоральных опросов, проектом Инглхарта по политическим ценностям, приглашали специалистов из Европы, подготавливали их и нередко оказывали им материальную поддержку.

В нашей стране политология длительное время рассматривалась как буржуазная теория, лженаука и потому находилась в зачаточном состоянии. Отдельные политические проблемы рассматривались в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, других общественных наук. В 1962 г. Создается Советская ассоциация политических наук, с середины 70-х годов в высших учебных заведениях читают отдельные лекции и спецкурсы по политическим проблемам.

В настоящее время политология получила официальное признание. В конце 1989 г. ВАК СССР ввел в перечень научных дисциплин политологию. Постановлением Госкомобразования СССР политология была включена в число базовых дисциплин высшей школы.

1.1 Определение понятия «политология».

Понятие «политология» образуется из двух греческих слов: «политик» государственные и общественные дела и «логос» - слово, мысли, учение. «Отцом» первого понятия является Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.), второго - Гераклит (около 530 - 480 гг. до н.э.). Сочетание этих двух понятий означает, что политология - это учение, наука о политике.

Происхождение термина «политик» связано с древнегреческим городом, который именовался полисом. Полис - это сложившаяся в Древней Греции форма общественного устройства, ставшая прототипом современного национального государства. Полисная организация опиралась на экономический и государственный суверенитет общины свободных собственников и производителей - граждан полиса. Этот суверенитет предполагал для каждого гражданина возможность, а часто и обязанность в той или иной форме - прежде всего в форме голосования в народном собрании - участвовать в решении вопросов полисной жизни.

Раздел «ПОЛИТИКА»

7.1. Власть, ее происхождение и виды

Стержневым, ведущим понятием политической науки является понятие власть . Власть выступает главной целью политической деятельности , да и сами политические отношения в обществе можно с полным основанием назвать властными отношениями.

Власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей, заставлять других подчиняться с помощью какого-либо средства (авторитета, права, насилия и т.д.); господство, которое обеспечивает выполнение приказа; способность реализовывать намеченные цели; согласовывать противоречивые интересы, подчинять их единой воле с помощью убеждения или принуждения.

В древности основу власти составлял авторитет - влияние, которое человек, группа людей или организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств.

Важным при рассмотрении властных отношений в обществе является понятие о ресурсах власти. Под ресурсами власти понимаются средства, при помощи которых властные структуры осуществляют воздействие на деятельность и поведение граждан.

Перечислим важнейшие ресурсы власти в современном обществе:


  • Экономические ресурсы , к числу которых относятся, прежде всего, финансовые средства, капиталы, собственность. Особенно заметно влияние данных ресурсов в странах с рыночной экономикой, где практически все имеет свою цену.
    Силовые ресурсы : армия, полиция, службы безопасности, прокуратура, суд. Эти ресурсы преобладали в прошлые эпохи, в авторитарных и тоталитарных государствах. Но и сегодня, сила государства в силе законов, в четком исполнении законом и подчинении им всех органов государства и граждан. «Силовые» органы были всегда и везде, но если они действуют на основании закона, это ничуть не противоречит, а напротив, предполагает демократический порядок.

  • Социальные ресурсы : престижные должности, особые права и привилегии. Значимость подобных ресурсов важна не только для сословного общества, общества привилегированных и непривилегированных групп. И сегодня, в наши дни, не только материальные, но и моральные, статусные стимулы важны для деятельности человека. Конечно, если речь не идет о наследуемых привилегиях замкнутой группы людей.

  • Информационные ресурсы , являющиеся наиболее эффективными в современное время. Многие политологи подчеркивают, что сегодня тот , кто владеет информацией, управляет обществом. Даже современную властную элиту – людей, находящихся у власти, называют элитой информационной, владеющей в первую очередь информационной собственностью.
В политической науке выделяется несколько видов власти:

Политическая власть характеризуется законным использованием силы через специальные государственные органы принуждения, такие как полиция или милиция, армия, спецслужбы, налоговые органы; обязательностью решений для всех граждан (в случае, если эти решения не выходят за рамки установленных законов, что может быть установлено судом), публичностью (открытое обращение ко всем гражданам и организациям); наличием центра принятия важнейших решений (определенным центром обычно выступает государство, но это не значит, что власть в государстве должна быть сконцентрирована в одних руках или отдельных органах).

Экономическая власть основывается на использовании материальных ценностей, в качестве которых в первую очередь выступают деньги, а также движимое и недвижимое имущество. Часто экономическая власть оказывает значительное влияние на политические отношения.

Социальная власть - установление повиновения с помощью повышения или понижения социального положения людей - статусов, должностей, льгот, привилегий, места в социальной иерархии.
Принудительная власть опирается на силу, физическое принуждение. Она может быть установлена не только в государстве, но и семье, преступной группировке, молодежной кампании. С помощью силы можно добиться кратковременного послушания, но при этом необходим постоянный контроль над людьми и поддержание обстановки страха. Господство принудительной власти прямо пропорционально зависит от строгости наказания и ослабевает при наличии возможностей уклониться от него.

Информационная власть может обеспечивать повиновение через использование средств массовой информации, которые нередко называют “четвертой властью”. Особенно возросла роль СМИ в наше время, которое называют информационным веком.

Теневая власть не имеет публичного характера, ее главной характеристикой является скрытое правление, при котором государственные органы тайно передают свои полномочия определенным лицам или группам, не имеющими для ее осуществления прав. Так может устанавливаться власть партии, секты, касты, секретной службы, мафиозной структуры, семейного клана или дружеского кружка.

Существуют и другие основания для классификации власти:

По сферам действия (государственная, партийная, профсоюзная, армейская, семейная и т.п.);

По функциям (законодательная, исполнительная и судебная);

По способам взаимодействия властных структур с населением (демократическая и недемократическая).

7.2. Политическая система, ее структура и функции

Рассмотрим основные определения политики , которые используются учеными-обществоведами:


  1. участие в делах государства;

  2. историки понимают под политикой виды, намерения, цели и образ действий правителей, их приближенных, это скорее искусство властвовать;

  3. политика - наука государственного управления (В.И. Даль) Политик, по Далю, это умный и ловкий, не всегда честный государственный деятель, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать;

  4. политика есть искусство, доктрина о государственном управлении, а также деятельность тех, кто управляет или хочет управлять делами общества (французский энциклопедический словарь Лярусс);

  5. политика - искусство управления государством, определенное направление действий государства, партий, учреждений.
В политологическом словаре под политикой понимается особая разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, политических партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства.

Стержнем политической деятельности является деятельность, связанная с осуществлением, удержанием, противодействием власти. Политическая деятельность охватывает несколько сфер: государственное управление, воздействие политических партий и движений на ход общественных процессов, принятие политических решений, политической участие. Политическая сфера тесно связана с другими общественными сферами. Любое явление: и экономическое, и социальное, и культурное, могут быть политически окрашенными, связанными с воздействием на власть.

Политическая деятельность – есть деятельность в сфере политических, властных отношений. Политические отношения , в свою очередь, это отношения между субъектами политсистемы по вопросам завоевания , осуществления, удержания власти. В теории и на практике политическая деятельность часто ассоциируется с принуждением, насилием. Правомерность использования насилия часто обуславливается экстремальностью, жесткостью протекания политического процесса. В результате политической деятельности , взаимодействия институтов политической системы, выполнения политических решений и установок формируется и развивается политический процесс.

Политическая деятельность может быть активной и пассивной, стихийной и целенаправленной, важная часть политической деятельности – это политической руководство, включающее в себя следующие звенья:


  • Выработка и обоснование целей и задач общества, социальной группы

  • Определение методов, форм, средств, ресурсов политической деятельности

  • Подбор и расстановка кадров
Направления государственной деятельности по удовлетворению совокупных общественных интересов и можно назвать направлениями политики . Есть политика внутренняя - то есть такая, которая ориентирована на разрешение внутригосударственных задач - поддержание порядка, обеспечение развития страны, благосостояния ее граждан. Есть политика - внешняя - она включает в себя разрешение межгосударственных противоречий, ее задача - отстаивание интересов государства на мировой арене. Выделяют в современном мире и международную политику. Это не просто государственная деятельность, скорее - надгосударственная. Участвовать в ней будут Организация Объединенных Наций, Совет Европы, иные подобные организации.

Можно говорить и о различных разновидностях политики применительно к сферам общественной жизни, которые необходимо регулировать государству в лице его органов. Например - те действия, которые направлены на разрешение хозяйственных вопросов можно назвать экономической политикой . Она занимает чрезвычайно важное место во всей системе государственных дел. Какими темпами будет развиваться промышленность, сельское хозяйство, транспорт, сфера услуг, сколько мы сможем приобрести на свою зарплату, сможем ли мы продавать и покупать землю, какие платить налоги - все это вопросы экономической политики. Включите телевизор, когда идет программа «Время» или «Сегодня», и вы услышите о том, что Государственная дума обсудила и приняла(или не приняла) в первом чтении новый Налоговый Кодекс страны, внесла поправки в представленный правительством проект бюджета на следующий год, обсудила статьи Земельного Кодекса РФ, внесла законопроект о прожиточном минимуме и так далее.

Объектом экономической политики является каждый из нас, кем бы мы не были. Если мы учимся в школе. То нас не могут не волновать проблемы государственного финансирования народного образования. Если мы - студенты - нас волнует своевременность выплаты стипендий, гарантированное трудоустройство по избранной профессии после окончания вуза. Если мы - женщины - мы заинтересованы в том. Чтобы не было дискриминации в приеме на работу, определении размера заработной платы, продвижении по службе. Ведь ни для кого не секрет, что именно женщин предпочитают увольнять в первую очередь. Волнует своевременность выплаты пенсий и их размеры людей преклонного возраста. Разрешить все эти сомнения и призвана экономическая политика государства.

Вопросы содержания школьных учебных курсов, новых учебных пособий , программ включает в себя специальная образовательная политика . От нее зависит, какие открывать факультеты, институты, кафедры, какие предметы изучать в первую очередь. Актуальной проблемой для России является реформа школы. Разрабатываются различные ее варианты, ведутся споры о судьбе государственных и частных учебных заведений, о преподавании различных предметов. Как видите, здесь тоже мы встречаем столкновение интересов и задача государства найти между ними согласие во благо молодого поколения россиян.

Серьезную проблему в современном мире представляют национальные движения. Многие народы, проживающие ранее в границах единых государств - империй, сегодня пробуждаются к самостоятельной государственной жизни, пытаются строить свои собственные «национальные квартиры». Этот процесс может принимать крайне болезненные формы. Вплоть до войны, терроризма, насилия. Пример тому - распад Югославии, проблема Приднестровья, Нагорный Карабах, Чечня. Каждый день мы узнаем о фактах захвата заложников на границе с Чечней, о тревожной обстановке на всем Северном Кавказе. Вопросы, связанные с решением данных задач, с сосуществованием и сожительством на одной земле нескольких разных народов и призвана решать национальная политика .

Должно государство заботится и о нормальном приросте численности своих граждан. Оно должно знать, какому их количеству может обеспечить достойную жизнь, прокормить, обуть, согреть. Если в стране наблюдается снижение рождаемости и рост смертности, все ниже и ниже опускается планка средней продолжительности жизни, это симптомы кризиса. Государство должно разработать особую систему мер для поддержки материнства и детства, перераспределить средства для поддержки молодых семей. Генофонд нации - залог процветания и могущества государства, его будущее. Решать эти вопросы призвана демографическая политика . Она может быть направлена не только на стимулирование рождаемости, прироста населения, повышение качества жизни стариков. Есть страны, в которых главной проблемой, наоборот, является слишком высокая рождаемость - это Кения, Сомали, Венесуэла, традиционно острой является демографическая обстановка в Китае. Государство в таком случает вынуждено принимать специальные законы, ограничивающие количество детей в семьях.

Выделить в самостоятельную область можно и экологическую политику - деятельность государства по защите окружающей среды от разрушительного воздействия людей. Это и поддержание экологически чистых производств, и жесткие санкции против тех, кто загрязняет водоемы, воздух, варварски хозяйствует на земле, вырубает леса. Но нужно не только охранять, нужно проводить дорогостоящие исследования, создавать новые, ресурсосберегающие технологии. Все это - задачи государства.

Есть и многие другие направления государственной деятельности.

Можно говорить о политике в области культуры, науки, борьбы с организованной преступности. Политик много и в то же самое время она - одна и представляет она в целостном виде деятельность, направленную на осуществление власти , на достижение обществом своих целей и задач, обеспечение более высокого, чем прежде, уровня жизни, общественного согласия и стабильного развития.

Политическая система - совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними.

Функции политической системы:

Определение целей, задач и путей развития общества;

Организация деятельности общества;

Распределение духовных и материальных ресурсов;

Согласование разных политических интересов;

Пропаганда различных норм поведения;

Стабильность и безопасность общества;

Приобщение людей к политической жизни;

Контроль за выполнением решений и соблюдением норм.

Основные элементы политической системы:

А) Институциональная подсистема - политические организации: партии и общественно-политические движения (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации, клубы по интересам), в особую структуру выделяется государство.

Б) Коммуникативная подсистема - совокупность отношений и форм взаимодействия между классами, социальными группами, нациями и индивидами.

В) Нормативная подсистема - нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества: правовые нормы (конституции и законы, относятся к писаным нормам), этико-моральные нормы (неписанные представления о добре и зле, правде и справедливости).

Г) Культурно-идеологическая подсистема - совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств; 2 уровня - теоретический (политич. идеология: взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории) и практический (политич. психология: чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции).

Классификация политических систем.

А) В зависимости от источника власти и доминирования в отношениях власть-общество-личность: демократические и недемократические (авторитарные и тоталитарные).

Б) Открытые (конкурентность) - закрытые (назначение).

В) Военные - гражданские - теократические.

Г) Диктаторские (опора на насилие) - либеральные (свобода личности и общества).

Демократические системы строятся на принципах индивидуализма, гуманности (человек является основной ценностью), ответственности, равенства, конкурентности, социальной справедливости,инициативы, суверенитете народа , множественности мнений, терпимости, свободы, презумпции невиновности, критичности, постепенности преобразований; а недемократические - коллективизма, кастовости, политической пассивности, системе подчиненности, идеологической обработки граждан (индоктринации), государственной опеке (протекционизме), использование любых средств ради достижения поставленных целей, утопизм (слепая вера в определенные идеалы), радикализма, насилия.

Кроме того, в зависимости от источника власти можно говорить об открытых и закрытых политических системах. Открытые системы характеризуются свободной конкуренцией, наличием возможностей для каждого реализовать свое стремление к участию в политической жизни. Причем эта открытость должна распространяться на все сферы жизни - при замещении любой должности объявляется конкурс и выбирается самый квалифицированный специалист по заранее известным критериям. Наоборот, в закрытых системах все решается на основе знакомств, родственных связей, взяток, личных пристрастий. Профессионализм в данном случае отходит на задний план, а если и проводятся конкурсы на замещение должностей, то делается это формально с заранее известными результатами. Таким образом можно говорить о двух типах правлений. При первом от правительства можно избавиться без кровопролития, в первую очередь с помощью выборов. В данном случае переход власти от одной группы к другой не сопровождается полным разрушением политических институтов и общественных традиций. Второй тип предполагает, что правительство может уйти только в случае переворота, успешного восстания, заговора, гражданской войны и т.п.

Очень близки к рассмотренным классификациям и остальные. Так некоторые делят все политические системы на военные, гражданские и теократические. В данном случае главным критерием является господствующие положение в государстве одной из трех групп, имеющих значительный авторитет и силу. В современном мире большинство стран имеют гражданскую власть, но остаются еще государства, где господствуют военные (в первую очередь в Африке и Южной Америке) или религиозные деятели (азиатские и некоторые африканские страны). Также есть разделение на диктаторские (опора на насилие) и либеральные (защита личной свободы) системы.

Важнейшей задачей политологии как науки является изучение функционирования политсистемы и составляющих ее институтов. Политология как наука использует различные методы исследования:


  • Институциональный: изучение политических институтов: государства, его органов, партий, средств массовой информации

  • Системный: предполагающий рассмотрение политической жизни общества в виде сложной системы институтов, норм, отношений, традиций, идей, системы самоорганизующейся и саморегулирующейся; также системный подход позволяет учитывать взаимосвязи и взаимодействия с иными сферами общественной жизни

  • Сравнительный: направлен на сравнительный анализ различных политических систем между собою , что дает основание для составления различных прогнозов

  • Исторический: предполагает рассмотрение политических явлений в развитии от прошлого к настоящему, выявление повторяющихся в истории явлений и процессов

  • Социологический: с его помощью выявляется взаимосвязь политики от развития общества в целом

  • Нормативно-ценностный: предполагающий выявление значимости для общества тех или иных политических явлений, их роли в повышении общественного благосостояния, в приближении общества к некоему идеалу

7.3. Признаки, функции, формы государства

Государство – особая организация политической власти, обладающая своими отличительными чертами и признаками. Главным из них является наличие суверенитета , те есть верховенства и независимости государственной власти как внутри страны, так и вне её – в отношениях с соседними и другими государствами. Неотъемлемыми качествами суверенитета считаются:

А) полновластие в определении направлений внутренней и внешней политики, в принятии политических решений;

Б) независимость государственной власти в осуществлении функций государства, в исполнении его предназначения перед обществом;

В) равноправие в отношении с другими участниками международных отношений.

Экономический суверенитет означает, что каждое государство имеет свою таможенную службу, свою национальную валюту, систему налогов и сборов, законы, правила и нормы хозяйственной деятельности, свою кредитно-финансовую систему, принципы государственного управления экономикой.

Политический суверенитет предполагает, что государство имеет свою государственную границу, причем пролегает она не только по суше, но и по воде, и в воздухе; обладает своими органами государственной власти и управления, карательными органами, органами правосудия, армией. Каждое государство имеет свои законы о гражданстве или подданстве, свою систему правовых норм.

Можно представить признаки государства и по другому основанию:


  • Территория . Территорию государства составляет и наземное, и водное, и воздушное пространства.

  • Особые группы людей, объединенных в органы власти, управления, обеспечения безопасности и правопорядка, а именно: парламенты, правительства , министерства, судебную систему, местные органы власти. Все они составляют аппарат публичной власти , который призван обеспечить выполнение государством своих задач.
    Налоги и займы . Деньги, собранные в качестве налогов и займов, поступают в государственную казну, с тем, чтобы власти заботились о нуждах общества, защищали совокупные общественные интересы, обеспечивали порядок и условия труда и быта граждан.

  • Одним из отличительных признаков государства является то, что оно может издавать законы, создавать право , то есть такие правила, нормы поведения, жизни людей, которые становятся обязательными для всех и исполнение которых обеспечивается всей силой государства.
Любое государство выполняет по отношению к обществу определенные задачи, функции, объединяет его на основе общих интересов.

Первую группу составляют внутренние функции , которые выполняются государством по регулированию внутренней жизни общества, вторую группу – внешние , в сфере отношений с другими странами.

Перечислим основные функции государства:


  1. регулирование хозяйственной деятельности общества: обеспечивать общие условия развития экономики, устанавливать порядок налогообложения, организовывать взимание налогов.

  2. защита жизни, чести, достоинства, прав и свобод граждан – жителей своей страны от произвола и насилия.

  3. воспитание поколения законопослушных, достойных граждан своей страны.

  4. применение насилия по отношению к людям, преступающим его законы.

  5. защита своей страны от врагов, и налаживание внешнеполитических и внешнеэкономических связей, укрепление престижа и влияния страны.
Факторы образования государства

При рассмотрении данного вопроса вам придется вспомнить и обобщить свои знания по истории о возникновении государств. При всем обилии теорий и подходов к проблеме происхождения государства и государственной власти выделить единую универсальную модель, равно подходящую ко всем без исключения странам и регионам мира, невозможно. Одни факторы были важными на Востоке, в долинах великих рек; другие – в гористой, окруженной морем Греции; третьи – на Руси. Если попробовать систематизировать все факторы государствообразования, то получится следующая картина.
Первая группа – экономические факторы , а именно: усложнение хозяйственной жизни, общественное разделение труда, повышение его производительности и возможность в связи с этим для отдельного человека, семьи не только обеспечить всем необходимым себя, но и произвести излишки на обмен, на продажу другим ; изменение форм собственности – от первобытной общественной к частной, государственной, храмовой. Это усложнение экономической жизни, безусловно, требует организации, регулирования общественной жизни в целом и ведет к созданию государства.

Вторая группа – социальные факторы . Общество в своем развитии подходит к этапу, когда родовые общины сменяются соседскими, и не только племенные, родственные связи соединяют людей – их связывает совместная территория проживания, решение совместных задач. В обществе начинают выделяться жречество, племенные вожди, старейшины. Их власть постепенно приобретает наследственный характер. Разделяются люди и по имущественному признаку – на богатых и бедных. Более активными становятся контакты одних народов с другими – походы, военные экспедиции превращаются в важный фактор государствообразования.

В качестве особой группы факторов можно выделить этнические : тот или иной народ осознает себя в качестве единого целого, понимает необходимость защиты от врагов, рождает «свою» идею, культуру, религию, традиции. Рождает он и свое государство.

Подведем итоги. Все же область морали и религии вряд ли является главной в формировании государственности. Корни ее – в социально-экономической сфере. Сложно организованное общество требует регулирования. Его противоречия нельзя решать старым путем, как в эпоху первобытной общины – на совете рода или совете старейшин. Недостаточно и одних обычаев; теперь требуются особые нормы – законы, обеспеченные силой государства. В свою очередь, само образование государства дает мощный импульс дальнейшему разделению труда, выделению в особую сферу умственного труда, способствует развитию экономики, духовной жизни, всего общества.

Так кратко и в самом общем виде можно представить себе процесс формирования государственности. Действительность же значительно богаче – единой, подходящей для всех, модели нет.

К формам государства относятся формы правления (монархии и республики), формы территориально-государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация) и политический режим (демократия, тоталитаризм, авторитаризм).

Познакомимся с основными формами государства.

Смысл, актуальность и место данной темы лекции в курсе политологии раскрывается в общем контексте знаний о том, что:

- политика есть деятельность и взаимодействие различных и разноуровневых социальных субъектов по поводу обретения, распределения, удержания и использования государственной власти;

- политическая деятельность всех ее субъектов осуществляется в рамках и под влиянием исторически сложившегося типа политической системы общества.

В контексте данных определений ясно, что изучение политики и политических систем обязательно предполагает изучение их динамики, т.е. знания особенностей политических систем в их движении. Считается правомерным разделять политическую теорию на две части:

Теория порядка, которая охватывает постоянные величины в мире политики;

Теория процесса, изменений движений этих величин.

С этой точки зрения динамику политических систем определяют понятием «политический процесс» , которое в свою очередь обозначает совокупность действий всех субъектов политических отношений, связанных с возникновением, функционированием, воспроизводством и развитием политической системы общества. Или иначе: политический процесс – этовзаимодействиебольших и малых социальных групп, государственных институтов, государства и общества, политических партий, политических элит и политических лидеровпо поводу распределения и использования политической власти.

В этом контексте, возвращаясь к содержанию понятия «политический процесс», нетрудно заметить, что его основными моментами являются:

а) возникновение, конституирование политической системы и обретение ею легитимности;

б)воспроизводство компонентов и особенностей политической системы на основе ее стабильного функционирования и преемственности;

в)развитие политической системы, т.е. качественное преобразование, обновление ее политических институтов и функций;

Первая фаза политического процесса имеет моменты одноразовости и постоянства.

Одноразовость – это момент возникновения политической системы, момент практического воплощения воли субъектов политической деятельности, создающих данную систему. Это действие происходит или на основе политических революций, в ходе которых старая политическая система разрушается и создаётся новая, или же посредством политических реформ, с целью адаптации существующей политической системы к изменяющимся условиям.

Но в каких бы формах ни проявлялась первая фаза политического процесса, смысл её один: создание в ходе политической борьбы качественно новой государственности, обновленной политической системы в целом.

Фаза конституирования политической системы не исчерпывается моментом её возникновения. Эта фаза политического процесса включает в себя и действия по выражению признания, одобрению и поддержке возникшей политической системы со стороны общества, т.е. то, что в политологии называется легитимностью.

Конституирование политической системы – первая стадия политического процесса – является предпосылкой всех его последующих фаз развития.

Возникнув и получив поддержку со стороны общества, политическая система вступает во вторую стадию политического процесса – стадию воспроизводства. Здесь деятельность субъектов политики имеет в своей основе воспроизведение всех установившихся элементов и признаков политической системы: воссоздаются её институты, нормы политических отношений, ценности, господствующая идеология, политические позиции и роли, политический режим в целом.

Здесь политическая система повторяет, сохраняет и укрепляет саму себя. То есть главной особенностью стадии воспроизводства является преемственностьв развитии политической системы.

Главными факторами, которые обеспечивают данный момент политического процесса, являются:

Постоянно действующие основы конституционного строя и политических процедур каждой данной политической системы;

Господствующий в обществе тип политической культуры;

Исторически сложившийся тип политического режима.

Однако, преемственность в политическом процессе, стадия воспроизводства политической системы – это не механическое копирование когда-то сложившихся состояний политической системы и её элементов.

Вместе с моментом повторения здесь неизбежно обновление, перемены и изменение тех или иных сторон политической системы.

Иначе говоря, развитие политического процесса осуществляется не по кругу, а по спирали, винтовой лестнице, ведущей вверх – к прогрессу или вниз – к упадку.

Важнейшей составной частью всех политических процессов является деятельность субъектов по разработке, принятию и исполнению политических решений.

В данном случае, политическое решение– это выбор и обоснование организованными субъектами политических отношений определенного проекта действий, направленных на реализацию собственных интересов.

Или иначе – это осуществляемый коллективно или индивидуально процесс определения задач и целей политических действий, этапов, способов и ресурсов их достижения.

Политические решения различаются по многим критериям, в том числе:

По статусу и уровню органов государственной власти – республиканские, областные, городские, районные;

По институциональному характеру субъектов, принимающих реше- ния – государственные или партийные;

По характеру целей и задач, которым подчинены решения – стратегические или оперативно-тактические;

По методам принятия решений в научной литературе выделяют три главных: рационально-универсальный метод; метод «ветвей» и смешанный.

Первый метод предполагает рациональное определение главной проблемы, «основного звена», и выбор путей ее решения. Это своего рода идеальный план решения, результат теоретически правильного мышления.

Главное достоинство этого метода состоит в том, что если решение реализовано, то тем самым поставленная задача решается полностью и радикально.

А недостаток точно определен пословицей – «гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить». Поэтому в реальной политике чаще применяется метод ветвей, смысл которого состоит в принятии частичных решений, направленных на улучшение ситуации, постепенное решение проблемы. При этом выбирается не оптимальный, а приемлемый и реально исполнимый для субъекта политики вариант решения, руководствуясь принципом «Конечная цель – ничто, движение - всё».

Смешанный метод предполагает соединение достоинств и преодоление недостатков рационального и «ветвистого» методов принятия решений.

Ясно, что существенным элементом, важнейшей составной частью политического процесса является практическое осуществление принятых решений, умение субъектов политической власти организовать энергию масс на их исполнение и, одновременно, способность нейтрализовать или существенно ограничить деятельность своих политических конкурентов и оппонентов.

Это умение и способности во многом зависят от тех ресурсов властного влияния, которыми располагают субъекты политического процесса.

Как правило, относительно большим объемом и набором ресурсов влияния располагает правящая политическая элита или, иначе говоря, органы государственной власти, правящая политическая партия.

Многообразие процессов принятия и исполнения политических решений в политологии характеризуется следующими основными типами: популизм , элитарность , радикализм , демократичность .

Популизм как совокупность методов политической деятельности предполагает прямое обращение к простому народу, опору на массовые настроения, социальную демагогию.

Популистские методы нацелены на упрощение ситуации, им присуща понятная и одобряемая массами грубость, показная крутость и жестокость. Они сочетаются с лестью, обращенной к массам в виде формул: «крестьяне – вы наши кормильцы, без вас мы пропадем; студенты – это будущая элита нашей страны» и т.п. Это сочетание грубости, жестокости, лести и душевности можно выразить призывом: «Братья и сестры, будем мочить в сортирах».

Элитарность как тип принятия и исполнения политических решений характеризуется исключением сколько-нибудь значительного участия граждан в политическом процессе. Здесь гражданам отводится роль послушных, безропотных исполнителей.

Радикализм в политическом процессе означает такие решения и методы их реализации, которые предполагают коренное изменение существующей политической системы и применение крайних, экстремальных мер, которые, как правило, связаны с насилием, политическими репрессиями, террором, нетерпимостью и склонностью к якобы простым решениям, крайним мерам по принципу: « Уж если зло пресечь, то надо собрать все книги, да и сжечь».

Политика радикализма редко когда несет гражданский мир и улучшение жизни, чаще с нею связано нарастание политической конфликтности с ухудшением положения дел во всех сферах жизни общества.

Демократичность политических решений и методов их реализации предполагает ориентацию на реальные потребности граждан, учет их конституционных прав и свобод, что обязывает не только реализовывать волю большинства, но и строго соблюдать неотъемлемые права меньшинства.

Демократичность политических решений предполагает также гласность, свободу слова, строгое соблюдение правил политических выборов, принципов разделения властей, активное взаимотерпимое взаимодействие государства и гражданского общества. Демократический метод принятия политических решений также имеет свои недостатки, но ничего лучшего человечество еще не придумало.

Определяя типы политических решений, необходимо видеть, что в политическом процессе демократичность легко переплетается с популизмом, элитарность с радикализмом и т.д.

Составной частью процесса принятия и исполнения политических решений является контроль за их исполнением, оценки их эффективности и коррекция политических действий на этой основе.

Ведущая деятельность – это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований в данной ступени развития.

Каждому возрастному периоду онтогенеза свойственна социальная ситуация развития, т.е. особое отношение растущего человека к социальной действительности.

Ведущая деятельность характеризуется тремя признаками:

Во-первых, эта такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Во-вторых, ведущая деятельность – это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. При этом формирование или перестройка всех психических процессов происходит не только внутри ведущей деятельности. Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются в других видах деятельности, генетически с ней связанных. В-третьих, ведущая деятельность – это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности.

Виды ведущей деятельности:

  1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослым, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Эта основная деятельность младенца обусловливается самой природой человека как общественного существа. Ребенок в этот период ориентирован на установление социальных контактов. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий.
  2. Предметно-манипулятивная деятельность ребенка характерная для раннего детского возраста (от 1 года до3 лет). Возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать, тогда на первый план и выдвигается и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но и прежде всего, общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей.
  3. Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3до 6 лет). Именно в сюжетно-ролевой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Игра выступает, во-первых, как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, функциональных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка происходит возникновение и развитие воображения и символической функции.
  4. Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет, т.е специальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности.
  5. Общение подростков в возрасте от 10-10 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т.д.). изменяется и их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни. Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности. В то же время игра продолжает занимать в этом возрасте важное место. Но подростка привлекает уже не сам процесс игры, а борьба за первенство, возможность поднять свой престиж в глазах сверстников. Основное по объему место в жизни подростка принадлежит учебной деятельности, однако по сравнению с младшим школьным возрастом учебная деятельность подростка существенно меняется. В эту пору появляются новые формы обучения, преобразуется содержание учебного материала, так как начинается непосредственное изучение основ наук, требующего развитого теоретического мышления, нового познавательного отношения к знаниям. Качественно изменяется мотивация учения (мотивы социального порядка – желание выполнить свой долг учащегося, лучше подготовиться к будущей работе, добиться почетного места в коллективе, поддержать его честь и достоинство. Смысл учебной деятельности для подростка – в самообразовании и самосовершенствовании.
  6. Важнейшая особенность старшего школьного возраста (15-17 лет) состоит в том, что здесь ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, активно сочетаемая с производительным трудом, что имеет большое значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций. Основное психологическое новообразование данного возраста – это умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать эстетические, политические, нравственные идеалы, что свидетельствует о росте самосознания.

В этой общей картине развития психики ребенка в процессе смены ведущих типов деятельности имеются свои закономерности и особенности. Во-первых, названные ведущие типы деятельности находятся в генетически преемственной связи, и их формирование может происходить только в определенном порядке.

Во-вторых, психическое развитие ребенка следует понимать как единый процесс. А для этого важно ликвидировать разрыв в рассмотрении развития познавательных сил и аффективно-потребностной сферы ребенка.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Понятие власти

Стержневым, ведущим понятием политической науки является понятие власть. Власть выступает главной целью политической деятельности, да и сами политические отношения в обществе можно с полным основанием назвать властными отношениями.

Власть -- способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей, заставлять других подчиняться с помощью какого-либо средства (авторитета, права, насилия и т. д.); господство, которое обеспечивает выполнение приказа; способность реализовывать намеченные цели, согласовывать противоречивые интересы, подчинять их единой воле с помощью убеждения или принуждения.

Важным при рассмотрении властных отношений в обществе является понятие о ресурсах власти. Под ресурсами власти понимаются средства, при помощи которых властные структуры осуществляют воздействие на деятельность и поведение граждан.

Перечислим важнейшие ресурсы власти в современном обществе:

* Экономические ресурсы, к числу которых относятся, прежде всего, финансовые средства, капиталы, собственность. Особенно заметно влияние данных ресурсов в странах с рыночной экономикой, где практически все имеет свою цену.

Силовые ресурсы: армия, полиция, службы безопасности, прокуратура, суд. Эти ресурсы преобладали в прошлые эпохи в авторитарных и тоталитарных государствах. Но и сегодня сила государства -- в силе законов, в четком исполнении законов и подчинении им всех органов государства и граждан. «Силовые» органы были всегда и везде, но если они действуют на основании закона, это ничуть не противоречит, а напротив, предполагает демократический порядок.

Социальные ресурсы: престижные должности, особые права и привилегии. Значимость подобных ресурсов важна не только для сословного общества, общества привилегированных и непривилегированных групп. И сегодня, в наши дни, не только материальные, но и моральные, статусные стимулы важны для деятельности человека. Конечно, если речь не идет о наследуемых привилегиях замкнутой группы людей.

Информационные ресурсы, являющиеся наиболее эффективными в современное время. Многие политологи подчеркивают, что сегодня тот, кто владеет информацией, управляет обществом. Даже современную властную элиту -- людей, находящихся у власти, называют элитой информационной, владеющей в первую очередь информационной собственностью.

В политической науке выделяется несколько видов власти.

Политическая власть характеризуется законным использованием силы через специальные государственные органы принуждения, такие как полиция или милиция, армия, спецслужбы, налоговые органы; обязательностью решений для всех граждан (в случае, если эти решения не выходят за рамки установленных законов, что может быть установлено судом), публичностью (открытое обращение ко всем гражданам и организациям); наличием центра принятия важнейших решений (определенным центром обычно выступает государство, но это не значит, что власть в государстве должна быть сконцентрирована в одних руках или отдельных органах).

Экономическая власть основывается на использовании материальных ценностей, в качестве которых в первую очередь выступают деньги, а также движимое и недвижимое имущество. Часто экономическая власть оказывает значительное влияние на политические отношения.

Социальная власть -- установление повиновения с помощью повышения или понижения социального положения людей -- статусов, должностей, льгот, привилегий, места в социальной иерархии.

Принудительная власть опирается на силу, физическое принуждение. Она может быть установлена не только в государстве, но и семье, преступной группировке, молодежной компании. С помощью силы можно добиться кратковременного послушания, но при этом необходим постоянный контроль над людьми и поддержание обстановки страха. Господство принудительной власти прямо пропорционально зависит от строгости наказания и ослабевает при наличии возможностей уклониться от него.

Информационная власть может обеспечивать повиновение через использование средств массовой информации, которые нередко называют «четвертой властью». Особенно возросла роль СМИ в наше время, которое называют информационным веком.

Теневая власть не имеет публичного характера, ее главной характеристикой является скрытое правление, при котором государственные органы тайно передают свои полномочия определенным лицам или группам, не имеющим для ее осуществления прав. Так может устанавливаться власть партии, секты, касты, секретной службы, мафиозной структуры, семейного клана или дружеского кружка.

Существуют и другие основания для классификации власти:

по сферам действия (государственная, партийная, профсоюзная, армейская, семейная и т. п.);

по функциям (законодательная, исполнительная и судебная);

по способам взаимодействия властных структур с населением (демократическая и недемократическая).

Власть -- способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия.

Какова структура власти?

Компоненты структуры власти

власть ресурс легитимность политический

Источники власти:

богатство,

положение в обществе,

знания, информация,

природная одарённость (харизма)

демократические процедуры -- свободные выборы,

источник власти в РФ -- народ.

Субъекты власти:

государство, его институты,

политические элиты,

политические партии,

отдельный человек,

общность людей,

мировое сообщество -- ООН.

Объекты власти:

социальная группа,

общество.

Функции власти:

господство (древ. греч. -- благородный),

руководство,

регуляция,

контроль,

мобилизация.

Средства власти:

принуждение,

убеждение,

поощрение,

традиции стран,

материальные ценности,

информация.

Вопрос о структуре власти сводится к выявлению того, кто и почему (по какому праву) воздействует, командует, заставляет, руководит, что для этого используется, а кто подчиняется.

Типы легитимности власти по М. Веберу

Харизматическая

Традиционная

Легальная

Люди подчиняются королю, вождю в силу исключительных личных качеств. Люди подчиняются в силу сложившихся традиций, обычаев. Люди починяются лидеру на основе веры в правильность формальных правил, по которым формируется власть.

1. Харизматическая власть существовала и в архаичном и в современном обществе. XX век называется веком толпы. Харизматические лидеры являются наиболее актуальными для конкретной ситуации, они сильно воздействуют на толпу. Харизматический лидер -- любимец толпы. Робеспьер, Ганди, Мао, Ш.де Голь, Сталин, Ленин, Гитлер.

2. Традиционная власть . Достигается благодаря обычаям, привычкам повиновения власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархии. Оно схоже с отношениями в патриархальной семье, основанном на беспрекословном повиновении старшим. Традиционная власть отличается прочностью, благодаря институту наследования власти монарха подкрепляющего авторитетом господства. Многовековыми традициями подчинения власти - подданные проявляют преданность правителям наделением власти в соответствии с обычаями. Верность вождю и его поддержка передаются от одного поколения к другому. Отношения между господином и слугой.

3. Легальная власть . Господство связанно с верой в правильность юридических норм и необходимость их выполнения. Люди подчиняются тем, кто наделён соответствующими полномочиями. Каждый служащий получает фиксированное жалование.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Разнообразные трактовки понятия политической власти; ее виды, отличительные признаки, субъекты и объекты. Характеристика традиционного, харизматического и рационально-правового видов легитимности власти как важного условия политической стабильности.

    реферат , добавлен 10.08.2011

    Понятие политической власти и ее отличительные черты. Основы государственного управления. Рассмотрение исторически сложившихся особенностей политической власти в России; изучение ее легитимности в период СССР, перестройки и на современном этапе.

    реферат , добавлен 01.10.2014

    Рассмотрение понятия власти как общественного явления; ее сущности, форм, функций. Исследование феномена политической власти (работы Н. Макиавелли, М. Вебера и др.), определение элементов ее структуры и ресурсов. Понятие легитимности как ее основания.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2011

    Определение понятия и сущности политической власти как волевого отношения между социальными субъектами, а также ее объектов, субъектов и функций. Ознакомление с источниками и ресурсами политической власти. Рассмотрение проблемы легитимной власти.

    контрольная работа , добавлен 03.11.2014

    Дееспособность власти и ее зависимость от легитимности. Понятие «власть» и сущность политической власти. Легитимность власти. Типы легитимности власти. Кризисы легитимности и способы их урегулирования. Разница понятий легитимность и легальность власти.

    реферат , добавлен 04.12.2008

    Определение понятия политической легитимности, рассмотрение ее типологии, представленной в работах нескольких исследователей. Выявление структуры, источников, функций политической легитимности и причин кризиса; оценка ее современного состояния в России.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2014

    Понятие, сущность, источники, ресурсы власти. Типы политической власти, их отличительные особенности и нормативно-правовое обоснование. Легитимность власти: понятие и содержание, место в современном обществе. Специфика политической власти в Казахстане.

    презентация , добавлен 16.10.2012

    Сущность и содержание власти. Взаимодействие субъекта и объекта, вертикальная и горизонтальная структура. Уровни власти, ее основания и ресурсы. Распределение власти в современном обществе. Показатели, типы и уровни легитимности в политической практике.

    реферат , добавлен 12.02.2010

    Понятие легитимности власти как соответствия политического режима господствующим в обществе ценностям и нормам. Доверие граждан к власти. Политические аспекты современного взаимодействия с избирателями. Идеологическая активность политических субъектов.

    реферат , добавлен 27.04.2010

    Основные источники власти, ее субъекты, объекты, функции и средства. Характеристика видов власти. Принципы устойчивости политической власти. Типы власти (харизматическая, традиционная и легальная). Сущность теории разделения власти, его цели и функции.

Похожие публикации