Обо всем на свете

Информационно аналитическая справка использование современных образовательных технологий. Аналитическая справка "Использование информационно-коммуникативных технологий, альтернативной технологии обучения детей с признаками одарённости". Главный результат

1.1. Позитивная динамика уровня обученности обучающихся за последние три года.

В течение последних трёх лет общая успеваемость обучающихся по русскому языку и литературе остаётся неизменной и соответствует 100%-ному показателю (Приложение 1 , приложение 2).

Главный результат работы:

  • рост самостоятельности у тех обучающихся, которые были пассивны;
  • повышение интереса к предмету;
  • наблюдается позитивная динамика учебных достижений по годам.

100%-ный уровень обученности показали выпускники, сдававшие экзамены по литературе в традиционной форме за 2004-2005 учебный год (Приложение 3).

1.2. Позитивная динамика «качества знаний» обучающихся за последние три года

С 2004–2005 учебного года наблюдается рост качества знаний отдельных обучающихся по итогам учебного года по русскому языку. Выросло число учащихся, имеющих оценку «хорошо» и «отлично» . (Приложение 4).

С 2004–2005 учебного года наблюдается тенденция роста качества знаний по итогам учебного года по русскому языку и литературе на 10% (Приложение 5).

Результаты контрольных срезов по русскому языку в 5А классе , проведённые администрацией школы (Приложение 6).

  • 1 четверть «Словосочетание»
  • 2 четверть «Буквы З и С на конце приставок»
  • 3 четверть «Буквы Е-И в корнях с чередованием»
  • 4 четверть «Буквы О-А в корнях –РОС-, -РАСТ-, -РАЩ-

Оптимальный уровень обученности показывает, что качество знаний колеблется от 59,9% до 63,5%.

Положительную динамику качества знаний по литературе (20%) характеризуют следующие данные за 2004-2005 учебный год (Приложение 7).

Положительные результаты итоговой аттестации показывают высокий уровень сформированности у выпускников жизненно важных коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования:

  • извлекать информацию при аудировании и чтении, адекватно понимать и интерпретировать текст, аргументируя собственную точку зрение;
  • интерпретировать в письменной форме информацию, извлечённую из прочитанного текста, осуществляя выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, стилем и функционально – смысловом типом речи;
  • соблюдать в практике письма основные языковые нормы (лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические) (Приложение 8).

Эти ребята оказались конкурентоспособными, подтвердили свои знания, полученные в школе, учатся в престижных вузах.

Особой гордостью являются Максутова Анастасия и Апхаликова Вера, поступившие на филологический факультет.

1.3. Увеличение количества обучающихся (в процентах), принимающих участие в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровней.

Растёт количество обучающихся, участвующих в олимпиадах и добивающихся высоких результатов.

Принимали участие в олимпиадах по русскому языку и литературе:

  • на школьном уровне (в процентах от общего числа обучающихся) (Приложение 9). Динамика роста числа участников составила по русскому языку и литературе 11%
  • на муниципальном уровне число участников возросло в два раза (Приложение 10).
  • на областном уровне: 2006-2007 - 1чел. (Павлова Н., 8кл.)

1.4.Увеличение количества и повышение качества творческих работ обучающихся по русскому языку и литературе (проектов, исследований).

Учебно-исследовательская деятельность – это процесс совместной деятельности обучающегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, систематизации новых знаний.

Моя цель: создание условий для развития творчества обучающихся, самоопределения и самореализации.

Для реализации поставленной цели решаю следующие задачи:

  • сформировать интерес к познанию мира;
  • развивать умения и навыки, необходимые для проведения учебно-исследовательской деятельности; способности к самостоятельному творческому мышлению; умения использовать полученные знания на практике.

Число желающих заниматься научно-исследовательской деятельностью растёт год от года (Приложение 11).

Тема каждого исследования актуальна. Обучающиеся стараются качественно анализировать состояние проблемы, учатся использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы. Изучают специальный и научный аппарат по данной теме. Также обосновывают собственные выводы и грамотно отвечают на вопросы в процессе защиты результатов исследования. Рефераты, исследовательские работы, доклады, презентации, стендовые отчётырекомендованы к представлению на Всероссийской научно-практической конференции, защите на экзамене.

Творческие работы обучающихся, в том числе созданные в форме мультимедийных презентаций, качественно оформлены и являются частью учебно-методического комплекса кабинета русского языка, служат в качестве раздаточного материала на уроках, продуктивно используются мною в целях воспитания и развития личности обучающихся на уроках и во внеклассной работе.

1.5. Рост мотивации к изучению предмета (увеличение процента обучающихся в классе, испытывающих интерес к изучению данного предмета).

С обучающимися психологом школы проводились следующие методики анкетного опроса: «Учитель и ученик», «Мои учебные результаты», «Самоанализ включенности, интереса и эмоционального благополучия на уроках», «Мои жизненные и профессиональные ценности».

Задача: определить мотивацию учения у детей, выяснить, есть ли у них интерес к обучению, а также с целью профориентации и выбора будущей профессии.

Интерпретация полученных ответов показала , что обучающиеся данных классов:

  • целенаправленно готовятся к сдаче промежуточной и итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ ;
  • с интересом слушают учителя;
  • охотно занимаются исследовательской деятельностью;
  • ставят проблемные вопросы и самостоятельно находят на них ответы, пользуясь справочными пособиями и источниками информации;
  • готовятся поступать в вузы – 92%.

Также за последние три года наблюдается позитивная динамика роста уровня мотивации к изучению русского языка и литературы. (Приложение 12)

Тестирование «Характер взаимодействия учителя и учащихся на уроках русского языка и литературы» показало:

  • учитель относится с уважением ко всем ученикам, учитывает реальные учебные возможности, образовательные потребности;
  • 89% учеников удовлетворяют знания, приобретённые на уроке;
  • 11% - частично.

Учитель стремится к тому, чтобы её школьники как можно глубже и прочнее усвоили русский язык, научились пользоваться русским словом, поняли и почувствовали его точность, меткость, выразительность. Всё, что происходит на уроке, вызывает у детей искренний интерес, развивает творческие способности.

Коллеги считают :

  • «Ребята вместе с Мариной Юрьевной отправляются в сказки, совершают незабываемые экскурсии в прошлое и увлекательные путешествия в будущее; меряются силами в турнирах и брейн – рингах, проводят аукционы знаний. Привитию интереса к урокам русского языка и литературы способствуют и другие нетрадиционные формы уроков: урок – конференция, урок – диспут, урок мудрости, урок – откровение, урок – презентация, урок – панорама, урок – суд, урок – соревнование, урок – деловая игра, уроки в форме различных телепередач.»Учитель русского языка и литературы: Путинцева Е.А.
  • «Для Марины Юрьевны каждый обучающийся – личность , поэтому она стремится создать на уроке ситуацию успеха . Успех, считает словесник, рождает дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, к школе, к труду; ситуация успеха становится фактором развития личности ребёнка, ведь её переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности. Атмосфера доброжелательности, внимание, интерес к каждому школьнику на уроке, приветливость, реальная помощь в продвижении к успеху, поддержка в процессе выполнения работы, создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества способствует высокой мотивации деятельности обучающихся ». Учитель русского языка и литературы: Байбурина Л.Ф.

2. Позитивные результаты внеурочной деятельности по учебным предметам.

2.1. Ведение кружков, секций, факультативов в последние три года.

Повышение общей языковой культуры, углубление и расширение знаний, получаемых на уроках, развитие творческих способностей обучающихся, выявление одарённых детей – вот далеко не полный перечень задач, которые я решаю во внеурочной деятельности. Для оптимального решения веду большую внеклассную работу. (Приложение 13)

2.2. Результаты внеурочной деятельности (творческие работы учащихся, участие в конференциях, конкурсах, концертах) за последние три года. (Приложение 14 , приложение 15 , приложение 16)

Совместный труд с обучающимися не замедлил принести положительные результаты.

3. Позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя.

Мои родные сердца

«… зорко одно лишь сердце.
Самого главного глазами не увидишь».
А. де Сент-Экзюпери

Ежедневно я погружаюсь в прекрасный мир детства, раскрываю тайны человеческих сердец , учусь быть добрее и мудрее.

Пять заповедей: любить, понимать, принимать, сострадать и помогать в моей воспитательной работе обеспечивают свободу выбора в принятии решений, создают климат взаимного доверия, доброты и гармонии и самое главное – принимают ребёнка таким, какой он есть.

Мои ученики – мои соратники, мы поровну разделили ответственность в процессе воспитания. Мне не нужно громогласно доказывать свою правоту, идти на хитрости, добиваться понимания, авторитета, так как главное в наших отношениях – взаимоуважение .

Считаю, от меня зависит, придёт ли к каждому ребёнку успех в учении. Я не имею права сомневаться в достижении положительного результата. Безграничная вера в ребёнка помогает мне справиться с проблемами. Для ребёнка важно всегда чувствовать успех.

Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, учить трудиться, найти себя для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому и стремимся мы с учениками в меру своих сил и способностей.

Воспитывать не просто, да и человеком быть не просто, и жить тоже не просто. Но пусть всегда будут школа, 1 сентября, звонок. «Чего вы ждёте от меня, мои родные сердца?» На этот вопрос я буду отвечать всю свою жизнь!

3.1 Благоприятный психологический климат в классе (атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантности).

3.2. Постоянное взаимодействие классного руководителя с родителями обучающихся.

3.3. Отсутствие правонарушений у обучающихся (или положительная динамика по этому показателю).

3.4. Развитие самоуправления в классе.

3.5. Активное участие обучающихся в жизни образовательного учреждения.

В 2006-2007 г. внимательно изучила данные вопросы.

Разработала программу развития классного коллектива «Вечные ценности» (Приложение 17).

Программа «Вечные ценности» на областном уровне вышла в финал и при защите в очной форме получила положительную оценку (Презентация).

3.6. Участие обучающихся в решении проблем местного социума.

Приняла участие в конкурсе общественно полезных инициатив школьников «100 классных проектов» (Приложение 18).

4. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.

4.1. Использование ИКТ в процессе обучения предмету.

Использование на уроках информационно-коммуникативных технологий обеспечивает личностное развитие обучающихся за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, снижает нагрузку, позволяет более эффективно использовать учебное время. Я владею навыками работы на персональном компьютере, что позволяет:

  • качественно готовиться к урокам;
  • своевременно обновлять раздаточный дидактический материал;
  • расширять использование наглядности;
  • самостоятельно подготавливать слайд - фильмы к лекциям;
  • использовать в работе учебные электронные пособия, в частности, «Тесты по пунктуации», «Тесты по орфографии», учебно-методическое пособие по Мировой художественной культуре, электронное средство учебного назначения «История искусства», художественные энциклопедии, учебные фильмы.

Под моим руководством ребята готовят творческие работы с использованием информационных технологий, презентации к докладам, рефератам, исследовательским работам, выпускают школьный журнал «17 мгновений».

Наряду с традиционными методами контроля, я запланировала тестовый контроль в компьютерном варианте практически по всем темам.

4.2. Использование проектных, исследовательских и др. развивающих образовательных технологий в процессе обучения предмету и воспитательной работе.

Использую элементы технологий. (Приложение 19)

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества.

Успешно использую альтернативную технологию обучения детей с признаками одарённости (Матюшкин А.М.).

Руководствуюсь следующими принципами:

  • принцип развивающего и воспитывающего обучения;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип учёта возрастных возможностей.

Цели:

  • формирование знаний, умений и навыков в области «филология»;
  • создание условий для познавательного и личностного развития обучающихся с учётом дарования.

В обучении одарённых применяю четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ:

  • ускорение,
  • углубление;
  • обогащение;
  • проблематизация.

Считаю ведущими и основными методами творческого характера:

  • проблемные;
  • поисковые;
  • эвристические;
  • исследовательские;
  • проектные

4.3. Разработка и использование общественно признанной авторской методики, в т.ч. новых цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений, контрольно-измерительных материалов.

Творчески адаптировав альтернативные программы по риторике (Кохтева Н.А., Ладыженской Т.Л., Львовой М. Р.), составила рабочие программы для обучения риторике обучающихся общеобразовательной школы 5-9 классов . В настоящий момент апробированы в 5-7 классах. Опыт обобщён на школьном и городском МО.

Ставя цели и задачи курса «Риторика», определяю разноуровневый подход – формирование навыков красноречия (программа-максимум) и развитие навыков публичных выступлений, умение вести спор, дискуссию, развитие творческих способностей, формирование нравственных качеств личности растущего человека (базовый уровень).

В программе определены основные формы, методы, приёмы обучения риторике: упражнения для отработки техники речи, решение коммуникативно-ситуативных задач, анализ и коррекция текстов как устных, так и письменных, доклады, выступления обучающихся.

4.4. Результативность использования современных образовательных технологий.

Использование вышеперечисленных технологий даёт положительные результаты. На протяжении последних трёх лет наблюдаются достаточно стабильные уровни успеваемости – 100% и качества знаний – не менее 35%. Обучающиеся проявляют интерес к предмету во внеурочной деятельности (кружок «Основы журналистики»), занимаются творческой деятельностью (проектно-исследовательская), постоянно участвуют в олимпиадах.

5. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы).

Постоянно обобщаю собственный педагогический опыт. Являюсь руководителем школьного МО учителей русского языка и литературы, консультирую по теоретическим вопросам, членом городской комиссии по ЕГЭ, членом городских олимпиад, выступаю учителем-методистом практикантов педагогического колледжа, института. Провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия.

На школьном уровне: (Приложение 20) 2004-2007 - семинары – практикумы по преемственности, в рамках школьных педагогических советов

На муниципальном уровне:

  • 2004-2005 уч.г. – методика ноосферного обучения
  • 2006-2007 уч.г. – семинар - практикум «Развитие ключевых компетенций на уроках русского языка»

На областном уровне:

  • 2006-2007 уч.г. – семинар-практикум «Развитие ключевых компетенций на уроках русского языка»
  • 29.11.2007 уч.г. - альтернативная технология обучения детей с признаками одарённости (Матюшкин А.М.);
  • декабрь 2007 уч.г.- консультация для зам. дир. по воспитательной работе в рамках конкурса «Самый классный классный».

6. Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах.

На городском уровне: 2007 – конкурс «Лучшие учителя города» (5 место)

На областном уровне: 2006 – 2007 - конкурс «Самый классный классный».

На всероссийском уровне:

  • 2006 – 2007 – Всероссийский фестиваль «Открытый урок»
  • 2007 – 2008 - Всероссийский фестиваль «Открытый урок»

Номинация «Классное руководство»

7. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

  • 2001 – Томский областной институт усовершенствования учителей по теме «Культурологический подход при изучении русской литературы в школе»
  • 2005 – Кузбасский региональный институт «Информационные технологии в образовании»
  • 2005 - РАЕН (г.Москва) «Теория и практика ноосферного образования в свете законов мира. Биоадекватные технологии и здоровьесбережение».
  • 2005 – Курсы ПК
  • 2006 – Кузбасский региональный институт «Теория и практика гуманитарного образования»
  • 2007 – Агентство выставочного консалтинга. Семинар – тренинг «Эффективный стендист».

Приложения 16–18, 20 и презентацию вы можете получить у автора статьи.

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик

Эффективность обучения я, как учитель, повышаю через учебно-исследовательскую деятельность школьников, что является инновационной педагогической технологией.

Использование современных образовательных технологий (технология организации исследовательской деятельности учащихся, игровые технологии, технология проектного обучения, интерактивные технологии, технологии кейс-метода) в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственногоразвития учащихся

В процессе учебной деятельности педагог применяет различные методы и приемы обучения, в том числе инновационные: проблемный, эвристический, поисковый

Образовательные технологии и их результативность.

Технология

Результат использования

Учебно-исследовательская технология

Развитие исследовательских навыков в процессе обучения на уроке и во внеурочное время.

Презентация результатов в виде реферата, слайд-фильмов, исследовательской работе, индивидуальных и групповых проектов. Участие в олимпиадах, конкурсах, НПК. Развитие навыков публичного выступления .

Технология игрового обучения

Активизация деятельности учащихся.Урок-ролевая игра, урок-путешествие, урок-театрализация, литературное кафе и др.

Отработка коммуникативного аспекта .

Обучение в сотрудничестве

Групповые задания, технология кейс-метода, групповые проекты.

Развитие коммуникативных навыков.

Проблемно - поисковый.

Дискуссия

Сознательно стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала. Развивает навыки, необходимые для общения. Критическое мышление, навык публичного выступления .

Интегрированные уроки

Помогают преодолеть недостатки предметного обучения и способствуют формированию у учащихся целостной картины мира.

Развитие языковой, культуроведческой и коммуникативной компетенций.

Информационно-коммуникативные технологии

Разработка учащимися обучающих презентаций. Запрос на расширение доступа к ИНТЕРНЕТ. Использование электронных версий тестов по русскому языку.

слайд-презентации, просмотр эпизодов фильмов.

Метапредметные результаты обучения .

Лекционно-семинарско-зачетная система, тестирование

Помогает адаптироваться в дальнейшем в вузах. Предусматривает формирование общеучебных умений и навыков.

Системно - деятельностный подход

Введение интерактивных форм обучения.

Написание творческих работ на основе личных впечатлений.

Использование системы упражнений.

Введение особого подхода к пониманию текста.

Комплексный анализ текста

Развитие коммуникативных компетенций.

Планируя применение образовательных технологий, исхожу из того, что каждый ученик на протяжении периода обучения должен поработать во всех педагогических технологиях. При этом учитываю:

Возрастные особенности учащихся;

Преемственность технологий;

Особенности классных групп в параллелях;

Профиль класса.

В рамках перехода к профильной школе слежу за новыми линиями учебно-методических комплексов. С 2008 года в преподавании литературы чётко выдержан принцип деления на базовое и профильное содержание образования.

Профильное обучение позволяет за счёт изменения в структуре содержания и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности, способности учащихся.

В течение последних пяти лет выпустила профильные классы (в том числе и социально-гуманитарной направленности - 2009- 2010 годы).

В 2012-2013 году преподавала в трех 9 -х классах предпрофильной подготовки. В 2013-2014 учебном году работаю в 10-х профильных классах.

Участие в опытно-экспериментальной деятельности

2008-2014

Предпрофильная подготовка и профильное обучение школьников

2008-2013

Внедрение в учебно-воспитательный процесс экспериментальных программ и элективных курсов

2009-2014

Организация сетевого взаимодействия в рамках методического сопровождения профильного обучения

2008-2014

1.Введение предпрофильной подготовки и профильного обучения (внедренческий этап).

2. Организация ГИА выпускников 9 классов.

3. Организация ЕГЭ.

5 .

2013-2014

Апробация регионального мониторинга качества общего образования.

Профессиональная экспертная деятельность.

Муниципальная предметная комиссия по проверке олимпиадных работ по русскому языку и литературе

2009-2013 гг.

Апробация электронных образовательных ресурсов

2009 -2013гг.

Мониторинговые исследования

2013-2014 гг.

Муниципальная комиссия по проверке аттестационных работ по русскому языку в формате ГИА.

2008-2013

Участие в работе жюри в конкурсе чтецов стихов Мусы Джалиля

2013 г.

учителя начальных классов МОУ «Гимназия №4» г. Брянска

Гордиенко Елены Валериевны

Основной целью работы начального звена гимназии является формирование у младших школьников умения учиться, создание комфортной образовательной среды, направленной на развитие ученика, сохранение и развитие мотивации к учению. Для воплощения этой цели я в своей педагогической деятельности использую различные образовательные технологии.

Обязательным для учителя начальных классов, я считаю, является использование игровой технологии. Педагоги и психологи доказали, что интеллектуальное развитие ребенка происходит на ранних этапах становления личности. Поэтому учитель начальных классов в процессе урока должен использовать такие методы и приемы работы, которые формируют у учащихся не только знания, умения и навыки, но и одновременно развивают один из видов мышления ребенка: наглядно-действенное, наглядно-образное или словесно-логическое. Достижению этой цели в моей педагогической деятельности способствуют приемы и упражнения игровой технологии, которые также обеспечивают развитие внимания, памяти, наблюдательности и речевой активности учащихся и несут в себе заряд занимательности, воспитывают у детей интерес к предмету.

Одной из ведущих технологий в моей педагогической деятельности стала технология поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной.

Существенную помощь в овладении этой технологией оказали мне курсы повышения квалификации в учебном центре по переподготовке работников системы образования на базе факультета психологии МГУ им. Ломоносова по программе «Психолого-педагогические основы учебного процесса» (с 1999 по 2001 год). Результатом обучения стало моё выступление на научно-практической конференции «Деятельностная теория учения – практике образования», материалы которого опубликованы в сборнике тезисов. (Деятельностная теория учения – практике образования: Тез. докл. науч-практ. конф., 12-13 янв.

2000г./ Под науч. ред. Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской.- Брянск: БИПКРО, 2000г. – 104 с.) (Приложение 1)

С этого периода моя практическая работа базируется на принципах деятельностной теории учения. Получив первые положительные результаты, в 2004/2005 учебном году в рамках Мастер – класса «Использование образовательных технологий, их эффективность и результативность» я дала открытый урок русского языка для учителей школы по теме «Правописание безударных гласных в приставках», на котором показала пути практической реализации принципов деятельностной теории обучения. Выступила с сообщением «Деятельностная теория обучения» на педагогическом совете «Мониторинг используемых в школе образовательных технологий». В этом же году я приняла участие в Фестивале педагогических идей «Открытый урок», проводимом издательским домом «Первое сентября». За участие награждена дипломом и получила сертификат. (Приложение 2)

В процессе работы в начальной школе я овладела технологией безотметочного обучения , позволяющей развивать у младших школьников самоконтроль, самооценку и самосознание, повышать мотивацию учебной деятельности, обеспечивать успешность ученика в разных сферах деятельности.

В рамках реализации этой технологии я выступила на городском семинаре «Контрольно – оценочная деятельность в период безотметочного обучения» перед руководителями начального звена школы с сообщением «Рефлексия. Виды рефлексии» и дала открытый урок математики по теме «Письменный прием сложения и вычитания трехзначных и двузначных чисел без перехода через десяток», на котором показала организацию рабочего пространства в классе, приемы развития самооценки и взаимооценки учащихся при выполнении отдельных заданий, а также виды учебной и сенсорной рефлексии при безотметочном обучении. С этими материалами я приняла участие в Фестивале педагогических идей «Открытый урок» в 2003/2004 учебном году , получила диплом участника фестиваля, подтверждающий публикацию материала. (Приложение 3)

С целью отслеживания индивидуального развития учащихся в рамках безотметочного обучения мною были разработаны оценочные листы достижений учащихся по математике, русскому языку, чтению. Листы достижений позволяют отследить не только личностный рост каждого ученика по отдельным умениям и навыкам, но и достижения в учебной деятельности класса в целом.

Участие в Мастер – классе «Мониторинг используемых учителем образовательных технологий» в 2005/2006 учебном году позволило мне продемонстрировать соединение технологии поэтапного усвоения умственных действий и понятий с технологией безотметочного обучения на уроке математики по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями». Урок получил высокую оценку учителей математики среднего звена школы и администрации школы, что позволило в 2005/2006 учебном году на муниципальном уровне обобщить мой опыт работы по теме «Мониторинговые процедуры в системе безотметочного обучения». Своим опытом работы по данной теме я поделилась с учителями России в рамках Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» в 2006/2007 учебном году.

Важным направлением своей работы я считаю использование информационно – коммуникационных технологий . В 2003 году я прошла обучение в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ по программе «Интернет технологии для учителя – предметника» и стажировку в Московском Центре Интернет – образования, а в 2004 году в Брянском региональном центре Федерации Интернет – образования. С этого момента я серьезно занялась использованием информационных технологий в обучении учащихся начальных классов и в воспитательной работе. С 2004/2005 учебного года преподаю информатику в начальных классах.

Мною разработана система уроков с использованием мультимедийных продуктов: электронных учебников, презентаций по отдельным темам. В этой работе используются ресурсы школьного медиацетра, так как учебный процесс в начальной школе специфичен, зачастую требует дифференцированного подхода, поэтому появилсь необходимость создания собственных мультимедийных продуктов, что стало неотъемлемой частью моей профессиональной деятельности. Мною созданы презентации как по отдельным предметам: «Решение задач на пропорциональную зависимость», «Геральдика» и т.д., так и по различным теоретическим вопросам обучения учащихся. (Приложение 4)

Основываясь на собственном опыте и опыте своих коллег, хотелось бы отметить, что использование компьютерной технологии хорошо сочетается с другими педагогическими технологиями.

Мною был представлен опыт использования информационно – коммуникационных технологий:

Ø во время проведения уроков в рамках Мастер – класса;

Ø на школьных педагогических советах;

Ø на заседаниях МО учителей начальных классов;

Ø на Всероссийском Фестивале педагогических идей «Открытый урок» 2004/2005, 2006/2007 учебных годах.

Оценив значение информационно – коммуникационных технологий в процессе образования и воспитания, администрация школы приняла решение в 2004 учебном году о создании школьного медиацентра. С момента открытия я являюсь руководителем медиацентра, где оказываю методическую и техническую помощь учителям и ученикам гимназии при подготовке и проведении уроков и внеклассных мероприятий с использованием информационно – коммуникационных технологий, занимаюсь сбором, систематизацией и обработкой мультимедийных продуктов, пополнением материальной базы кабинета. Опыт работы школьного медиацентра был представлен мною в соавторстве со Старостенко Г.В. в статье в рамках Государственного контракта для института образовательной политики «Эврика».

Новым методическим открытием для меня сталатехнология проектной деятельности, которая способствует формированию знаниевой компетентности, развитию мотивации учения и индивидуальных способностей учащихся.

В 2006/2007 учебном году я являюсь координатором творческой группы внутришкольного контроля «Проектная деятельность в начальных классах». Мною создана презентация «Специфика проектной деятельности в начальных классах» и организована апробация учебного проектирования в четвертых классах начальной школы.

Эффективность применяемых мною образовательных технологий подтверждается результатами успеваемости и качества знаний учащиеся моего класса.

Директор МОУ «Гимназия №4» Альховая З.В.

г. Брянска

Учитель начальных классов Гордиенко Е.В.

МОУ «Гимназия №4» г. Брянска

Аналитическая справка

Оноприенко Наталья Анатольевна в образовательном процессе руководствуется идеями развивающего и личностно-ориентированного подхода. Одна из приоритетных задач её деятельности – создание условий для выявления у воспитанников мотивов к развитию познавательной активности. Педагог использует здоровьесберегающие технологии, технологии проблемного обучения, игровые технологии, технологии проектной деятельности, личностно-ориентированные и информационно-коммуникативные технологии.

Наименование технологий

Уровень использования

Здоровьесберегающие технологии.

Технологии проблемного обучения.

Игровые технологии.

В течение всего дня.

Технологии проектной деятельности.

В повседневной деятельности, в течение дня.

Личностно-ориентированные технологии.

В повседневной деятельности, в течение дня.

Информационно-коммуникативные технологии.

В образовательной деятельности.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре, использование развивающих форм оздоровительной работы. Наталья Анатольевна применяет в работе следующие здоровьесберегающие педагогические технологии:

~ динамические паузы;

~ подвижные и спортивные игры;

~ релаксация;

~ технологии эстетической направленности;

~ пальчиковая гимнастика;

~ гимнастика для глаз;

~ дыхательная гимнастика;

~ бодрящая гимнастика;

~ физкультурное занятие.

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам.

Игровые технологии воспитатель использует в непосредственно-образовательной и повседневной совместной и самостоятельной деятельности. Игра - это прием организации деятельности детей в образовательной деятельности или набор приемов выстроенных в логике, как изучения заданного программного материала, так и организации заинтересованной познавательной деятельности дошкольников.

Игры или игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием. Они помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников.

Технологии проектной деятельности ориентированы на совместную деятельность участников образовательного процесса: воспитатель-ребёнок, дети-родители, воспитатель-родители. Эти технологии разнообразны: могут являться развлечением, перерасти в обучение, в творчество. Также одно из достоинств технологий проектирования в том, что каждому ребёнку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, альбом, концерт и т.д. В ходе реализации проекта у детей развивается активность, ответственность, самостоятельность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

Наталья Анатольевна проводила следующие проекты:

~ «Этот день Победы!» (краткосрочный);

~ «Безопасность на дороге» (краткосрочный);

~ «Здоровый малыш» (краткосрочный);

~ «В мире игрушек» (долгосрочный).

Личностно-ориентированная технология включает в себя гуманистическое направление содержания деятельности педагога и детей. Обеспечивает комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, реализует его природные потенциалы. Акцент делается на приоритет личностных отношений, индивидуальный подход к детям.

Самообразование педагога в 2012-2013 г.г. велось по теме «Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников».

Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) используются педагогом для повышения эффективности образовательного процесса.

Наталья Анатольевна использует вышеперечисленные технологии в соответствии с возрастными особенностями детей. В процессе внедрения данных технологий в педагогический процесс, педагогом было проведено диагностическое обследование в каждой возрастной группе. Проанализировав результаты педагогической диагностики за период с 2010 по 2013 год, можно отметить, что наблюдается динамика усвоения программного материала по всем разделам образовательных областей.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование в работе современных технологий и методик, способствует повышению уровня развития детей, помогает сделать материал более интересным для восприятия, разнообразить информацию, которая используется в работе с родителями.

Итоги диагностики результативности использования современных образовательных технологий и методик

Динамика результативности применения современных образовательных технологий и методик в образовательном процессе

На основании диагностики результативности применения современных технологий и методик были выявлены следующие результаты уровня развития детей:

2010-2011 учебный год.

Средняя группа.



Начало года:

высокий уровень развития – 46%;

средний уровень развития – 17%;

низкий уровень развития – 37%.

Конец года:

высокий уровень развития – 60%;

низкий уровень развития – 20%.



2011-2012 уч. год.

Подготовительная группа.



Начало года:

высокий уровень развития – 61%;

средний уровень развития – 22%;

низкий уровень развития – 17%.

Конец года:

высокий уровень развития – 69%;

средний уровень развития – 20%;

низкий уровень развития – 11%.

Похожие публикации