Информационно аналитическая справка использование современных образовательных технологий. Аналитическая справка "Использование информационно-коммуникативных технологий, альтернативной технологии обучения детей с признаками одарённости". Главный результат
1.1. Позитивная динамика уровня обученности обучающихся за последние три года.
В течение последних трёх лет общая успеваемость обучающихся по русскому языку и литературе остаётся неизменной и соответствует 100%-ному показателю (Приложение 1 , приложение 2).
Главный результат работы:
- рост самостоятельности у тех обучающихся, которые были пассивны;
- повышение интереса к предмету;
- наблюдается позитивная динамика учебных достижений по годам.
100%-ный уровень обученности показали выпускники, сдававшие экзамены по литературе в традиционной форме за 2004-2005 учебный год (Приложение 3).
1.2. Позитивная динамика «качества знаний» обучающихся за последние три года
С 2004–2005 учебного года наблюдается рост качества знаний отдельных обучающихся по итогам учебного года по русскому языку. Выросло число учащихся, имеющих оценку «хорошо» и «отлично» . (Приложение 4).
С 2004–2005 учебного года наблюдается тенденция роста качества знаний по итогам учебного года по русскому языку и литературе на 10% (Приложение 5).
Результаты контрольных срезов по русскому языку в 5А классе , проведённые администрацией школы (Приложение 6).
- 1 четверть «Словосочетание»
- 2 четверть «Буквы З и С на конце приставок»
- 3 четверть «Буквы Е-И в корнях с чередованием»
- 4 четверть «Буквы О-А в корнях –РОС-, -РАСТ-, -РАЩ-
Оптимальный уровень обученности показывает, что качество знаний колеблется от 59,9% до 63,5%.
Положительную динамику качества знаний по литературе (20%) характеризуют следующие данные за 2004-2005 учебный год (Приложение 7).
Положительные результаты итоговой аттестации показывают высокий уровень сформированности у выпускников жизненно важных коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования:
- извлекать информацию при аудировании и чтении, адекватно понимать и интерпретировать текст, аргументируя собственную точку зрение;
- интерпретировать в письменной форме информацию, извлечённую из прочитанного текста, осуществляя выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, стилем и функционально – смысловом типом речи;
- соблюдать в практике письма основные языковые нормы (лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические) (Приложение 8).
Эти ребята оказались конкурентоспособными, подтвердили свои знания, полученные в школе, учатся в престижных вузах.
Особой гордостью являются Максутова Анастасия и Апхаликова Вера, поступившие на филологический факультет.
1.3. Увеличение количества обучающихся (в процентах), принимающих участие в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровней.
Растёт количество обучающихся, участвующих в олимпиадах и добивающихся высоких результатов.
Принимали участие в олимпиадах по русскому языку и литературе:
- на школьном уровне (в процентах от общего числа обучающихся) (Приложение 9). Динамика роста числа участников составила по русскому языку и литературе 11%
- на муниципальном уровне число участников возросло в два раза (Приложение 10).
- на областном уровне: 2006-2007 - 1чел. (Павлова Н., 8кл.)
1.4.Увеличение количества и повышение качества творческих работ обучающихся по русскому языку и литературе (проектов, исследований).
Учебно-исследовательская деятельность – это процесс совместной деятельности обучающегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, систематизации новых знаний.
Моя цель: создание условий для развития творчества обучающихся, самоопределения и самореализации.
Для реализации поставленной цели решаю следующие задачи:
- сформировать интерес к познанию мира;
- развивать умения и навыки, необходимые для проведения учебно-исследовательской деятельности; способности к самостоятельному творческому мышлению; умения использовать полученные знания на практике.
Число желающих заниматься научно-исследовательской деятельностью растёт год от года (Приложение 11).
Тема каждого исследования актуальна. Обучающиеся стараются качественно анализировать состояние проблемы, учатся использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы. Изучают специальный и научный аппарат по данной теме. Также обосновывают собственные выводы и грамотно отвечают на вопросы в процессе защиты результатов исследования. Рефераты, исследовательские работы, доклады, презентации, стендовые отчётырекомендованы к представлению на Всероссийской научно-практической конференции, защите на экзамене.
Творческие работы обучающихся, в том числе созданные в форме мультимедийных презентаций, качественно оформлены и являются частью учебно-методического комплекса кабинета русского языка, служат в качестве раздаточного материала на уроках, продуктивно используются мною в целях воспитания и развития личности обучающихся на уроках и во внеклассной работе.
1.5. Рост мотивации к изучению предмета (увеличение процента обучающихся в классе, испытывающих интерес к изучению данного предмета).
С обучающимися психологом школы проводились следующие методики анкетного опроса: «Учитель и ученик», «Мои учебные результаты», «Самоанализ включенности, интереса и эмоционального благополучия на уроках», «Мои жизненные и профессиональные ценности».
Задача: определить мотивацию учения у детей, выяснить, есть ли у них интерес к обучению, а также с целью профориентации и выбора будущей профессии.
Интерпретация полученных ответов показала , что обучающиеся данных классов:
- целенаправленно готовятся к сдаче промежуточной и итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ ;
- с интересом слушают учителя;
- охотно занимаются исследовательской деятельностью;
- ставят проблемные вопросы и самостоятельно находят на них ответы, пользуясь справочными пособиями и источниками информации;
- готовятся поступать в вузы – 92%.
Также за последние три года наблюдается позитивная динамика роста уровня мотивации к изучению русского языка и литературы. (Приложение 12)
Тестирование «Характер взаимодействия учителя и учащихся на уроках русского языка и литературы» показало:
- учитель относится с уважением ко всем ученикам, учитывает реальные учебные возможности, образовательные потребности;
- 89% учеников удовлетворяют знания, приобретённые на уроке;
- 11% - частично.
Учитель стремится к тому, чтобы её школьники как можно глубже и прочнее усвоили русский язык, научились пользоваться русским словом, поняли и почувствовали его точность, меткость, выразительность. Всё, что происходит на уроке, вызывает у детей искренний интерес, развивает творческие способности.
Коллеги считают :
- «Ребята вместе с Мариной Юрьевной отправляются в сказки, совершают незабываемые экскурсии в прошлое и увлекательные путешествия в будущее; меряются силами в турнирах и брейн – рингах, проводят аукционы знаний. Привитию интереса к урокам русского языка и литературы способствуют и другие нетрадиционные формы уроков: урок – конференция, урок – диспут, урок мудрости, урок – откровение, урок – презентация, урок – панорама, урок – суд, урок – соревнование, урок – деловая игра, уроки в форме различных телепередач.»Учитель русского языка и литературы: Путинцева Е.А.
- «Для Марины Юрьевны каждый обучающийся – личность , поэтому она стремится создать на уроке ситуацию успеха . Успех, считает словесник, рождает дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, к школе, к труду; ситуация успеха становится фактором развития личности ребёнка, ведь её переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности. Атмосфера доброжелательности, внимание, интерес к каждому школьнику на уроке, приветливость, реальная помощь в продвижении к успеху, поддержка в процессе выполнения работы, создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества способствует высокой мотивации деятельности обучающихся ». Учитель русского языка и литературы: Байбурина Л.Ф.
2. Позитивные результаты внеурочной деятельности по учебным предметам.
2.1. Ведение кружков, секций, факультативов в последние три года.
Повышение общей языковой культуры, углубление и расширение знаний, получаемых на уроках, развитие творческих способностей обучающихся, выявление одарённых детей – вот далеко не полный перечень задач, которые я решаю во внеурочной деятельности. Для оптимального решения веду большую внеклассную работу. (Приложение 13)
2.2. Результаты внеурочной деятельности (творческие работы учащихся, участие в конференциях, конкурсах, концертах) за последние три года. (Приложение 14 , приложение 15 , приложение 16)
Совместный труд с обучающимися не замедлил принести положительные результаты.
3. Позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя.
Мои родные сердца
«… зорко одно лишь сердце.
Самого главного глазами не увидишь».
А. де Сент-Экзюпери
Ежедневно я погружаюсь в прекрасный мир детства, раскрываю тайны человеческих сердец , учусь быть добрее и мудрее.
Пять заповедей: любить, понимать, принимать, сострадать и помогать в моей воспитательной работе обеспечивают свободу выбора в принятии решений, создают климат взаимного доверия, доброты и гармонии и самое главное – принимают ребёнка таким, какой он есть.
Мои ученики – мои соратники, мы поровну разделили ответственность в процессе воспитания. Мне не нужно громогласно доказывать свою правоту, идти на хитрости, добиваться понимания, авторитета, так как главное в наших отношениях – взаимоуважение .
Считаю, от меня зависит, придёт ли к каждому ребёнку успех в учении. Я не имею права сомневаться в достижении положительного результата. Безграничная вера в ребёнка помогает мне справиться с проблемами. Для ребёнка важно всегда чувствовать успех.
Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, учить трудиться, найти себя для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому и стремимся мы с учениками в меру своих сил и способностей.
Воспитывать не просто, да и человеком быть не просто, и жить тоже не просто. Но пусть всегда будут школа, 1 сентября, звонок. «Чего вы ждёте от меня, мои родные сердца?» На этот вопрос я буду отвечать всю свою жизнь!
3.1 Благоприятный психологический климат в классе (атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантности).
3.2. Постоянное взаимодействие классного руководителя с родителями обучающихся.
3.3. Отсутствие правонарушений у обучающихся (или положительная динамика по этому показателю).
3.4. Развитие самоуправления в классе.
3.5. Активное участие обучающихся в жизни образовательного учреждения.
В 2006-2007 г. внимательно изучила данные вопросы.
Разработала программу развития классного коллектива «Вечные ценности» (Приложение 17).
Программа «Вечные ценности» на областном уровне вышла в финал и при защите в очной форме получила положительную оценку (Презентация).
3.6. Участие обучающихся в решении проблем местного социума.
Приняла участие в конкурсе общественно полезных инициатив школьников «100 классных проектов» (Приложение 18).
4. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.
4.1. Использование ИКТ в процессе обучения предмету.
Использование на уроках информационно-коммуникативных технологий обеспечивает личностное развитие обучающихся за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, снижает нагрузку, позволяет более эффективно использовать учебное время. Я владею навыками работы на персональном компьютере, что позволяет:
- качественно готовиться к урокам;
- своевременно обновлять раздаточный дидактический материал;
- расширять использование наглядности;
- самостоятельно подготавливать слайд - фильмы к лекциям;
- использовать в работе учебные электронные пособия, в частности, «Тесты по пунктуации», «Тесты по орфографии», учебно-методическое пособие по Мировой художественной культуре, электронное средство учебного назначения «История искусства», художественные энциклопедии, учебные фильмы.
Под моим руководством ребята готовят творческие работы с использованием информационных технологий, презентации к докладам, рефератам, исследовательским работам, выпускают школьный журнал «17 мгновений».
Наряду с традиционными методами контроля, я запланировала тестовый контроль в компьютерном варианте практически по всем темам.
4.2. Использование проектных, исследовательских и др. развивающих образовательных технологий в процессе обучения предмету и воспитательной работе.
Использую элементы технологий. (Приложение 19)
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества.
Успешно использую альтернативную технологию обучения детей с признаками одарённости (Матюшкин А.М.).
Руководствуюсь следующими принципами:
- принцип развивающего и воспитывающего обучения;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип учёта возрастных возможностей.
Цели:
- формирование знаний, умений и навыков в области «филология»;
- создание условий для познавательного и личностного развития обучающихся с учётом дарования.
В обучении одарённых применяю четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ:
- ускорение,
- углубление;
- обогащение;
- проблематизация.
Считаю ведущими и основными методами творческого характера:
- проблемные;
- поисковые;
- эвристические;
- исследовательские;
- проектные
4.3. Разработка и использование общественно признанной авторской методики, в т.ч. новых цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений, контрольно-измерительных материалов.
Творчески адаптировав альтернативные программы по риторике (Кохтева Н.А., Ладыженской Т.Л., Львовой М. Р.), составила рабочие программы для обучения риторике обучающихся общеобразовательной школы 5-9 классов . В настоящий момент апробированы в 5-7 классах. Опыт обобщён на школьном и городском МО.
Ставя цели и задачи курса «Риторика», определяю разноуровневый подход – формирование навыков красноречия (программа-максимум) и развитие навыков публичных выступлений, умение вести спор, дискуссию, развитие творческих способностей, формирование нравственных качеств личности растущего человека (базовый уровень).
В программе определены основные формы, методы, приёмы обучения риторике: упражнения для отработки техники речи, решение коммуникативно-ситуативных задач, анализ и коррекция текстов как устных, так и письменных, доклады, выступления обучающихся.
4.4. Результативность использования современных образовательных технологий.
Использование вышеперечисленных технологий даёт положительные результаты. На протяжении последних трёх лет наблюдаются достаточно стабильные уровни успеваемости – 100% и качества знаний – не менее 35%. Обучающиеся проявляют интерес к предмету во внеурочной деятельности (кружок «Основы журналистики»), занимаются творческой деятельностью (проектно-исследовательская), постоянно участвуют в олимпиадах.
5. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы).
Постоянно обобщаю собственный педагогический опыт. Являюсь руководителем школьного МО учителей русского языка и литературы, консультирую по теоретическим вопросам, членом городской комиссии по ЕГЭ, членом городских олимпиад, выступаю учителем-методистом практикантов педагогического колледжа, института. Провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия.
На школьном уровне: (Приложение 20) 2004-2007 - семинары – практикумы по преемственности, в рамках школьных педагогических советов
На муниципальном уровне:
- 2004-2005 уч.г. – методика ноосферного обучения
- 2006-2007 уч.г. – семинар - практикум «Развитие ключевых компетенций на уроках русского языка»
На областном уровне:
- 2006-2007 уч.г. – семинар-практикум «Развитие ключевых компетенций на уроках русского языка»
- 29.11.2007 уч.г. - альтернативная технология обучения детей с признаками одарённости (Матюшкин А.М.);
- декабрь 2007 уч.г.- консультация для зам. дир. по воспитательной работе в рамках конкурса «Самый классный классный».
6. Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах.
На городском уровне: 2007 – конкурс «Лучшие учителя города» (5 место)
На областном уровне: 2006 – 2007 - конкурс «Самый классный классный».
На всероссийском уровне:
- 2006 – 2007 – Всероссийский фестиваль «Открытый урок»
- 2007 – 2008 - Всероссийский фестиваль «Открытый урок»
Номинация «Классное руководство»
7. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка.
- 2001 – Томский областной институт усовершенствования учителей по теме «Культурологический подход при изучении русской литературы в школе»
- 2005 – Кузбасский региональный институт «Информационные технологии в образовании»
- 2005 - РАЕН (г.Москва) «Теория и практика ноосферного образования в свете законов мира. Биоадекватные технологии и здоровьесбережение».
- 2005 – Курсы ПК
- 2006 – Кузбасский региональный институт «Теория и практика гуманитарного образования»
- 2007 – Агентство выставочного консалтинга. Семинар – тренинг «Эффективный стендист».
Приложения 16–18, 20 и презентацию вы можете получить у автора статьи.
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик
Эффективность обучения я, как учитель, повышаю через учебно-исследовательскую деятельность школьников, что является инновационной педагогической технологией.
Использование современных образовательных технологий (технология организации исследовательской деятельности учащихся, игровые технологии, технология проектного обучения, интерактивные технологии, технологии кейс-метода) в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственногоразвития учащихся
В процессе учебной деятельности педагог применяет различные методы и приемы обучения, в том числе инновационные: проблемный, эвристический, поисковый
Образовательные технологии и их результативность.
Технология | Результат использования |
Учебно-исследовательская технология | Развитие исследовательских навыков в процессе обучения на уроке и во внеурочное время. Презентация результатов в виде реферата, слайд-фильмов, исследовательской работе, индивидуальных и групповых проектов. Участие в олимпиадах, конкурсах, НПК. Развитие навыков публичного выступления . |
Технология игрового обучения | Активизация деятельности учащихся.Урок-ролевая игра, урок-путешествие, урок-театрализация, литературное кафе и др. Отработка коммуникативного аспекта . |
Обучение в сотрудничестве | Групповые задания, технология кейс-метода, групповые проекты. Развитие коммуникативных навыков. |
Проблемно - поисковый. Дискуссия | Сознательно стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала. Развивает навыки, необходимые для общения. Критическое мышление, навык публичного выступления . |
Интегрированные уроки | Помогают преодолеть недостатки предметного обучения и способствуют формированию у учащихся целостной картины мира. Развитие языковой, культуроведческой и коммуникативной компетенций. |
Информационно-коммуникативные технологии | Разработка учащимися обучающих презентаций. Запрос на расширение доступа к ИНТЕРНЕТ. Использование электронных версий тестов по русскому языку. слайд-презентации, просмотр эпизодов фильмов. Метапредметные результаты обучения . |
Лекционно-семинарско-зачетная система, тестирование | Помогает адаптироваться в дальнейшем в вузах. Предусматривает формирование общеучебных умений и навыков. |
Системно - деятельностный подход | Введение интерактивных форм обучения. Написание творческих работ на основе личных впечатлений. Использование системы упражнений. Введение особого подхода к пониманию текста. Комплексный анализ текста Развитие коммуникативных компетенций. |
Планируя применение образовательных технологий, исхожу из того, что каждый ученик на протяжении периода обучения должен поработать во всех педагогических технологиях. При этом учитываю:
Возрастные особенности учащихся;
Преемственность технологий;
Особенности классных групп в параллелях;
Профиль класса.
В рамках перехода к профильной школе слежу за новыми линиями учебно-методических комплексов. С 2008 года в преподавании литературы чётко выдержан принцип деления на базовое и профильное содержание образования.
Профильное обучение позволяет за счёт изменения в структуре содержания и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности, способности учащихся.
В течение последних пяти лет выпустила профильные классы (в том числе и социально-гуманитарной направленности - 2009- 2010 годы).
В 2012-2013 году преподавала в трех 9 -х классах предпрофильной подготовки. В 2013-2014 учебном году работаю в 10-х профильных классах.
Участие в опытно-экспериментальной деятельности
2008-2014 | Предпрофильная подготовка и профильное обучение школьников |
|
2008-2013 | Внедрение в учебно-воспитательный процесс экспериментальных программ и элективных курсов |
|
2009-2014 | Организация сетевого взаимодействия в рамках методического сопровождения профильного обучения |
|
2008-2014 | 1.Введение предпрофильной подготовки и профильного обучения (внедренческий этап). 2. Организация ГИА выпускников 9 классов. 3. Организация ЕГЭ. |
|
5 . | 2013-2014 | Апробация регионального мониторинга качества общего образования. |
Профессиональная экспертная деятельность.
Муниципальная предметная комиссия по проверке олимпиадных работ по русскому языку и литературе | 2009-2013 гг. |
|
Апробация электронных образовательных ресурсов | 2009 -2013гг. |
|
Мониторинговые исследования | 2013-2014 гг. |
|
Муниципальная комиссия по проверке аттестационных работ по русскому языку в формате ГИА. | 2008-2013 |
|
Участие в работе жюри в конкурсе чтецов стихов Мусы Джалиля | 2013 г. |
учителя начальных классов МОУ «Гимназия №4» г. Брянска
Гордиенко Елены Валериевны
Основной целью работы начального звена гимназии является формирование у младших школьников умения учиться, создание комфортной образовательной среды, направленной на развитие ученика, сохранение и развитие мотивации к учению. Для воплощения этой цели я в своей педагогической деятельности использую различные образовательные технологии.
Обязательным для учителя начальных классов, я считаю, является использование игровой технологии. Педагоги и психологи доказали, что интеллектуальное развитие ребенка происходит на ранних этапах становления личности. Поэтому учитель начальных классов в процессе урока должен использовать такие методы и приемы работы, которые формируют у учащихся не только знания, умения и навыки, но и одновременно развивают один из видов мышления ребенка: наглядно-действенное, наглядно-образное или словесно-логическое. Достижению этой цели в моей педагогической деятельности способствуют приемы и упражнения игровой технологии, которые также обеспечивают развитие внимания, памяти, наблюдательности и речевой активности учащихся и несут в себе заряд занимательности, воспитывают у детей интерес к предмету.
Одной из ведущих технологий в моей педагогической деятельности стала технология поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной.
Существенную помощь в овладении этой технологией оказали мне курсы повышения квалификации в учебном центре по переподготовке работников системы образования на базе факультета психологии МГУ им. Ломоносова по программе «Психолого-педагогические основы учебного процесса» (с 1999 по 2001 год). Результатом обучения стало моё выступление на научно-практической конференции «Деятельностная теория учения – практике образования», материалы которого опубликованы в сборнике тезисов. (Деятельностная теория учения – практике образования: Тез. докл. науч-практ. конф., 12-13 янв.
2000г./ Под науч. ред. Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской.- Брянск: БИПКРО, 2000г. – 104 с.) (Приложение 1)С этого периода моя практическая работа базируется на принципах деятельностной теории учения. Получив первые положительные результаты, в 2004/2005 учебном году в рамках Мастер – класса «Использование образовательных технологий, их эффективность и результативность» я дала открытый урок русского языка для учителей школы по теме «Правописание безударных гласных в приставках», на котором показала пути практической реализации принципов деятельностной теории обучения. Выступила с сообщением «Деятельностная теория обучения» на педагогическом совете «Мониторинг используемых в школе образовательных технологий». В этом же году я приняла участие в Фестивале педагогических идей «Открытый урок», проводимом издательским домом «Первое сентября». За участие награждена дипломом и получила сертификат. (Приложение 2)
В процессе работы в начальной школе я овладела технологией безотметочного обучения , позволяющей развивать у младших школьников самоконтроль, самооценку и самосознание, повышать мотивацию учебной деятельности, обеспечивать успешность ученика в разных сферах деятельности.
В рамках реализации этой технологии я выступила на городском семинаре «Контрольно – оценочная деятельность в период безотметочного обучения» перед руководителями начального звена школы с сообщением «Рефлексия. Виды рефлексии» и дала открытый урок математики по теме «Письменный прием сложения и вычитания трехзначных и двузначных чисел без перехода через десяток», на котором показала организацию рабочего пространства в классе, приемы развития самооценки и взаимооценки учащихся при выполнении отдельных заданий, а также виды учебной и сенсорной рефлексии при безотметочном обучении. С этими материалами я приняла участие в Фестивале педагогических идей «Открытый урок» в 2003/2004 учебном году , получила диплом участника фестиваля, подтверждающий публикацию материала. (Приложение 3)
С целью отслеживания индивидуального развития учащихся в рамках безотметочного обучения мною были разработаны оценочные листы достижений учащихся по математике, русскому языку, чтению. Листы достижений позволяют отследить не только личностный рост каждого ученика по отдельным умениям и навыкам, но и достижения в учебной деятельности класса в целом.
Участие в Мастер – классе «Мониторинг используемых учителем образовательных технологий» в 2005/2006 учебном году позволило мне продемонстрировать соединение технологии поэтапного усвоения умственных действий и понятий с технологией безотметочного обучения на уроке математики по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями». Урок получил высокую оценку учителей математики среднего звена школы и администрации школы, что позволило в 2005/2006 учебном году на муниципальном уровне обобщить мой опыт работы по теме «Мониторинговые процедуры в системе безотметочного обучения». Своим опытом работы по данной теме я поделилась с учителями России в рамках Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» в 2006/2007 учебном году.Важным направлением своей работы я считаю использование информационно – коммуникационных технологий . В 2003 году я прошла обучение в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ по программе «Интернет технологии для учителя – предметника» и стажировку в Московском Центре Интернет – образования, а в 2004 году в Брянском региональном центре Федерации Интернет – образования. С этого момента я серьезно занялась использованием информационных технологий в обучении учащихся начальных классов и в воспитательной работе. С 2004/2005 учебного года преподаю информатику в начальных классах.
Мною разработана система уроков с использованием мультимедийных продуктов: электронных учебников, презентаций по отдельным темам. В этой работе используются ресурсы школьного медиацетра, так как учебный процесс в начальной школе специфичен, зачастую требует дифференцированного подхода, поэтому появилсь необходимость создания собственных мультимедийных продуктов, что стало неотъемлемой частью моей профессиональной деятельности. Мною созданы презентации как по отдельным предметам: «Решение задач на пропорциональную зависимость», «Геральдика» и т.д., так и по различным теоретическим вопросам обучения учащихся. (Приложение 4)
Основываясь на собственном опыте и опыте своих коллег, хотелось бы отметить, что использование компьютерной технологии хорошо сочетается с другими педагогическими технологиями.
Мною был представлен опыт использования информационно – коммуникационных технологий:
Ø во время проведения уроков в рамках Мастер – класса;
Ø на школьных педагогических советах;
Ø на заседаниях МО учителей начальных классов;
Ø на Всероссийском Фестивале педагогических идей «Открытый урок» 2004/2005, 2006/2007 учебных годах.
Оценив значение информационно – коммуникационных технологий в процессе образования и воспитания, администрация школы приняла решение в 2004 учебном году о создании школьного медиацентра. С момента открытия я являюсь руководителем медиацентра, где оказываю методическую и техническую помощь учителям и ученикам гимназии при подготовке и проведении уроков и внеклассных мероприятий с использованием информационно – коммуникационных технологий, занимаюсь сбором, систематизацией и обработкой мультимедийных продуктов, пополнением материальной базы кабинета. Опыт работы школьного медиацентра был представлен мною в соавторстве со Старостенко Г.В. в статье в рамках Государственного контракта для института образовательной политики «Эврика».
Новым методическим открытием для меня сталатехнология проектной деятельности, которая способствует формированию знаниевой компетентности, развитию мотивации учения и индивидуальных способностей учащихся.
В 2006/2007 учебном году я являюсь координатором творческой группы внутришкольного контроля «Проектная деятельность в начальных классах». Мною создана презентация «Специфика проектной деятельности в начальных классах» и организована апробация учебного проектирования в четвертых классах начальной школы.
Эффективность применяемых мною образовательных технологий подтверждается результатами успеваемости и качества знаний учащиеся моего класса.
Директор МОУ «Гимназия №4» Альховая З.В.
г. Брянска
Учитель начальных классов Гордиенко Е.В.
МОУ «Гимназия №4» г. Брянска
Оноприенко Наталья Анатольевна в образовательном процессе руководствуется идеями развивающего и личностно-ориентированного подхода. Одна из приоритетных задач её деятельности – создание условий для выявления у воспитанников мотивов к развитию познавательной активности. Педагог использует здоровьесберегающие технологии, технологии проблемного обучения, игровые технологии, технологии проектной деятельности, личностно-ориентированные и информационно-коммуникативные технологии.
Наименование технологий | Уровень использования |
Здоровьесберегающие технологии. | |
Технологии проблемного обучения. | |
Игровые технологии. | В течение всего дня. |
Технологии проектной деятельности. | В повседневной деятельности, в течение дня. |
Личностно-ориентированные технологии. | В повседневной деятельности, в течение дня. |
Информационно-коммуникативные технологии. |
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре, использование развивающих форм оздоровительной работы. Наталья Анатольевна применяет в работе следующие здоровьесберегающие педагогические технологии:
~ динамические паузы;
~ подвижные и спортивные игры;
~ релаксация;
~ технологии эстетической направленности;
~ пальчиковая гимнастика;
~ гимнастика для глаз;
~ дыхательная гимнастика;
~ бодрящая гимнастика;
~ физкультурное занятие.
Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам.
Игровые технологии воспитатель использует в непосредственно-образовательной и повседневной совместной и самостоятельной деятельности. Игра - это прием организации деятельности детей в образовательной деятельности или набор приемов выстроенных в логике, как изучения заданного программного материала, так и организации заинтересованной познавательной деятельности дошкольников.
Игры или игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием. Они помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников.
Технологии проектной деятельности ориентированы на совместную деятельность участников образовательного процесса: воспитатель-ребёнок, дети-родители, воспитатель-родители. Эти технологии разнообразны: могут являться развлечением, перерасти в обучение, в творчество. Также одно из достоинств технологий проектирования в том, что каждому ребёнку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, альбом, концерт и т.д. В ходе реализации проекта у детей развивается активность, ответственность, самостоятельность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.
Наталья Анатольевна проводила следующие проекты:
~ «Этот день Победы!» (краткосрочный);
~ «Безопасность на дороге» (краткосрочный);
~ «Здоровый малыш» (краткосрочный);
~ «В мире игрушек» (долгосрочный).
Личностно-ориентированная технология включает в себя гуманистическое направление содержания деятельности педагога и детей. Обеспечивает комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, реализует его природные потенциалы. Акцент делается на приоритет личностных отношений, индивидуальный подход к детям.
Самообразование педагога в 2012-2013 г.г. велось по теме «Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников».
Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) используются педагогом для повышения эффективности образовательного процесса.
Наталья Анатольевна использует вышеперечисленные технологии в соответствии с возрастными особенностями детей. В процессе внедрения данных технологий в педагогический процесс, педагогом было проведено диагностическое обследование в каждой возрастной группе. Проанализировав результаты педагогической диагностики за период с 2010 по 2013 год, можно отметить, что наблюдается динамика усвоения программного материала по всем разделам образовательных областей.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование в работе современных технологий и методик, способствует повышению уровня развития детей, помогает сделать материал более интересным для восприятия, разнообразить информацию, которая используется в работе с родителями.
Итоги диагностики результативности использования современных образовательных технологий и методик
Динамика результативности применения современных образовательных технологий и методик в образовательном процессе
На основании диагностики результативности применения современных технологий и методик были выявлены следующие результаты уровня развития детей:
2010-2011 учебный год.
Средняя группа.
Начало года:
высокий уровень развития – 46%;
средний уровень развития – 17%;
низкий уровень развития – 37%.
Конец года:
высокий уровень развития – 60%;
низкий уровень развития – 20%.
2011-2012 уч. год.
Подготовительная группа.
Начало года:
высокий уровень развития – 61%;
средний уровень развития – 22%;
низкий уровень развития – 17%.
Конец года:
высокий уровень развития – 69%;
средний уровень развития – 20%;
низкий уровень развития – 11%.