Обо всем на свете

XX век: Учебник для школьников. Загладин Н. Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник для школьников Загладин новейшая история зарубежных стран xx век

- (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… …

- (от история (см.) и греч. grapo пишу, букв. описание истории) 1) История ист. науки, являющейся одной из важнейших форм самопознания человеческого общества. И. наз. также совокупность исследований, посвященных определенной теме или исторической… … Советская историческая энциклопедия

- (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… …

- (Great Britain) гос во в Зап. Европе, расположено на Британских о вах. Офиц. назв. В. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland); часто всю В. неточно именуют Англией (по назв … Советская историческая энциклопедия

- (япон. Ниппон, Нихон) гос во в зап. части Тихого ок., на группе о вов, главные из к рых Хонсю, Хоккайдо, Сикоку, Кюсю. Площ, ок. 372,2 тыс. км2. Нас. 110,9 млн. чел. (март 1975). Столица Токио. Я. конституц. монархия. Действующая конституция… … Советская историческая энциклопедия

- (România) Социалистическая Республика Румыния, СРР (Republica Socialistă România). I. Общие сведения Р. социалистическое государство в южной части Европы, в основном в бассейне нижнего Дуная. На В. омывается Чёрным морем … Большая советская энциклопедия

- (България) Народная Республика Болгария, НРБ (Народна република България). I. Общие сведения Б. государство в Юго Восточной Европе, в восточной части Балканского полуострова. На В. омывается Чёрным морем. Граничит на С.… … Большая советская энциклопедия

Королевство Швеция, гос во на С. Европы. Швед, название страны Sverige, где sve от этнонима (др. сканд. svein, русск. свей) наименования одного из крупных др. швед, племен и rige государство. См. также Свеаборг. Географические названия мира:… … Географическая энциклопедия

Королевство Швеция, государство в Северной Европе, занимающее б253льшую часть Скандинавского п ова. Территория страны вытянута с севера на юг на 1500 км. Площадь 400,9 тыс. кв. км, 1/7 часть расположена за Северным полярным кругом. Граничит на… … Энциклопедия Кольера

- (Србия – Црна Гора; Srbija – Crna Gora), гос во на ЮВ. Европы, на Балканском п ове, пл. 102,2 км²; состоит из 2 республик: Сербия (включает области Косово и Воеводина) и Черногория. Столица – Бе … Географическая энциклопедия

Новейшая история зарубежных стран. 1914-1997. 9 класс. Кредер А.А.

2-е изд., доп. и испр. - М. : 2005. - 432 с.

В учебнике с современных научных позиций рассмотрены основные тенденции социально-экономической, политической и духовной жизни зарубежных стран в XX веке. Прослеживается развитие международных отношений и анализируются ход и последствия двух мировых войн. Учебник завершается рассмотрением последних событий конца XX века.

Формат: pdf

Размер: 82,3 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Оглавление
Введение 5
Глава 1. Первая мировая война 8
§]. Причины и начальный период первой мировой войны 8
§2. Положение на фронте и в тылу в 1915-1916 годах 22
§3. Последние годы войны 35
Глава 2. Послевоенный мир 45
§4. Итоги первой мировой войны 45
§5. Версальско-Вашингтонская система 56
§6. Новые европейские государства 69
§7. Революции и реформы 82
Глава 3. Бурные тридцатые годы 93
§8-9. Мировой экономический кризис и фашизм 93
§10-11. Демократический выход из кризиса 110
§12. Латинская Америка, Азия и Африка после первой мировой войны 131
§13-14. На пути к второй мировой войне 143
Глава 4. Вторая мировая война 158
§15. Начальный период войны 158
§16. Перелом в ходе войны 173
§17. Заключительный этап войны 184
Глава 5. «Холодная война» 195
§18. Послевоенный мир 195
§19. Начало «холодной войны» 206
§20-21. Циклы мировой политики 221
Глава 6. Запад, 1945-1997 240
§22-23. Тенденции развития Запада 240
§24. Соединенные Штаты Америки 254
§25. Великобритания 267
§26. Франция 277
§27-28. Федеративная Республика Германия, Италия, Япония 288
Глава 7. Страны Восточной Европы, 1945-1997 311
§29. Тоталитарный социализм 311
§30. Революции в странах Восточной Европы 324
Глава 8. Азия, Африка и Латинская Америка, 1945-1997 337
§31. Поиск путей развития 337
§32. Латинская Америка 348
§33. Азия 357
§34. Китай 370
§35. Африка 381
Глава 9. Мир в конце XX века 393
§36. На пути к новой цивилизации 393
Хронологическая таблица.. 410

ББК 63.3(0)

Авторы: докт. ист. наук, проф.; докт. ист. наук, проф. ; канд. ист. наук, доц. ; канд. ист. наук, доц. ; канд. ист. наук, доц. ; канд. ист. наук К А. Киселев; ; канд. ист. наук

Методический материал подготовлен и

Новейшая история зарубежных стран. XX век. Пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. . В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - Ч - 360 с.: ил.

Пособие создано с учетом новейших тенденций в развитии отечественной и зарубежной историографии. Сделана попытка перенести принятые ранее акценты с проблем раскола мира, логики конфронтационных отношений на вопросы интеграции мирового пространства, эволюционного становления современной постиндустриальной цивилизации, феномен единства и многообразия мира. Представлена история стран Востока, расширен круг рассматриваемых регионов и государств.

Сочетание проблемного и страноведческого принципов изложения материала и особенности структуры пособия позволяют использовать его как в полном виде, так и в сокращенном варианте в 10-11 классах общеобразовательной школы или 9 классе гимназий и лицеев.

© «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 1998

ВВЕДЕНИЕ.. 5

Глава 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. 6

§ 1. Завершение процесса формирования евроцентристского мира.. 6

§ 2. Триумф евроцентристского мира.. 7

Развитие средств коммуникации и транспорта и «закрытие» ойкумены. 7

Колониальная система первой половины XX в. 8

XX в. - век господства национализма. 9

Формирование современной социальной структуры. 11

Эшелоны капиталистического развития. 12

§ 4. Новые тенденции в развитии капитализма. Государственно-монополистический капитализм... 14

«Кейнсианство». 15

§ 5. Трансформация капитализма на путях реформизма.. 16

Либерализм. 16

Социал-демократия. 16

Консерватизм. 18

§ 7. Кризис рационалистического типа сознания.. 22

Глава 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. 23

§ 1. Завершение территориального раздела мира между великими державами 23

Основные межимпериалистические противоречия. 23

Первые конфликты империалистической эпохи. 24

Обострение межгосударственных противоречий в начале XX в. 25

§ 2. Первая мировая война.. 27

Начало войны. 27

Кампания 1914 г. 28

Кампания 1915 г. 29

Кампания 1916 г. 29

Кампания 1917 г. и окончание войны. 31

Парижская мирная конференция. 32

Вашингтонская конференция. 34

§ 3. Образование новых очагов войны... 34

Особенности международных отношений в 20-х годах. 34

Нарастание фашистской угрозы. 35

§ 4. Вторая мировая война.. 38

Начало войны. 38

Кампания 1940 г. 39

Коренной перелом во второй мировой войне. 41

Открытие второго фронта и окончание войны. 43

Глава 3. СТРАНЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ... 46

Приход нацистов к власти. 81

Консолидация фашистского режима. 81

Политико-правовая система Третьего Рейха. 82

Социально-экономическое развитие Германии в годы нацистской диктатуры. 83

Германия на пути ко второй мировой войне. 83

Германия в годы второй мировой войны. 84

§ 5. «Малые страны» Западной Европы (Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Австрия) 85

Что такое «малая Европа»?. 85

Страны Бенилюкса в начале XX в. 85

Политический католицизм. 86

Швейцария в первой половине XX в. 87

Кризис Австро-Венгерской империи. 87

Австромарксизм. 88

«Австрийский путь»: от империи Габсбургов к Австрийской Республике. 88

Социал-демократы у власти. 88

Стабилизация капитализма в Австрии. 89

Начало фашизации Австрии. 89

Диктатура Дольфуса - политическая практика австрофашизма. 89

Аншлюс Австрии. 90

Страны «малой Европы» в годы второй мировой войны. 90

Глава 4. СТРАНЫ СЕВЕРНОЙ, ВОСТОЧНОЙ И ЮЖНОЙ ЕВРОПЫ... 91

§ 1. Скандинавские страны... 91

Социально-экономическое развитие Скандинавских стран в начале XX в. 91

Особенности политического развития Скандинавских стран на рубеже XIX-XX вв. 92

Положение Скандинавских стран в годы первой мировой войны. 93

Формирование социал-реформистской модели ГМК в Швеции и Дании. 94

Скандинавские страны в период второй мировой войны. 95

§ 2. Восточная Европа.. 96

Восточноевропейский регион как периферия индустриальной цивилизации. 96

Аграризм. 97

Итоги первой мировой войны для Восточной Европы. 98

Новая карта Восточной Европы. 98

Восточная Европа в системе международных отношений межвоенного периода. 101

Восточная Европа в годы второй мировой войны. 102

§ 3. Италия.. 102

Италия в первой четверти века. 103

Приход итальянского фашизма к власти. 105

Италия в годы фашизма (1922-194

§ 4. Испания.. 107

Испания в первой трети XX в. 107

Буржуазно-демократическая революция и гражданская война в Испании (1931-193

XX в. - век господства национализма. XX в. стал веком господства национализма. Национальное государство в строгом смысле слова лишь около 200 лет выполняет роль главного субъекта власти и регулятора общественных и политических, в том числе и международных, отношений. Германия и Италия, какими мы их знаем в современном виде, вышли на общественно-политическую авансцену лишь во второй половине XIX в. Целый ряд национальных государств (Югославия, Чехословакия, Финляндия, Польша, прибалтийские страны и др.) появились на политической карте современного мира лишь после первой мировой войны в результате распада Австро-Венгерской, Оттоманской и отчасти Российской империй.

Одной из общепризнанных целей Версальской мирной конференции 1919 г. было объявлено осуществление права наций на самоопределение. Согласно этому принципу, на месте распавшихся многонациональных империй предусматривалось создание множества самостоятельных национальных государств. Уже в тот период обнаружились почти непреодолимые трудности на пути реализации этого принципа.

Во-первых, на практике он был выполнен лишь в отношении некоторых народов Оттоманской и Австро-Венгерской империй, потерпевших поражение в войне, а также в силу ряда обстоятельств (большевистская революция и гражданская война) в России. Причем лишь несколько новообразовавшихся стран можно было назвать национальными в собственном смысле слова. Это Польша, Финляндия, прибалтийские страны. Чехословакия стала государственным образованием, сформированным из соединения двух народов: чехов и словаков, а Югославия - из нескольких народов: сербов, хорватов, словенцев, македонцев, боснийцев-мусульман.

Во-вторых, в восточноевропейских странах сохранились значительные национальные меньшинства, не сумевшие получить свою государственность.

В-третьих, в многонациональной Российской империи, несмотря на то что из нее вышли Финляндия, Польша и прибалтийские страны, процесс самоопределения народов был прерван в самом начале и оказался отложенным на более чем семь десятилетий.

В-четвертых, заправилы Версальской конференции даже не ставили на обсуждение вопрос о предоставлении независимости народам победивших в войне колониальных империй Англии и Франции.

Начало XX в. ознаменовалось формированием в колониальных и зависимых странах национальной буржуазии, интеллигенции, офицерства, рабочего класса и сравнительно многочисленных отрядов студенчества. Отличительной особенностью буржуазии Востока были ее относительная слабость, подчиненное положение. Значительная ее часть выступала в качестве посредников между иностранным капиталом и внутренним рынком - это так называемая компрадорская буржуазия. Собственно национальную буржуазию составляли купцы, действовавшие на внутреннем рынке, владельцы промышленных предприятий и мастерских, которые сами страдали от гнета иностранного капитала. К ним примыкали широкие городские мелкобуржуазные слои. Именно они послужили основной движущей силой разворачивающихся в тот период революционно-демократических и национально-освободительных движений.

Эти движения, крепнувшие с каждым годом, постепенно превращались в важнейший фактор общественно-исторического развития стран Востока, за что они в совокупности получили название «пробуждение Азии». Наиболее яркими проявлениями этого «пробуждения» стали буржуазные революции в Иране (), Турции (1908), Китае (). Мощные выступления трудящихся в гг. в Индии поставили под вопрос само господство англичан в этой стране. Мощные революционные взрывы имели место также в Индонезии, Египте, Алжире, Марокко, Южно-Африканском Союзе и других странах.

В процессе зарождения и развития капитализма в странах Востока перед национально-освободительным движением стояла двуединая задача форсирования капиталистического развития и достижения национального освобождения. Далеко идущие последствия с этой точки зрения имела первая мировая война, в которую оказались втянутыми колониальные и полуколониальные страны. Воюющие государства-метрополии использовали их территории в качестве плацдарма военных действий.

ББК 63.3(0)

Авторы: докт. ист. наук, проф.А.М.Родригес; докт. ист. наук, проф. К.С. Гаджиев; канд. ист. наук, доц. М.В. Пономарев; канд. ист. наук, доц. Л.А. Макеева; канд. ист. наук, доц. В.Н. Горшков; канд. ист. наук К А. Киселев; Л.С. Никулина; канд. ист. наук И.О. Пономарева

Методический материал подготовлен Е.В. Саплиной и А.И. Саплиным

Новейшая история зарубежных стран. XX век. Пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. А.М.Родригеса. В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - Ч. 1 (1900-1945). - 360 с.: ил.

ISBN 5-691-00177-9

ISBN 5-691-00205-8(1)

Пособие создано с учетом новейших тенденций в развитии отечественной и зарубежной историографии. Сделана попытка перенести принятые ранее акценты с проблем раскола мира, логики конфронтационных отношений на вопросы интеграции мирового пространства, эволюционного становления современной постиндустриальной цивилизации, феномен единства и многообразия мира. Представлена история стран Востока, расширен круг рассматриваемых регионов и государств.

Сочетание проблемного и страноведческого принципов изложения материала и особенности структуры пособия позволяют использовать его как в полном виде, так и в сокращенном варианте в 10-11 классах общеобразовательной школы или 9 классе гимназий и лицеев.

© «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 1998

ISBN 5 691 00177 9

ISBN 5 691 00205 8(I)

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. 3

§ 1. Завершение процесса формирования евроцентристского мира 3

§ 2. Триумф евроцентристского мира 4

§ 3. Основные направления социально-экономического развития 8

§ 4. Новые тенденции в развитии капитализма. Государственно-монополистический капитализм 10

§ 5. Трансформация капитализма на путях реформизма 12

§ 7. Кризис рационалистического типа сознания 18

Глава 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. 19

§ 1. Завершение территориального раздела мира между великими державами 19

§ 2. Первая мировая война 23

§ 3. Образование новых очагов войны 30

§ 4. Вторая мировая война 33

Глава 3. СТРАНЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ 41

§ 2. Англия 49

§ 3. Франция 57

§ 4. Германия 67

§ 5. «Малые страны» Западной Европы (Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Австрия) 78

Глава 4. СТРАНЫ СЕВЕРНОЙ, ВОСТОЧНОЙ И ЮЖНОЙ ЕВРОПЫ 84

§ 1. Скандинавские страны 84

§ 2. Восточная Европа 89

§ 3. Италия 94

§ 4. Испания 99

Глава 5. СТРАНЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ 107

§ 1. Мексиканская революция 1910- 1917 гг. 107

§ 2. Латинская Америка в 10 - 40-е годы 111

Глава 6. СТРАНЫ ЮГО-ЗАПАДНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ 114

§ 1. Турция 114

§ 2, Иран 117

§ 3. Афганистан 119

§ 4. Государства Юго-Восточной Азии 121

Глава 7. СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ И ЮЖНОЙ АЗИИ 124

§ 1. Япония и Корея 125

§ 2. Китай 128

§ 3. Индия 132

Глава 8. АРАБСКИЕ СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ 136

§ 1. Арабские государства Азии 136

§ 2. Арабские страны Северной Африки 139

Глава 9. ТРОПИЧЕСКАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА 143

§ 1. Колониальная Африка 143

§ 2. Тропическая и Южная Африка в 1914 - 1945 гг. 146

Приложение. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 148

ВВЕДЕНИЕ

XX в. насыщен широкомасштабными событиями и процессами. В нем как бы совместилось несколько эпох человеческой истории. Многие страны и народы, пройдя этап индустриального развития, к концу века неузнаваемо изменились.

XX в. стал временем стремительного взлета человеческого разума, выразившегося в таких величайших открытиях, как теория относительности, расщепление атома, в развитии авиации, прорыве в космос и т. д. Начало века ознаменовалось завершением в ведущих странах развитого мира индустриальной революции, на его середину пришлась научно-техническая, а на последнюю четверть - информационная, или телекоммуникационная, революция. Шел неуклонный процесс дальнейшего распространения на новые страны и регионы рыночной экономики и либеральной демократии, признания принципов защиты прав человека и прав народов на самоопределение.

XX в. стал эпохой торжества национализма, под лозунгом которого распались многонациональные империи и великие колониальные державы. На их развалинах образовалось множество новых независимых государств.

В то же время XX в. вошел в историю как век двух самых опустошительных для человечества войн и самых тиранических режимов - фашистского, нацистского и большевистского. Раскол мира на общественные системы вылился в беспрецедентное мировое соперничество. Международные отношения на протяжении нескольких десятилетий строились на основе логики «холодной войны». Успехи научно-технического прогресса стали в такой ситуации не только основой коренного изменения всей сферы жизнедеятельности человека, но и придали ускорение новому витку гонки вооружений, особенно ядерного. Эйфория НТР на долгое время заслонила проблему экологических последствий технологического развития, которые приобрели к концу века катастрофические формы.

В третье тысячелетие человечество вступает, избавившись от многих ошибок и иллюзий. Крах тоталитарных режимов подвел черту под одним из самых грандиозных и кровавых экспериментов в истории человечества. Завершается эпоха господства сверх держав, проступают контуры нового, многополярного мира. Завершается начавшийся еще в эпоху Великих географических открытий процесс реального объединения мирового пространства, заселенного человеком. Помимо экономических, политических, информационных связей складывается и духовное, культурное единство человечества. Основой его становится не иллюзорное чувство самодостаточности и превосходства «великих наций», а понимание самобытности и важности любой национальной культуры.

История XX в. дает серьезные уроки единства судеб цивилизации, глубокой взаимозависимости и целостности мира.

Глава 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в.

§ 1. Завершение процесса формирования евроцентристского мира

Большую часть XX столетия развитие современного мира шло под знаком господства группы стран, объединяемых под общим названием «Запад» (Великобритания, Франция, Германия, Россия (Советский Союз), Италия, Испания, США, Канада и др.) - т. е. мир был евроцентристским или, в широком смысле, евро-американоцентристским. Остальные народы, регионы и страны брались в расчет постольку, поскольку они были связаны с историей Запада.

И действительно, вплоть до второй половины столетия в целом именно Запад определял магистральные направления, пути и средства мирового развития, постепенно вовлекая в свою орбиту все новые регионы, страны и народы. Европа дала современному миру передовую научную мысль и идеи гуманизма, великие географические открытия, положившие начало объединению всей ойкумены в единое целое, рыночную экономику, институты представительной демократии, традиции права, светское государство, основанное на принципах отделения церкви от государства, и многое другое.

Особое место занимают те регионы и территории, которые были заселены и освоены европейцами, вытеснившими или физически уничтожившими местное население, например индейцев. Речь идет прежде всего о Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии, а также Южной Америке, где сформировались либо своеобразные дочерние, либо гибридные культуры и общества, в той или иной степени напоминающие европейские. Постепенное вхождение этих обществ в единое всепланетарное сообщество составляет одну из основных глав современной истории человечеств. О размахе этого процесса красноречиво свидетельствует тот факт, что в период с 1810 по 1921 г. только в США переселились (главным образом из Европы) 34 млн чел. Только за 50 лет, с 1851 по 1910 г., из одной маленькой Ирландии за океан выехало 72 % ее жителей. Трудно себе представить, каким было бы лицо Европы и сама судьба европейской цивилизации без этого гигантского переселения народов.

Эпоха освоения и подчинения Азии, Африки и Америки европейскими народами началась с великих географических открытий в XV в. Заключительным актом этой эпопеи стало создание к концу XIX в. великих колониальных империй, охвативших громадные пространства и многочисленные народы и страны во всех четырех полушариях земного шара. Следует отметить, что колониализм и империализм не были исключительной монополией одной только Европы или западного мира нового и новейшего времени. История завоеваний так же стара, как и история человеческих цивилизаций. Империя как форма политической организации стран и народов существовала чуть ли не с самого начала истории человечества. Достаточно вспомнить, например, империю Александра Македонского, Римскую и Византийскую империи, Священную Римскую империю, империи Цин Шихуанди и Чингис-хана.

В современном понимании термин «империя» (а также производный от него термин «империализм») связан с латинским словом «император» и обычно ассоциируется с идеями диктаторской власти и принудительными методами управления. В новое время он впервые вошел в обиход во Франции в 30-х годах XIX в. и применялся в отношении сторонников Наполеоновской империи. В последующие десятилетия с усилением колониальной экспансии Британии и других стран этот термин получил популярность в качестве эквивалента термина «колониализм». На рубеже веков империализм стал рассматриваться как особая стадия развития капитализма, характеризующаяся ужесточением эксплуатации низших классов внутри страны и усилением борьбы за передел мира на международной арене.

Империализм характеризуется особыми отношениями господства и зависимости. Различные нации по своему происхождению, влиянию, ресурсам, возможностям не равны. Одни из них крупные, другие мелкие, одни обладают развитой промышленностью, а другие значительно отстали в процессе модернизации. Международное неравенство во все времена составляло реальность, что обусловливало подавление и подчинение слабых народов и стран сильными и могущественными империями или мировыми державами.

Как показывает исторический опыт, любая сильная цивилизация или мировая держава неизменно обнаруживала тенденцию к пространственному расширению. Поэтому она неизбежно приобретала имперский характер. В последние пять столетий инициатива в экспансии принадлежала европейцам, а затем Западу в целом. Хронологически начало формирования евро-центристской капиталистической цивилизации совпало с началом великих географических открытий. Складывавшаяся молодая динамичная цивилизация как бы сразу заявляла свои претензии на весь земной шар. В течение последующих за открытиями X. Колумба и В. да Гамы четырех столетий был либо освоен и заселен, либо покорен весь остальной мир.

Промышленная революция XIX в. дала новый толчок заморской экспансии европейских держав. Территориальная экспансия стала рассматриваться как средство увеличения богатств, престижа, военной мощи и получения дополнительных козырей в дипломатической игре. Между ведущими промышленными державами развернулась острая конкурентная борьба за сферы и регионы наиболее выгодного помещения капитала, а также рынки сбыта товаров. Конец XIX в. был ознаменован обострением борьбы ведущих европейских стран за завоевание еще незанятых территорий и стран в Африке, Азии и Океании.

К началу XX в. завершилась волна создания огромных колониальных империй, самой крупной из которых стала Британская империя, раскинувшаяся на громадных пространствах от Гонконга на Востоке и до Канады на Западе. Весь мир оказался поделенным, на планете не осталось «ничейных» территорий. Великая эпоха европейской экспансии закончилась. В ходе множества войн за раздел и передел территорий европейские народы распространили свое господство почти над всем земным шаром.

Вопросы и задания

1. Почему первую половину XX в. можно определить как время господства евроцентристского мира?

2. Объясните следующие термины: колония, метрополия, империализм, экспансия.

3. Почему промышленная революция дала толчок к колониальной экспансии европейских государств?

§ 2. Триумф евроцентристского мира

Развитие средств коммуникации и транспорта и «закрытие» ойкумены. Великие географические открытия и колониальные завоевания вызвали полную трансформацию облика всего мира: земной шар впервые за всю историю человечества стал единой ойкуменой. Образно говоря, мир стал «завершенным», «закрытым»: человек освоил практически все земное пространство.

Особую роль в «закрытии» ойкумены сыграло развитие средств коммуникации и транспорта. Новшества в этой сфере способны в огромной степени увеличить расстояния и пространства, на которые государство может осуществлять свое военное и политическое влияние. С точки зрения воздействия на военную мощь наиболее революционными нововведениями в истории человечества можно считать выведение породистых лошадей, создание парусных кораблей, железной дороги, парохода и двигателя внутреннего сгорания. Восхождение великих империй и эпохи политических объединений в целом ассоциировались с крупными сокращениями транспортных расходов.

Зависимость масштабов политической организации от средств транспорта отчасти объясняет, почему империи и крупные государства вплоть до нашего времени концентрировались, как правило, в бассейнах рек и по морским побережьям (Месопотамия и Древний Египет, Индия и Китай, Карфаген, Римская и Византийская империи). Развитие мореплавания и расширение морских коммуникаций выдвинули на первые роли в мировой политике морские державы, предоставив им преимущества над так называемыми сухопутными державами.

Существенные изменения в этом плане произошли с началом развертывания промышленной революции и ростом сухопутных коммуникаций, особенно бурным развитием железнодорожного транспорта в XIX в., что давало возможность освоить огромные, ранее недоступные континентальные пространства. Именно железнодорожный транспорт в значительной степени способствовал возникновению таких сухопутных империй, как Германия, США, Россия. Пожалуй, исключениями из этого правила являются империи, созданные монголами и арабами. Любопытное объяснение факту возникновения и жизнеспособности империи арабов давал арабский ученый XIV в. Ибн Халдун. Он, в частности, утверждал, что пустыня, лишенная значительных физических барьеров, давала эквивалент моря. Города пустыни функционировали как морские порты.

Вплоть до XX в. главным препятствием на пути полномасштабного общения между различными странами и народами оставались физические препятствия: леса и горы, моря и пустыни, реки и климатические условия. Покорив и освоив огромные пространства и покрыв земной шар морскими, железными и автомобильными дорогами, люди устремились ввысь, для покорения воздушного, а затем и космического пространства. Все возрастающую роль в сближении различных стран, народов и регионов сыграло изобретение сначала телеграфа и телефона, а затем радио и телевидения.

Появление и дальнейшее развитие авиации внесло существенные коррективы в геополитическую структуру мирового сообщества. Став эффективным средством преодоления физических препятствий, авиация во многом стерла линию разграничения между морскими и сухопутными державами. Например, Великобритания в значительной мере потеряла свои преимущества как островная держава, отгороженная от возможных вторжений со стороны континентальных держав Ла-Маншем.

Колониальная система первой половины XX в. Главная особенность колониальной системы первой половины XX в. состояла в том, что она охватила весь земной шар и стала главным структурным элементом мирового капиталистического хозяйства. Колониальная система включала в себя как колонии в собственном смысле слова, т. е. страны и территории, лишенные какой бы то ни было формы самоуправления, так и полуколонии, в том или ином виде сохранившие свои традиционные системы правления. Следует отметить также и то, что целая группа стран, в том числе крупных (Китай, Турция, Иран, Афганистан, Сиам, Эфиопия и др.), сохраняла суверенитет лишь формально, поскольку, опутанные сетью неравноправных договоров, кабальных займов и военных союзов, они оказались в зависимости от ведущих промышленно развитых стран.

До конца XIX - начала XX в. неевропейские народы осваивали европейские научно-технические, экономические, интеллектуальные и другие достижения пассивно; теперь начался новый этап их активного освоения этими народами как бы изнутри. Приоритет в данном плане несомненно принадлежит Японии, которая в результате реформ Мейдзи в 1868 г. встала на путь капиталистического развития. Эти реформы положили начало заметному экономическому росту страны, что, в свою очередь, дало ей возможность перейти на путь внешней экспансии. Атака японской авиацией 7 декабря 1941 г. американской военно-морской базы Пёрл-Харбор воочию продемонстрировала реальное начало конца евроцентристского мира и стала точкой отсчета новой эпохи в мировой истории. Но до второй половины XX в. мир оставался евроцентристским: западные страны продолжали диктовать свою волю и определять правила политической игры на международной арене. Подавляющему большинству остальных стран и народов была отведена лишь пассивная роль объектов политики великих держав.

В конце XIX - первой половине XX в. капиталистические отношения из метрополий постепенно начали распространяться на колониальные и зависимые страны. Уже в первые десятилетия XX в. наблюдается тенденция к возрастанию роли колоний и зависимых стран в качестве источников дешевого сырья и рынков сбыта промышленных товаров метрополий, а также поставщиков дешевой рабочей силы. Компании метрополий в широких масштабах захватывали источники сырья. Нефть, уголь, металлсодержащие руды, редкие металлы, фосфаты и другие богатства Азии и Африки постепенно переходили в их руки,

Так, нефтяные компании захватили основные нефтеносные месторождения в арабских странах, Иране, Индонезии. Они присваивали себе монополию на добычу соли в Египте, Индии, Вьетнаме, Османской империи. Богатейшие золотые и алмазные россыпи Индии, африканских стран перешли в руки английских, американских, французских и бельгийских компаний. Они скупали за бесценок или захватывали плодородные земли, создавая на них плантации для разведения необходимых им сырьевых и продовольственных культур. Например, в руках английских дельцов очутилась большая часть чайных плантаций Индии, голландские корпорации овладели обширными плантациями в Индонезии, французские - во Вьетнаме.

В освоении и дальнейшем подчинении этих стран все более растущую роль стали играть вывоз туда капиталов и навязывание им займов под гигантские проценты. В результате уже в начале XX в. мир оказался разделенным на горстку государств-кредиторов и огромное большинство стран-должников. Займы не только приносили высокие прибыли банкам метрополий, но и обеспечивали финансовый контроль над странами-должниками. Создавалось положение, когда крупнейшие банки контролировали целые страны. Ярким примером тому служит англо-французский контроль над Египтом.

Превращение стран Азии и Африки в источник сырья вело к подрыву основ типичного для этих регионов традиционного натурального хозяйства и к вовлечению их в мировое хозяйство. Метрополии, навязывая колониальным и зависимым странам специализацию на выращивании и производстве выгодных им культур, способствовали превращению их хозяйств в монокультурные, т. е. производящие какую-либо одну культуру. Например, Ассам, Цейлон, Ява стали районами выращивания исключительно чая. Бенгалию англичане специализировали на производстве джута. Северная Африка поставляла оливки, Вьетнам - рис, Уганда - хлопок. Египет также превратился в хлопковое поле для английской текстильной промышленности. Результатом подобной ориентации явилось то, что многие из этих стран лишались собственной продовольственной базы и теряли способность к самообеспечению.

Во внешнеторговых отношениях между метрополиями, с одной стороны, и колониями и зависимыми странами, с другой, господствовала система неэквивалентного обмена. Сырье закупалось во много раз дешевле его продажной цены на рынках Запада. А иноземные фабричные товары продавались на рынках колониальных и зависимых стран по завышенным ценам. Такая практика приносила компаниям промышленно развитых стран максимальные прибыли. Все это вело к дальнейшему усилению их зависимости от метрополий.

При всем том необходимо отметить, что европейское, а затем и американское проникновение в Азию и Африку имело не только негативное значение. Хотя западные капиталовложения в экономику колониальных и зависимых стран и преследовали главным образом цель подчинения хозяйств метрополиям, одним из немаловажных результатов стало стимулирование капиталистического развития этих стран, появление здесь отдельных современных промышленных предприятий, складывание многоукладной экономики.

Важным результатом вызова западного капитала стало строительство железных дорог, портов, мостов, каналов, телеграфных и телефонных линий. В данной связи особо следует отметить строительство германским капиталом известной Багдадской железной дороги и с помощью английского и французского капитала - Суэцкого канала. С одной стороны, они приближали основные сельскохозяйственные и сырьевые регионы к промышленным центрам Запада, облегчали проникновение западных промышленных товаров в глубинные районы Азии и Африки, тем самым облегчая задачу эксплуатации их народов и обеспечения политического контроля над ними. С другой стороны, они стимулировали, хотя и однобокое, экономическое развитие целого ряда стран и регионов, способствовали их приобщению к научно-техническому прогрессу, приближению к мировым промышленным, научным и культурным центрам.

XX в. - век господства национализма. XX в. стал веком господства национализма. Национальное государство в строгом смысле слова лишь около 200 лет выполняет роль главного субъекта власти и регулятора общественных и политических, в том числе и международных, отношений. Германия и Италия, какими мы их знаем в современном виде, вышли на общественно-политическую авансцену лишь во второй половине XIX в. Целый ряд национальных государств (Югославия, Чехословакия, Финляндия, Польша, прибалтийские страны и др.) появились на политической карте современного мира лишь после первой мировой войны в результате распада Австро-Венгерской, Оттоманской и отчасти Российской империй.

Одной из общепризнанных целей Версальской мирной конференции 1919 г. было объявлено осуществление права наций на самоопределение. Согласно этому принципу, на месте распавшихся многонациональных империй предусматривалось создание множества самостоятельных национальных государств. Уже в тот период обнаружились почти непреодолимые трудности на пути реализации этого принципа.

Во-первых, на практике он был выполнен лишь в отношении некоторых народов Оттоманской и Австро-Венгерской империй, потерпевших поражение в войне, а также в силу ряда обстоятельств (большевистская революция и гражданская война) в России. Причем лишь несколько новообразовавшихся стран можно было назвать национальными в собственном смысле слова. Это Польша, Финляндия, прибалтийские страны. Чехословакия стала государственным образованием, сформированным из соединения двух народов: чехов и словаков, а Югославия - из нескольких народов: сербов, хорватов, словенцев, македонцев, боснийцев-мусульман.

Во-вторых, в восточноевропейских странах сохранились значительные национальные меньшинства, не сумевшие получить свою государственность.

В-третьих, в многонациональной Российской империи, несмотря на то что из нее вышли Финляндия, Польша и прибалтийские страны, процесс самоопределения народов был прерван в самом начале и оказался отложенным на более чем семь десятилетий.

В-четвертых, заправилы Версальской конференции даже не ставили на обсуждение вопрос о предоставлении независимости народам победивших в войне колониальных империй Англии и Франции.

Начало XX в. ознаменовалось формированием в колониальных и зависимых странах национальной буржуазии, интеллигенции, офицерства, рабочего класса и сравнительно многочисленных отрядов студенчества. Отличительной особенностью буржуазии Востока были ее относительная слабость, подчиненное положение. Значительная ее часть выступала в качестве посредников между иностранным капиталом и внутренним рынком - это так называемая компрадорская буржуазия. Собственно национальную буржуазию составляли купцы, действовавшие на внутреннем рынке, владельцы промышленных предприятий и мастерских, которые сами страдали от гнета иностранного капитала. К ним примыкали широкие городские мелкобуржуазные слои. Именно они послужили основной движущей силой разворачивающихся в тот период революционно-демократических и национально-освободительных движений.

Эти движения, крепнувшие с каждым годом, постепенно превращались в важнейший фактор общественно-исторического развития стран Востока, за что они в совокупности получили название «пробуждение Азии». Наиболее яркими проявлениями этого «пробуждения» стали буржуазные революции в Иране (1905-1911), Турции (1908), Китае (1911-1913). Мощные выступления трудящихся в 1905-1908 гг. в Индии поставили под вопрос само господство англичан в этой стране. Мощные революционные взрывы имели место также в Индонезии, Египте, Алжире, Марокко, Южно-Африканском Союзе и других странах.

В процессе зарождения и развития капитализма в странах Востока перед национально-освободительным движением стояла двуединая задача форсирования капиталистического развития и достижения национального освобождения. Далеко идущие последствия с этой точки зрения имела первая мировая война, в которую оказались втянутыми колониальные и полуколониальные страны. Воюющие государства-метрополии использовали их территории в качестве плацдарма военных действий.

Так, весь Ближний Восток был превращен в фронтовую зону. Африка, Турция, Иран, арабские страны Азии, Китай и народы других стран воочию увидели прелести мировой бойни. Правительства метрополий мобилизовали в своих колониях и зависимых странах огромные массы людей, которые были отправлены на театры военных действий проливать свою кровь за чуждые им интересы. Только Англия и Франция мобилизовали в своих колониях около 6 млн чел., из которых не менее 15 % погибли на полях сражений. Были созданы также так называемые трудовые корпуса, отвлекшие от мирного труда миллионы рабочих рук. Они были направлены на принудительные работы по сооружению военных объектов и использовались в качестве носильщиков, доставляющих боеприпасы, продовольствие, медикаменты в действующие армии через джунгли и болота.

Война привела к резкому ухудшению и без того тяжелого экономического положения народов стран Азии и Африки. Их уделом стали экономическая разруха, разрушение жилищ и хозяйственных построек, эпидемии различных болезней и т. д. В то же время она способствовала социально-экономическим сдвигам в этих странах, обогащению части национальной буржуазии, помещиков, скоплению в их руках значительных денежных средств, которые после окончания войны могли пойти на развитие национальной экономики.

В результате усиливалась тенденция к росту числа национальных предприятий, их оборотного капитала, добычи полезных ископаемых, объемов выплавки чугуна, импорта фабричного оборудования. Промышленное производство росло не только в уже сложившихся центрах, оно стало появляться и в глубинных районах. При этом сохранялось огромное количество кустарных и полукустарных предприятий в текстильной, швейной, кожевенно-обувной, сахарной, спиртовой, мебельной и прочих отраслях. Но все возрастающую роль в экономике колониальных стран начинали играть крупные предприятия.

Немаловажные изменения произошли в сельском хозяйстве. В условиях войны оно вынуждено было постепенно переориентироваться на внутренний рынок. Это способствовало росту разделения труда и дальнейшему развитию товарно-денежных отношений. Натуральная форма ренты и арендной платы постепенно заменялась денежной, что стало дополнительным стимулом к повышению товарности сельскохозяйственного производства, укреплению связей деревни с городом. Упрочились позиции зажиточных крестьян - сельских предпринимателей, что способствовало ускорению и расширению капиталистических начал в сельском хозяйстве.

Таким образом, первая мировая война дала сильный толчок к дальнейшему развитию национального капитализма стран Азии и Африки, расширению и укреплению местного крупного предпринимательства. Интенсифицировались процессы дифференциации крестьянства и формирования рабочего класса. Численно возросла национальная средняя и крупная буржуазия, которая значительно укрепила свои политические позиции. Все это в совокупности ускорило созревание и консолидацию сил, способных участвовать в национально-освободительной борьбе. Эти процессы подготовили предпосылки для распада после второй мировой войны колониальных империй и образования множества новых независимых государств, изменивших облик политической карты современного мира.

Вопросы и задания

1. Какую роль в формировании «закрытого», «завершенного» мира сыграло развитие средств коммуникации и транспорта?

2. Какие типы стран (по степени независимости) входили в колониальную систему в начале XX в.?

3. Перечислите главные особенности колониальной системы первой половины XX столетия.

4. Какая роль отводилась колониям в мировом капиталистическом хозяйстве? Почему колонии попадали в зависимость от метрополий?

5. Имело ли какое-либо положительное значение европейское проникновение в страны Азии и Африки?

6. Чем различались компрадорская и национальная буржуазии колоний?

7. Какие задачи стояли перед национально-освободительным движением на Востоке?

8. Каковы были последствия первой мировой войны для колониальных стран?

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Хабаровска

«Средняя школа № 40» им. Г. К. Жукова

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО учителей Заместитель директора Директор МАОУ «СШ №40»

МАОУ «СШ №40» МАОУ «СШ №40» г. Хабаровск

г. Хабаровска г. Хабаровска Сунозов М. Д.

Протокол № ____________ ________________ _________________

от__________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Всеобщая история» для 9-х классов

на 2016 – 2017 учебный год.

Ступень основного (общего) образования,

34 часа, базовый уровень

УМК «Новейшая история зарубежных стран, XX век» учебник для 9-х классов,

Н. В. Загладин Новейшая история зарубежных стран, XX век ( М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007 )

Составитель; учитель истории

Черникова Александра Андреевна

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории России для 9 класса составлена на основе требований к Обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе и примерной программой по истории, рекомендованной Министерством образования РФ в 2004 году, авторской программой: Загладин Н.В. Программа курса «Новейшая история зарубежных стран, XX век». 9 класс.- М.: ООО «Торгово - издательский дом «Русское слово», 2007

Курс по Новейшей истории зарубежных стран раскрывает взаимосвязи и взаимообусловленность тенденций, процессов и основных событий Новейшей истории, имеющих решающее значение для современного развития человечества. Формы организации образовательного процесса представлены классно-поурочной системой с использованием модификаций традиционного урока: лекция с эвристической беседой и постановкой проблемы, урок - ролевая игра, урок - практикум. В основе программы обучения лежат технологии развивающего обучения, личностно-ориентированная методика с элементами инновационных технологий. Механизмами формирования ключевых компетенций является знание терминов, понятий, хронологии, оперирование у учащихся общеучебных задач и информации в развернутом и сжатом виде.

Видами и формами контроля являются : текущий, периодический и итоговый. Устный контроль, практическая работа, дидактические тесты, карточки-задания, контрольная работа с исторической картой, работа с текстом учебника, составление хронологических задач.

Задания различной степени сложности признаны способствовать более прочному усвоению знаний, выработке практических умений для реализации самообразования, а также развитию аналитического мышления, устной и письменной речи.

При изучении курса Всеобщей истории 20-начала 21 века необходимо реализовывать следующие задачи на пути достижения общих целей основного среднего образования:

Познакомить учащихся с основными событиями Всемирной истории 20-начала 21 века;

Расширить представления школьников об основных источниках знаний по Всеобщей истории, выявить их специфику для 20 века, начала 21 века;

Продолжить обучение приемам исторического анализа (сопоставление, обобщение, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей);

Научить применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;

Способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, приобщению к ценностям национальной культуры, воспитанию уважению к истории, культуре, традициям народов мира, стремление сохранять памятники прошлого мировых цивилизаций;

Содействовать формированию у учащихся целостного, интегрированного представления о прошлом и настоящем мировой цивилизации, тенденциях ее развития, без чего невозможно ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни, определять собственную гражданскую позицию.

Показать как реализовывались стремления людей к свободе, равенству, справедливости, как идеи и теоретические представления об экономической эффективности, рациональной системе управления, модернизации общества воплощались в социально ориентированной рыночной экономике, то есть вооружить молодых людей знанием основ многообразного мирового опыта решения проблем, актуальных для современной России;

Подготовить подростков к пониманию сложности, противоречивости и многовариантности исторического, общественно-политического, цивилизационного развития, обусловленности выбора их моделей, особенно в современную эпоху, духовными факторами, волей и убеждениями людей;

На конкретном, наглядном материале раскрыть опасность распространения в обществе идей расовой, религиозной, классовой нетерпимости, попыток решать внутренние проблемы за счет внешней экспансии, агрессии;

Показать, как складывались условия укрепления взаимопонимания и сотрудничества между народами, формировались правовые, нравственные, культурные, экономические предпосылки возникновения единых, интегрированных пространств;

В контексте событий, повлиявших на все человечество, выявить роль и место России в мировом развитии в XX веке, что важно для воспитания гражданских чувств, патриотизма.

Программа разработана с учетом возрастных особенностей подростков (активизирована на практическую деятельность ребенка по познанию мира, самопознанию, самоопределению). Широко используются и межпредметные и межкурсовые связи.

Требования к уровню подготовки учащихся .

При освоении обязательного минимума содержания курсов истории школьники должны научиться следующим видам деятельности и умениям:

Хронологические знания и умения:

1. Называть даты важнейших событий. Хронологические рамки. Периоды значительных событий и процессов.

2. соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

Знание фактов:

1. называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

Работа с источниками:

2. проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

3. сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

Описание (реконструкция):

1. Рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, участниках;

2. Описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи;

3. На основе текста и иллюстрации учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников;

Анализ, объяснение:

1. Соотносить факты и явления;

2. Называть характерные, существенные черты исторических событий и явлений;

3. Группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку;

4. Объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

5. Сравнивать исторические события и явления, находить общие и отличительные черты;

6. Излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;

7. Характеризовать роль личности в истории на примере исторических персонажей.

Программа: Загладин Н.В. Программа курса «Новейшая история зарубежных стран. XX век». 9 класс.- М.: ООО «Торгово - издательский дом «Русское слово», 2007

Учебник: Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стран. XX век». 9 класс.- М.: ООО «Торгово - издательский дом «Русское слово», 2008- 2009

Программа рассчитана на 1 час в неделю

34 учебные недели - 1 час в неделю = 34 часа в год

Распределение учебного материала

Наименование раздела

Кол- во часов

Темы контрольных работ

Дата проведения

Введение

Человечество после Первой мировой войны

Ведущие страны Запада: от процветания к кризису

Мир в межвоенный период

Человечество во второй мировой войне

Мировое развитие и международные отношения в годы «холодной войны»

Страны Европы и Северной Америки во второй половине XX- начале XXI века

Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке

Мир во второй половине XX- начале XXI века

Наука и культура в XX- XXI веке

Проблемы мирового развития на рубеже третьего тысячелетия

Итого

Содержание программы

Тема «Человечество после Первой мировой войны»

Противоречия между странами победителями. Версальская система и ее противоречия. «Русский вопрос». Парижская и Вашингтонская конференции. Революционное движение в Европе и Азии после первой мировой войны. Национально-освободительные движения в Азии в 1920-х годах.

Левые и правые в политической жизни индустриальных стран в 1920-е годы. Социал- демократы. Коммунисты.

Тема «Ведущие страны Запада: от процветания к кризису»

Причины кризиса. Президент Рузвельт. Новый курс Рузвельта. Кейсианство Фашистские движения. А. Гитлер и Муссолини. Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаризм в Японии.

Национальное правительство в Великобритании. Народный фронт во Франции. Милитаризм и пацифизм.

Тема «Человечество во второй мировой войне»

Начальный период войны. Новый порядок в Европе и Азии. Движение сопротивления. Странная война в Европе. Разгром Франции. Битва за Англию. Антигитлеровская коалиция. СССР и Германия накануне войны. Нападение Германии на СССР Формирование антигитлеровской коалиции. Агрессия Японии на Тихом океане вступление США в войну.

Трудный путь к победе. Значение советско-германского фронта. годы решающих битв. Роль СССР в антигитлеровской коалиции. Итоги и уроки Второй мировой войны. Создание ООН. Начало холодной войны.

Тема «Мировое развитие и международные отношения в годы «холодной войны»

Истоки холодной войны. Военно-политические блоки. План Маршалла. Холодная война в Азии. Крушение колониальной системы. Локальные конфликты. Международная безопасность.

Гонка вооружений. Советско-американские отношения. Разрядка. Германский вопрос. Новый миропорядок. Поиск компромисса.

Тема «Страны Европы и Северной Америки во второй половине XX- начале XXI века»

США. Великое общество всеобщего благоденствия. Президенты США и их политика. США на современной карте мира. Европа. Экономическое чудо Западной Германии. Кризисы 70-х годов.

Неоконсерваторы. Спад неоконсервативной волны. Этапы интеграции в Западной Европе. Североатлантический альянс. Создание Евросоюз.

Тема «Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке»

Гражданская война в Китае. Строительство социализма. Большой скачок. Культурная революция. Китай на пути модернизации и реформирования. Курс прагматических реформ.

Япония и новые индустриальные страны. Истоки японского «экономического чуда». Новые индустриальные страны. Второй эшелон новых индустриальных стран.

Латинская Америка: между тоталитаризмом и демократией

Обретение независимости и самостоятельности. Особенности политики модернизации. Внешняя политика Индии.

Тема «Наука и культура в XX - XXI веке»

Общественная, политическая мысль, идеология Модернизм и неомодернизм. Театральное искусство Массовая культура Истоки массовой культуры. Противоречия массовой культуры. Массовая культура и национальные традиции.

Тема «Проблемы мирового развития на рубеже третьего тысячелетия»

Глобальные проблемы современности и способы их разрешения. Конфликты 20 века. Как не допустить новых политических и военных конфликтов. Интеграционные процессы в мире. Понятие интеграции. Этапы интеграции в Западной Европе. Североатлантический альянс. Создание Евросоюза. Современная Европа.

Учебно-методическое обеспечение

    Алиева С.К. Всеобщая история в таблицах и схемах М.,Лист, 2005г.

    Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран: XX -начало XXI века. 9 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 208 с.

    Пасман Т.Б. Новейшая история зарубежных стран: задания, тесты, задачи. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005. – 168 с.

    Прокофьев А.М. Тесты по всеобщей истории (XX в.): дидактический (раздаточный) материал. – Казань: Лицей-интернат № 7, 2005. – 33 с.

    О.С.Сороко-Цюпа. Рабочая тетрадь к учебнику «Новейшая история. 1918-1999». 9 класс. – М.: Просвещение, 2001. – 95 с.

    Пономарев М.В. Тесты по Новейшей истории. 9 класс: к учебнику О.С.Сороко-Цюпы «Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 173 с.

Календарно - тематическое планирование курса «Всеобщая история, XX век»,

9 класс.

Основные

понятия и термины

Форма текущего и итогового контроля

Корректировка

Введение. Каким был XX век в истории человечества?

с. 5-7, понятия, сообщение или коллаж «Рекорды XX века»

Глава 1. Человечество после Первой мировой войны (3 часа)

Трудный путь к миру. Версальско-Вашингтонская система

Вопросы к § 1.

Революционное движение в Европе и Азии после 1 мировой войны

Вопросы к § 2, сравнительная таблица «Революции 1917-1919 гг»

«Левые» и «правые» в политической жизни индустриальных стран в 1920-е гг.

Вопросы к § 3. Подготовить биографию Рузвельта

Глава 2. Ведущие страны Запада: от процветания к кризису (5 часов)

Мировой экономический кризис 1929-1932 гг. и новый курс Рузвельта

Вопросы к § 4, вопросы.

Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии

Вопросы к § 5, вопросы

Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции

Вопросы к § 6. Сравнить политику Рузвельта и Народного фронта.

Милитаризм и пацифизм на международной арене

Вопросы к § 7-8. Повторить § 1-7.

Контрольная работа «Мир в межвоенный период»

с. 76, вопросы перед §, кроссворд по теме

Глава 3.Человечество во второй мировой войне (4 часа)

Начало мировой войны и «новый порядок» в Европе и Азии. Движение Сопротивления

Вопросы к § 9.

Формирование антигитлеровской коалиции. Трудный путь к победе

Вопросы к § 10 – 11. сообщения «Международные процессы: Нюрнберг, Токио, Хабаровск»; Черчилль, Сталин, Рузвельт, де Голль, Тито, Гитлер, Муссолини

Завершение и итоги Второй Мировой войны

Вопросы к § 12.

Контрольно - обобщающий урок «Новейшая история зарубежных стран. Первая половина XX века»

Контрольный тест, кроссворд

Глава 4. Мировое развитие и международные отношения в годы «холодной войны» (3 часа)

Истоки «холодной войны» и создание военно-политических блоков

Вопросы к §13. Почему началась «холодная война, кто виноват»

15.

Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность

Вопросы к §14

Партнерство и соперничество сверхдержав. Кризис политики «холодной войны» и её завершение

Вопросы к §15, исторические лица эпохи.

Глава 5. Страны Европы и Северной Америки во второй половине XX- начале XXI века (7 часов)

Становление социально ориентированной экономики в странах

Вопросы к §16. Американские президенты и их политика

Политические кризисы в индустриальных странах в 1950-1970-х гг.

Вопросы к §17. примеры «политического маятника» (одна из стран), исторические портреты

Возникновение информационного общества

Вопросы к §19.

Эволюция политической мысли во второй половине ХХ века.

Вопросы к § 18. Лабораторная работа

Восточная Европа: долгий путь к демократии

Вопросы к § 20. Сравнительная таблица

Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке

Вопросы к § 21, таблица.

Содружество Независимых Государств в мировом сообществе

Вопросы к § 22.

Глава 6. Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке (5 часов)

24, 25

Страны Азии на пути модернизации

Вопросы к §23 – 26.

Исламский мир: единство и многообразие

Вопросы к §26, лабораторная работа

Африка и Латинская Америка во второй половине XX в.

Вопросы к §27, 28, хронологическая таблица, исторические портреты

Повторительно - обобщающий урок «Мир во второй половине XX - начале XXI века

Контрольная работа.

Глава 7. Наука и культура в XX- XXI веке (2 чаcа)

Научно- технический прогресс и общественно - политическая мысль

Вопросы к §29, 30.

Основные направления искусства и массовая культура

Вопросы к §30, подготовка к уроку-дискуссии.

Глава 8. Проблемы мирового развития на рубеже третьего тысячелетия (4 часа)

31, 32

Глобализации, тенденции и проблемы современного мира

Вопросы к §31,32,эссе

33, 34.

Итоговое занятие по курсу

обобщение изученного в 9 классе

Похожие публикации