Обо всем на свете

«С введением налога с продаж торговый сбор не отменят

13:24 — REGNUM Основной причиной возврата к теме налога с продаж является необходимость наполнения региональных бюджетов в условиях снижения поступлений от налога на прибыль. Об этом заявил корреспонденту ИА REGNUM 21 марта партнер аудиторско-консалтинговой группы «БДО Юникон» Сергей Челышков , комментируя намерение правительства вернуть налог с продаж.

«В соответствии с действовавшим ранее законодательством объектом обложения налогом с продаж являлись операции по реализации физлицам товаров, работ и услуг на территории субъекта РФ, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт» , — напомнил эксперт.

Поэтому администрирование налога с продаж выглядит, на первый взгляд, проще, так как расчет суммы налога прост, не предусматривает возмещения, проверки поставщиков, раздельного учета и других сложностей, присущих НДС, подчеркнул он.

«Однако основная проблема, которая неминуемо встанет перед налоговыми органами — это его собираемость. Надежно контролировать факт реализации можно только у крупных торговых сетей, доля которых в общем объеме розничной торговли все еще относительно невелика. Контролировать продажи на рынках и через мелкие торговые точки будет затруднительно. К примеру, на момент отмены налога с продаж доля его собираемости была ниже 50%, что и послужило основной причиной его отмены» , — рассказал эксперт.

«Основной причиной возможности возврата к налогу с продаж, на мой взгляд, является необходимость наполнения региональных бюджетов вследствие необходимости замещения выпадающих доходов из-за снижения поступлений от налога на прибыль и необходимости выполнения указов президента. Очевидно, однако, что от этого в большей степени выиграют регионы с развитыми розничными сетями: Москва, Санкт-Петербург. При этом можно ожидать уклонения от уплаты налога путем сокрытия части выручки продавцами, что отразится также и на собираемости НДС и налога на прибыль» , — добавил Челышков.

Введение налога с продаж приведет также и к другим негативным последствия, считает эксперт.

«К последствиям возвращения налога можно также отнести увеличение инфляции, повышение общего налогового бремени, а также снижение конкурентоспособности российских производителей. Поэтому общий эффект для экономики в долгосрочной перспективе будет отрицательным, а фискальная функция данного налога вряд ли будет выполнена в полном объеме» , — полагает он.

При этом эксперт подчеркивает, что предлагаемый налог с продаж нельзя считать аналогом торгового сбора, который сейчас существует в городах федерального значения. «Торговый сбор нельзя считать аналогом налога с продаж, так как он не зависит от выручки. Скорее всего, он будет сохранен» , — прогнозирует эксперт.

И всё-таки они возвращаются. Это сказано в том числе и про налоги. Сегодня вся заинтересованная общественность активно обсуждает ситуацию с введением новых и/или повышением старых налогов. В начале августа более или менее прояснилась ситуация с одним налогом. В 2015 году в Россию возвращается налог с продаж. Решающее слово сказал глава государства: Владимир Путин сделал выбор между ростом НДС и введением нового (относительно нового) налога с продаж.

Старый знакомец

Налог с продаж уже взимался в России: с 1998 по 2004 годы. Тогда действовала ставка 5 %. Долгое время экспертное сообщество темпераментно обсуждало вопрос, что лучше: НДС или налог с продаж. Правительство России решило дилемму в своём стиле: НДС остаётся, налог с продаж вводится.

Наша справка

Напомним, что этот налог относится к числу региональных, он поступает непосредственно в бюджеты субъектов федерации. Ставка налога составит 3 %. Взиматься он будет при реализации товаров, работ и услуг физическим лицам. Плательщики – как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. В том числе и те, которые работают на спецрежимах. Льготы, скорее всего, будут установлены по некоторым группам товаров. От уплаты налогов будут освобождены продавцы товаров первой необходимости: хлеб, картофель, молоко, яйцо, крупы, сахар и т.п. К льготным будут отнесены и некоторые виды услуг: транспорт, коммуналка, банковская сфера, образовательные услуги.

Но это ещё не всё…

Итак, по налогу с продаж принципиальное решение уже принято. Формально он будет установлен законом на осенней сессии Госдумы. Но это – только начало. В Правительстве РФ идут дискуссии о дальнейших способах пополнения бюджета. Чиновники выделяют три направления. Первое – повышение в 2018 или 2019 годах ставки НДФЛ. Оно, возможно, составит 1 – 2 %. При этом не исключается отказ от нынешней плоской шкалы (13 %) в пользу прогрессивной системы взимания этого налога. Правда, разрыв пока предлагается не очень большой: получатели самых больших доходов будут вынуждены платить НДФЛ по ставке на 1 – 2 % выше, чем обычные граждане.

Второе направление – увеличение НДС. Конкретные цифры пока уточняются.

Третий способ пополнения бюджета – установление плоской шкалы страховых взносов в (сегодня с доходов свыше 624 тыс. рублей в год отчисления туда не производятся). В Минфине говорят, что вопросы эти будут решены до конца года. Предлагается, кстати, и повышение налога на дивиденды с нынешних 9 % до 13 %.

Это – инициативы Минфина. Как они сработают на практике, как это отразится на темпах экономического роста? Что будет с собираемостью новых/старых налогов?

Налоги, инфляция и зарплаты

Чиновники Минфина по-прежнему уверены: налоговый удар по трём основным направлениям не отразится негативно на темпах экономического роста. Их главный аргумент: сегодня рост зарплат в стране существенно опережает темпы инфляции. Так ли это?

Если внимательно проанализировать состояние рынка труда в стране, то выяснится, что говорить о размерах средней зарплаты – всё равно, что оперировать понятием «средняя температура по больнице». Реальный опережающий рост зарплаты сегодня наблюдается только в бюджетных отраслях и в государственных корпорациях. А вот отрасли экономики, которые относят к приоритетным направлениям экономического развития, не показывают мало-мальски серьёзного роста зарплат. Речь идёт в первую очередь о машиностроении и обрабатывающих отраслях. К сожалению, именно в этих секторах экономики такой рост сегодня в принципе невозможен. Но в Минфине об этом почему-то не задумываются. Да и повышение зарплат бюджетникам нивелируется предстоящим введением налога с продаж и возможным увеличением НДФЛ.

Кроме того, нельзя забывать о том, что при нашей системе взимания НДФЛ (это за работников делает работодатель), увеличение такого налога серьёзно усилит фискальное бремя на бизнес. Отсюда прогноз: зарплаты в конвертах возвращаются. Бизнес перемещается в налоговую тень. При этом сегодня у работников практически отсутствуют стимулы для получения «белой» зарплаты: что будет с пенсионными накоплениями, никто не понимает, а кредиты в банке выдают без справок о зарплате.

Введение налога с продаж эти самые продажи непременно понизит. А это бумерангом ударит по уже ушибленным отраслям (машиностроение и металлообработка). Торговля, разумеется, тоже пострадает. Какая больше?

Уклонение и собираемость

Специалисты в сфере налогообложения давно знают: установить налог только полдела. Главное – его собрать. Правительство считает, что введение налога с продаж даст в региональные бюджеты порядка 200 млрд. рублей. Но это – не бесспорные данные. В 90-е годы, когда такой налог уже взимался, из-за массового уклонения от его уплаты собираемость составляла порядка 30 %. В Минфине говорят, что сегодня, когда доля крупных сетей в товарообороте выросла, соответственно повысится и собираемость. Но в любом случае она не превысит 50 %. Поэтому прибавку к бюджету могут почувствовать те регионы, где крупные сети представлены шире. Что интересно: такие регионы (это, к примеру, Москва и Санкт-Петербург), и так не являются дотационными. А в дотационных субъектах федерации торговые сети в товарообороте занимают относительно скромное место. То есть правительство помогает как раз тем регионам, которые в такой помощи нуждаются меньше всего.

Вообще специалисты, сравнивая возможное увеличение НДС и введение налога с продаж, утверждали, что увеличение НДС на 2 % может принести федеральному бюджету порядка 500 млрд. рублей. Отдайте регионам половину в виде дотаций – вот вам и реальное пополнение их бюджетов в 250 млрд. Плюс столько же – в федеральный бюджет. Собираемость отработана, а ущерб для экономики ниже. Но правительство, как мы уже говорили, приняло «соломоново решение»: ввело налог с продаж, не отменяя НДС.

Не повышать, а тратить

Скептики скажут: кризис на дворе, правительство вынуждено принимать жёсткие фискальные меры. На это можно возразить: денег в стране хватает. Золотовалютные резервы России составляют порядка 500 млрд. долларов. В Резервном фонде и Фонде национального благосостояния скопилось по 100 млрд. долларов в каждом. Проблема в том, чтобы эффективно эти деньги потратить. Надо смелей вкладывать эти средства в реальные сектора экономики. Тем более что сегодня остро стоит проблема импортозамещения, вызванная . Наши производители готовы работать практически по всем группам товаров, которые пострадали от санкций. Но для этого требуются соответствующие инвестиции. Деньги для этого в государственной кубышке, как мы уже показали, имеются. А ещё для благоприятного освоения инвестиций не помешают налоговые льготы и преференции. Наш Минфин поступает с точностью до наоборот.

Размер налога сильно варьируется в зависимости от штата, часто комбинируется несколько налогов с продаж, установленных на разных уровнях. Например, одна из самых высоких ставок налога с продаж действовала до лета 2010 года в Чикаго (Иллинойс), она составляла 10,25 % , которые получались суммированием налоговых ставок штата (6,25 %), города (1,25 %), округа (1,75 %, позже был снижен) и транспортного управления (1 %). Дополнительные ставки в городе действуют на пищевые продукты и на алкогольные напитки.

Налог с продаж в России

Налог с продаж вводился на территории России дважды. Впервые это произошло в 1991 году, когда этот налог был введён законодательством СССР . Ставка налога была установлена в размере 5 процентов. Однако уже в конце того же года одновременно с распадом Советского Союза произошли фундаментальные изменения в российском налоговом законодательстве. В новой системе налогов и сборов , введённой законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» с 1 января 1992 года, налог с продаж отсутствовал.

Второй раз налог с продаж был введён в России в 1998 году в качестве регионального налога. При этом законодательно было установлено, что каждый субъект федерации самостоятельно принимает решение о введении налога на своей территории, а также устанавливает его ставку в пределах максимальной. Максимальная ставка была вновь установлена в размере 5 процентов. Кроме того, налоговым законодательством было установлено, что с введением на территории субъекта федерации налога с продаж прекращается взимание основной части местных налогов . Предусмотрен был также обширный перечень товаров и услуг, реализация которых налогом с продаж не облагается.

В 1998 и 1999 годах налог с продаж был введён в большинстве субъектов Российской Федерации. Большинство из субъектов, в которых был введён налог, установили ставку в размере 5 процентов (максимально возможном).

С 1 января 2002 года порядок взимания налога с продаж регулировался главой 27 Налогового кодекса . При этом основные условия налогообложения остались прежними. Ещё в момент введения в кодекс указанной главы было предусмотрено, что она будет действовать лишь два года.

В конце 2012 года на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей вновь была озвучена идея замены НДС налогом с продаж. Впоследствии решение этого вопроса было отложено на неопределенный срок, и шумиха вокруг него поутихла. Каковы особенности этих сборов и почему один из них хотели вернуть?

Региональный бюджет

В начале декабря прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев и его первый заместитель Игорь Шувалов заявили о возможном возвращении налога с продаж. Инициатива исходила от регионов, которые нуждаются в доходах, писали «Ведомости» со ссылкой на собственный источник в правительстве. «Мы просили об этом неоднократно», – говорил губернатор Калужской области Анатолий Артамонов .

С учетом грядущего дефицита региональных бюджетов (в том числе из-за необходимости повышения зарплат бюджетникам) требуются дополнительные налоговые источники – например, налог с оборота розничных продаж, пояснил замминистра экономического развития Андрей Клепач . По оценкам Минэкономразвития, к 2018 году дефицит бюджетов регионов достигнет 1,8 трлн рублей, для его покрытия достаточно ставки с оборота в размере 4 процентов.

НДС

Как мы знаем, НДС платят все юридические лица и индивидуальные предприниматели, за исключением отдельных категорий налогоплательщиков, обложению также не подлежат некоторые виды операций.

Впервые взимать НДС начали во Франции в 1954 году. Сейчас его применяют 137 государств. Впрочем НДС действует не во всех странах, например, в США и Японии вместо него действует налог с продаж.

Впервые взимать этот сбор начали во Франции в 1954 году. Сейчас его применяют 137 государств. Впрочем НДС действует не во всех странах, например, в США и Японии вместо него действует налог с продаж. В России данный сбор был введен с 1 января 1992 года. Вначале ставка составляла 28, затем 20, а с 1 января 2004 года – нынешние 18 процентов.

Самое главное преимущество налога на добавленную стоимость вытекает из его сути – он позволяет дифференцированно взимать плату с предприятий, в зависимости от их вклада в создание товара. С помощью НДС можно избежать многократного обложения одних и тех же затрат во время промежуточных продаж. Как следствие этого – уменьшение конечной стоимости продукции.

Кроме того, данный сбор позволяет более равномерно распределить налоговое бремя по всем этапам создания и продажи товара или услуги. А потому плательщики НДС – это практически все юридические лица, что обеспечивает устойчивость поступлений в бюджет. К тому же, многие экономисты в один голос утверждают, что именно этот вид отчислений в наибольшей степени способствует экономическому росту компаний и стабильности их платежного баланса.

Недостаток сбора, в общем-то, один – сложность его администрирования. Довольно трудно точно отследить: полностью предприятие заплатило налог или нет. Ведь для этого необходимо знать не только стоимость, по которой фирма реализовала товар, но и цену всех промежуточных продуктов и услуг, которые компания купила для производства единицы продукции. А это могут быть сотни наименований.

Второй недостаток НДС вытекает из первого: сложный контроль и запутанное законодательство создает большое количество лазеек для компаний, стремящихся сократить бремя отчислений.

Второй недостаток НДС вытекает из первого: сложный контроль и запутанное законодательство создает большое количество лазеек для компаний, стремящихся сократить бремя отчислений. Еще одно слабое место – количество чиновников, которые обслуживают этот сбор. Ради него государству приходится содержать громоздкий и дорогой аппарат работников. Все это – питательная среда для всевозможного рода злоупотреблений. Недаром Федеральная таможенная служба называет этот налог самым коррупционным из всех.

Налог с продаж

Налог с продаж взимается с покупателей в момент покупки ими товаров или услуг и рассчитывается как определенный процент от стоимости приобретения. Следует сказать, что данный вид отчислений – как региональный сбор – уже использовался в России с 1998 по 2004 год, но был отменен из-за неэффективности. Действовал сбор параллельно с НДС. Максимальная ставка налога с продаж равнялась 5 процентам. Причем различные территории страны имели право устанавливать его ставку и на более низком уровне. Такой налог, как отмечалось, сейчас используется в США и Японии, его размер там составляет 3–15 процентов, в зависимости от рода деятельности компании и ряда других факторов. В 2003 году, то есть последнем полном периоде действия сбора на территории РФ, с его помощью было собрано 56 миллиардов рублей, для сравнения НДС в том же году принес в казну 882 миллиарда.

Привлекательность налога с продаж, в первую очередь, состоит в том, что его намного проще администрировать. Для этого необходимо знать только объем продаж – и никакой сложной цепочки вычетов. Ставку умножаешь на сумму продаж, и все, проверка правильности исчисления окончена.

Привлекательность налога с продаж, в первую очередь, состоит в том, что его намного проще администрировать. Для этого необходимо знать только объем продаж – и никакой сложной цепочки вычетов.

Но недостатки этого вида сбора тоже имеются. Налог не учитывает затраты предприятия, связанные с приобретением промежуточных продуктов и услуг для производства товара, таким образом происходит многократное налогообложение одних и тех же затрат. И чем больше цепочка фирм, тем выше будет конечная стоимость продукта. Этого можно было бы избежать, введя различный процент налога в зависимости от этапа производства или продажи. Но, наверняка, такие дифференцированные ставки не будут точно отражать реальности, а поэтому будут несправедливыми – неоправданно высокими для одних компаний и неоправданно низкими – для других. Есть также опасность, что такое перераспределение произойдет не в пользу малого бизнеса. Да и чем тогда администрирование налога с продаж будет проще администрирования НДС?

Если же отказаться от промежуточного сбора вовсе и взимать налог только с финальной продажи, то платить его будут, в основном, предприятия малого и среднего бизнеса, которых значительно больше. Поэтому и в таком случае администрирование налога окажется ничуть не проще, чем в случае с НДС. Да и об «упрощенке» можно будет забыть.

Как показывает практика США и Японии, эффективность налога с продаж возможна лишь при ставках ниже 10 процентов. А размер НДС у нас составляет 18 процентов. Таким образом, переход на налог с продаж с озвученным тарифом приведет к существенному уменьшению бюджета, что неминуемо повлечет поиск способов компенсации потерь. И с большой долей вероятности можно утверждать, что предложенные меры будут неэффективными.

Со времени своего появления НДС создает массу проблем и фирмам, и контролерам. Первые испытывают трудности с зачетом налога, вторые – с его администрированием. Поэтому депутаты Госдумы неоднократно предлагали упростить процедуру взимания НДС. А некоторые настаивают на его полной отмене. НДС планируют заменить на налог с продаж или оборота.

Долгое время налоги с продаж и на добавленную стоимость сосуществовали. Изначально их объекты налогообложения практически совпадали. И в том, и в другом случае это была реализация товара. Разумеется, этот факт вызывал негодование бизнес-сообщества. Наконец, Государственная дума приняла решение, что один из налогов надо упразднить. Контролерам не пришлось долго размышлять, от какого из них нужно было отказаться. В самом деле: стандартная ставка НДС составляла 20 процентов, пониженная – 10 процентов. А предел для налога с продаж (НсП) был установлен в 5 процентов. Выбор государства был очевиден.

В итоге посвященная налогу с продаж Глава 27 Налогового кодекса, которая начала действовать в 2002 году, утратила силу в 2004-м. Причем о ее вступлении в силу и о последующей отмене налога говорилось в одном и том же Федеральном законе от 27 ноября 2001 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"».

Налог с продаж едва успели отменить, как компании заговорили о тяжести налогового бремени и необходимости снизить НДС. Закон об уменьшении его ставки с 20 до 18 процентов начал действовать с 1 января 2004 г. (Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 117-ФЗ).

Однако предприниматели продолжают требовать уменьшить НДС хотя бы до 15 процентов. По мнению представителей министерств и депутатов, это вполне возможно. Некоторые даже предлагают установить беспрецедентно низкую ставку НДС – всего лишь 13 процентов. Однако конкретных законопроектов по-прежнему нет. Поэтому возможная замена НДС на налог с продаж становится все более реальной.

Кто придумал «новый старый» налог с продаж?

Еще в октябре 2005 года одним из первых о подобной замене заговорил начальник экспертного управления Президента РФ Аркадий Дворкович. По его мнению, у налога с продаж больше плюсов, чем у НДС. Однако он заметил, что такая «рокировка» может произойти не ранее 2009 года. Специалисты экспертного управления Президента РФ произвели соответствующие расчеты, о результатах которых объявил г-н Дворкович. Если отменить НДС и ввести налог с продаж со ставкой не более 10 процентов, суммы поступлений в бюджет существенно не снизятся.

О возможной замене НДС на налог с продаж высказался также глава МЭРТ Герман Греф. Свою позицию он объясняет тем, что у России может просто не остаться другого выхода – администрирование налога на добавленную стоимость практически зашло в тупик. Г-н Греф продолжает настаивать на том, что его можно улучшить. Однако, если этого не произойдет, с НДС придется расстаться. А чтобы бюджет не пострадал от отмены налога, который является одним из главных источников поступлений, его необходимо заменить на другой. Разумеется, на налог с продаж. Ведь НсП гораздо проще рассчитывать, чем НДС.

Минусы НДС

На первый взгляд схема уплаты налога на добавленную стоимость довольно проста. Если компания реализует продукцию, в общем случае она должна заплатить налог по ставке 18 процентов. А при покупке товаров или имущества его можно поставить к возмещению. Разницу между начисленными суммами НДС и отнесенными к вычетам компания должна перечислить в бюджет.

Однако, если сумма возмещения больше, чем к уплате, у фирм немедленно возникают проблемы. Контролеры возвращать налог из бюджета, как правило, не торопятся. Они убеждают компании не получать возмещение в виде «живых» денег, а зачесть его в счет будущих платежей по НДС. Как правило, фирмы соглашаются. Ведь такая процедура гораздо проще, чем возврат налога. Либо компании просят отнести переплату по НДС в качестве платежей по другим налогам, если у них существует задолженность по платежам.

Однако это не относится к ситуации, когда речь идет о возврате налога, уплаченного при экспорте товаров. Налоговый кодекс предусматривает целый пакет документов, который необходимо предоставить инспекторам в этом случае (п. 1 ст. 165 НК РФ). Собрать все бумаги непросто. Однако даже когда инспекторы получают полный комплект документов, они, как правило, отказываются возвращать налог из бюджета. Причина в том, что слишком много недобросовестных фирм подделывают документы и незаконно возмещают налог. В итоге ревизоры предпочитают подстраховаться. Пункт 4 статьи 176 Налогового кодекса дает им право проверять обоснованность применения компанией нулевой ставки НДС в течение трех месяцев после получения документов. По итогам проверки редкой фирме удается увидеть поступившую на свой банковский счет сумму налога. Поэтому организации вынуждены обращаться в суд.

На фоне описанных проблем замена НДС на налог с продаж представляется действенным решением. Но так ли это на самом деле?

Плюсы налога с продаж

До 2004 года максимальная ставка налога с продаж составляла 5 процентов. Ее конкретный размер устанавливали субъекты РФ. Налог должны были платить компании, которые продавали товары гражданам за наличный расчет или при помощи платежных карт (ст. 349 НК РФ). При этом товары, НДС с которых платили по ставке 10 процентов, налогом с продаж не облагались.

Допустим, налог на добавленную стоимость отменен и введена в действие глава кодекса в прежней редакции. В результате мы получим следующее. Платить налог будут лишь фирмы которые в основном торгуют в розницу. Для таких компаний НсП, на первый взгляд, выгоднее НДС – меньше и ставка, и декларацию проще заполнить.

Разумеется, если НсП действительно заменит НДС, он будет существенно отличаться от прежнего варианта. Так, например, налог нужно будет начислять на любую продажу товаров, работ или услуг. Исключений для определенных видов продуктов (хлеб, молоко, лекарства и т. д.) уже не будет.

Конечно, многим фирмам изменения будут выгодны. Ведь НсП, который предполагают ввести, будут платить только компании, которые продают товары конечным потребителям. Покупку сырья для последующего производства планируют освободить от налога.

Недовольные будут всегда

Как было сказано выше, в первую очередь должны поменяться плательщики налога и его ставка.

НсП будут платить с суммы реализованной продукции. В отличие от НДС, уменьшить расчетную базу налога на суммы, которые были уплачены при покупке товара, будет нельзя. Данное положение законодатели едва ли изменят. В противном случае замена одного налога на другой будет лишена смысла – все проблемы НДС связаны именно с вычетами. Альтернативным вариантом такой замене может стать снижение действующей ставки налога на добавленную стоимость. Именно уменьшение НДС пока по-прежнему остается решением депутатов Государственной думы.

Но если компании лишатся возможности возмещать налог, то базы по НДС и НсП не будут равнозначны. Ведь налог с продаж будут платить со всей реализации, а не с разницы между продажей и покупкой. То есть нельзя сравнивать 18-процентную ставку НДС и 10-процентную НсП. Для фирм, у которых разница между суммами НДС к возврату и к начислению в бюджет невелика, налог с продаж может оказаться непосильным бременем.

Как ни странно, против отмены НДС возражают и экспортеры. Пусть и через суд, им иногда удается получить сумму возмещения из бюджета на свои счета. У налога с продаж нулевой ставки для экспортируемых товаров не будет. Об этом говорят эксперты управления Президента России. Следовательно, цены экспортируемой продукции вырастут на сумму налога. В итоге отечественные товары станут неконкурентоспособными на международных рынках. Иностранные клиенты российских предприятий в этом случае начнут искать других поставщиков. У экспортеров останется лишь один выход – снижать себестоимость товаров.

Упрощенную систему отменят

Для крупных холдингов, которые состоят из множества фирм на «упрощенке», налоговая реформа также может оказаться очень неудобной. Введение налога с продаж вместо НДС предполагает возможную отмену упрощенной системы. По мнению идеологов НсП, ее вводили именно из-за сложности расчета НДС и его высокой ставки. Следовательно, переход на уплату налога с продаж будет означать отмену «упрощенки».

Справедливость данной позиции представляется сомнительной. Напомним, ставка налога при упрощенной системе равна 6 процентам от доходов или 15 процентам с разницы между доходами и расходами компании. В свою очередь, налог на прибыль платят по ставке 24 процента. Сравним его с единым налогом по ставке 15 процентов при упрощенной системе. Поскольку именно в этом случае базы для исчисления наиболее схожи. И в том, и в другом случае НДС можно относить на расходы. Следовательно, если отменить «упрощенку», малым фирмам придется платить государству как минимум на 9 процентов больше.

Заполнять декларации будут все

Эксперты управления настаивают на том, что декларацию по НсП должны будут сдавать все компании, включая тех, кто не платит налог. Например, предприятие выпускает и продает станки. Их покупают и используют только компании, которые занимаются производством. Значит, платить НсП предприятию не придется. Но от обязанности сдавать декларацию в инспекцию каждый отчетный период ее никто не освободит. Казалось бы, особых проблем не будет – всего-то придется отправить ревизорам пустые бланки с проставленным названием фирмы и ее реквизитами.

Но на практике все может оказаться не так просто. Появится новая проблема – налоговые проверки. Поскольку все компании будут плательщиками налога с продаж, инспекции получат право контролировать его уплату. Общеизвестно, что объектом выездных проверок в первую очередь становятся организации, которые регулярно сдают нулевую отчетность. Поэтому вполне вероятно, что инспекторы будут чаще наведываться в компании, которые на законном основании не платят налог с продаж, чем в те, что регулярно пополняют бюджет его суммами.

Грядущая реформа: за и против

Большинству компаний отмена НДС не выгодна. Их налоговая нагрузка возрастет. Экспортные организации будут лишены возможности возмещать налог, поскольку он не предусматривает ставки в 0 процентов. Фирмы, которые оказывают услуги конечным потребителям, а также холдинги, которые создают мелкие фирмы на «упрощенке», вероятно, тоже будут недовольны. Первым в этом случае придется платить налог по ставке 10 процентов с выручки от реализации вместо разницы между НДС к уплате и к возмещению. Для других подобная отмена означает увеличение налоговой нагрузки как минимум на 9 процентов.

Кроме государства, налог с продаж может быть выгоден только крупным компаниям, которые продают производственное сырье, не строят свою структуру в форме холдинга и не экспортируют товары. Таким предприятиям не придется платить ни НДС (он будет отменен), ни новый налог с продаж.

Законодатели еще не приняли окончательное решение о замене НДС на налог с продаж. Пока они в основном говорят о законопроектах, призванных усовершенствовать механизм взимания НДС. Вместе с тем не исключено, что к 2009 году обороты компаний будут облагать налогом с продаж.

Елена Федорцова, эксперт «Консультанта» Источник материала -

Похожие публикации