Обо всем на свете

Налоговое бремя. Показатели, характеризующие налоговое бремя

Тема

Налоговое бремя - показатель совокупного воздей­ствия налогов на экономику страны в целом, отдельного налогоплательщика и определяется как доля их доходов, упла­чиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера.

Налоговое бремя - выраженное в процентах отношение суммы налогов, взятых за определœенный период, к величинœе доходов, полученных за тот же период.

Понятие ʼʼналоговое бремяʼʼ возникло одновременно с появлением налогов.

Налоговое бремя рассматривалось в XVIII А. Смит в труде ʼʼИсследование о природе и при­чинœе богатства народовʼʼ, в котором он указывал на важную экономическую зависимость между уровнем налоговой нагрузки и поступлением средств в бюджет го­сударства.

ʼʼПри снижении налогового бремени государство выигрывает больше, нежели от наложения непосильных податей; на освобожденные средства должна быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налогʼʼ.

Финансовая наука достаточно се­рьезно исследовала вопрос о влиянии налогов на населœение и экономику в целом.

Учеными делались попытки определœения обоснован­ного уровня налогообложения, установления количественной оценки показателя налогового бремени.

Первые упоминания о количественной оценке пока­зателя налогового бремени и его давлении на экономику относятся также к XVIII в.

Впервые исследовавший это явление Ф. Юсти (1705-1771) определил налоговое бремя на макроуровне как соотношение меж­ду бюджетом и национальным доходом государства. При этом Ф. Юсти указывал, что бюджет страны не должен расходовать более 1/6 нацио­нального дохода.

Показатели налогового бремени определялись учеными эмпирически, т.к. отсутствова­ли необходимые методики их расчета.

Ростом налогового бремени послужила Первая мировая война.

Возникла крайне важно сть решения вопроса о размерах репарационных платежей.

Были разработаны конкретные методики определœения тяжести налогообложения, которые характери­зовались слабостью как методологической базы, так и техники расче­тов, однако их роль и значение состояли в том, что они создали основу для даль­нейших разработок измерения тяжести налогового бремени.

Рисунок 4 - Основные аспекты расчёта налогового бремени

НБ на экономику, как правило, представляет собой от­ношение всœех поступивших в стране налогов к созданному ВВП.

Эконо­мический смысл этого показателя состоит в оценке доли ВВП, перерасп­ределœенной с помощью налогов.

Показатель уровня налогового бремени на населœение можно рассчи­тать по следующей формуле:

Н - всœе уплаченные населœением налоги, включая косвенные;

Ч н - численность населœения страны;

Д - сумма полученных населœением доходов.

(40: 100) / (80: 100) = 0,5

При этом данная формула не позволяет с математической точностью определить долю налогов, как прямых, так и косвенных, уплачиваемых непосредственно населœением страны, как конечным потребителœем.

Уровень налогового бремени населœения зависит не только от величины налоговых изъятий, но и от уровня его благосостоя­ния, в первую очередь размеров оплаты труда.

НБ на работника фактически равно экономической став­ке подоходного налога. Данный показатель используется для сравнения уровня подоходного налогообложения в разных странах.

Методика определœения налогового бремени на конкретное предприятие состоит в установлении соотношения между суммой уплачи­ваемых налогоплательщиком налогов и полученного им дохода.



Рисунок 5 - Типы методик количественной оценки налогового бремени

хозяйствующих субъектов

Применяемые на практике методики определœения уровня НБ предприятий отличаются друг от друга лишь тем, какие налоги учитываются при расчетах и что принимается в качестве дохода.

Показатель отношения налогов к выручки не оценивает в должной мере влияния налогов на финансовое состояние предприятия, т.к. выручка от реализации продукции не является полноценным источником уплаты налогов.

Показатель выручки от реализации продукции универсальным источником служить не может, так как из него пред­приятие должно возместить в первую очередь стоимость израсходованных на производство продукции материалов, амортизацию.

Сопоставление налоговой нагрузки по различным предприятиям также не дает точного результата͵ что связано с неодинаковой структурой затрат на производство предприятий разных отраслей. Следовательно, экономическая база для определœения уровня НБ несопоставима.

Для анализа динамики НБ необходим показатель, отражающий действительный, притом единый, источник уплаты всœех налогов, вносимых предприятием в бюджеты всœех уровней и во внебюджетные фонды.

По этой причине следующие показатели НБ основаны на сопоставлении уплачиваемых хозяйствующими субъектами налогов и источников их уплаты.

Суть одной из существующих методик состоит в том, что каждая груп­па налогов исходя из источника, за счёт которого они уплачива­ются, имеет свой критерий оценки тяжести НБ.

Общий знаменатель, к которому приводится уровень тяжести НБ является прибыль предприятия.

где Б р - уровень налогового бремени;

Н п - налоги, уплачиваемые из прибыли;

Н с - налоги, относимые на издержки производства и обращения;

Нф - налоги, относимые на финансовые результаты деятельности;

Н р - налоги, уплачиваемые из выручки предприятия;

П р - расчетная прибыль, определяемая как разница между выручкой от реали­зации, включающей косвенные налоги, и суммой затрат на производство и реализацию;

П ч - чистая прибыль, остающаяся после уплаты налогов.

Эти показатели отражают то, какая часть расчетной прибыли изыма­ется у налогоплательщика в форме налогов и каково соотношение сум­марной величины уплаченных налогов и прибыли, остающейся в распо­ряжении налогоплательщика после уплаты этих налогов.

Следующий метод количественной оценки НБ хозяйству­ющего субъекта определяется как доля созданной им и отдаваемой госу­дарству добавленной стоимости. Добавленная стоимость по своей сути является доходом предприятия и соответственно достаточно универсаль­ным источником уплаты всœех налогов. Этот показатель позволяет как бы усреднить оценку НБ для различных типов произ­водств и обеспечивает таким образом сопоставимость данного показате­ля для различных экономических структур.

Для определœения НБ применяется сле­дующая формула:

где Н - сумма фактически уплаченных налогов, за исключением НДФЛ;

ДС - добавленная стоимость.

Дс = Ам + Зп + ЕСН + НДС + Ак + Но + Пр,

Где Ам - амортизационные отчисления;

Зп - затраты на оплату труда;

Сн - единый социальный налог;

НДС - налог на добавленную стоимость;

Ак - акцизы;

Но - оборотные налоги и налоги, уплачиваемые за счёт издержек, а также от­ носимые на финансовый результат;

Пр - прибыль.

В состав добавленной стоимости включаются амортизационные от­числения. По этой причине реальный размер НБ при примене­нии данной методики в целях сопоставления уровняНБ по различным хозяйствующим субъектам несколько искажается в связи с объективным различием доли амортизации в объёме добавленной сто­имости.

В частности, сопоставление уровня напряженности налоговых обязательств на фондоемких предприятиях, в сфере кредитно-банковских услуг, малого бизнеса в условиях расчета налогового бремени к до­бавленной стоимости не будет достаточно объективным.

С целью исключения влияния амортизационных сумм на величину налоговой нагрузки используется показатель, в котором фискальные изъя­тия соизмеряются с вновь созданной стоимостью. Вновь созданная сто­имость определяется путем вычета из добавленной стоимости сумм амор­тизационных отчислений.

В этом случае НБ бремя определяется по формуле

Бр = Н / Св

где Св - вновь созданная стоимость.

Св = Вр + НДС + Ак + Дв - Рв - Мз - Ам,

где Вр - выручка от реализации продукции;

Ак - акцизы;

Дв - внереализационные доходы;

Рв - внереализационные расходы;

Мз - материальные затраты;

Ам - амортизационные отчисления.

Достоинства данного метода, так же как и предыдущего, заключа­ются в том, что он позволяет сравнить налоговое бремя по конкретным предприятиям независимо от их отраслевой принадлежности, а также по индивидуальным предпринимателям. Вместе с тем, налоговое бремя в дан­ном случае определяется относительно источника уплаты налогов.

Сравнение суммы уплачиваемых налогов с размером балан­совой прибыли предприятия принципиально неверно, поскольку прибыль является далеко не единственным источником упла­ты налогов, особенно в российской налоговой системе.

Некоторые налоги, причем финансово значимые (НДС, акцизы и дру­гие), вносятся в бюджет из той части выручки предприятия, которая не формирует прибыль хозяйствующего субъекта͵ поскольку представляет собой надбавку к цене предприятия. Отдельные налоги относятся на из­держки производства и обращения и тем самым уменьшают балансовую прибыль, к которой предлагается относить сумму налогов, уплачивае­мых предприятиями. Объектом обложения некоторыми видами налогов является фонд оплаты труда, и в конечном итоге источником уплаты яв­ляются издержки предприятия. Это относится, в частности, к единому социальному налогу. Уплата части налогов производится за счёт отнесе­ния их на финансовые результаты деятельности организаций, ᴛ.ᴇ. путем уменьшения прибыли. В результате такого подхода к расчету НБ нередко получается, что у отдельных налогоплательщиков в качестве налогов изымается больше прибыли, чем предприятие зарабо­тало ее за налоговый период. По этой причине механическое сравнение всœей сум­мы уплаченных хозяйствующим субъектом налогов с балансовой при­былью не должна быть применено в качестве показателя, характеризую­щего уровень налогового бремени.

При использовании каждой из перечисленных методик неизбежным яв­ляется вопрос о том, что следует включать в сумму уплачиваемых хозяй­ствующим субъектом налогов. Думается, что в расчет должны включаться всœе налоги, уплачиваемые предприятием, в т.ч. единый социальный налог, за исключением налога на доходы физических лиц. Упомянутый на­лог не оказывает никакого влияния на экономическую деятельность конк­ретного хозяйствующего субъекта͵ но может обеспечить работнику конку­рентоспособный ʼʼчистыйʼʼ доход, ᴛ.ᴇ. доход, остающийся после налогооб­ложения. Хозяйствующий субъект в отношении налога на доходы физических лиц выступает налоговым агентом государства и лишь перечисляет налог в бюджет. Этот налог должен учитываться при расчете налогового бремени работника, но не работодателя как хозяйствующего субъекта.

Практика использования перечисленных выше методик показывает, что в чистом виде ни одна из них не дает объективной картины напряжен­ности налоговых обязательств хозяйствующего субъекта.

Только ком­бинация различных показателœей приближает к адекватной оценке нало­гового бремени.

Проблема оптимальной налоговой нагрузки на налого­плательщика играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы любого государства.

Многовековая практика построения налоговых систем в странах с развитой рыночной экономикой выработала определœенные показатели, за пределами которых невозможна эффективная предпринимательская деятельность. Мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщика 1/3 его дохода - та черта͵ за пределами которой начинается процесс сокращения сбережений и тем самым инвестиций в экономику. В случае если же ставки налогов и их число достигают такого уровня, что у налогоплательщика изымается более 40% его доходов, то это пол­ностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и рас­ширению производства.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой налоговое бремя?

2. Какая существует зависимость между уровнем налоговой нагрузки и поступлением средств в бюджет государства?

3. Каковы роль и значение показателя налогового бремени?

4. Каковы основные аспекты расчёта налогового бремени на макро- и микроуровне?

5. По какой формуле рассчитывается показатель уровня налогового бремени на населœение?

6. Чему фактически равно налоговое бремя на работника?

7. Какие основные типы методик применяются для количественной оценки налогового бремени на хозяйствующие субъекты?

8. Какая часть дохода может изыматься у налогоплательщика при эф­фективно построенной налоговой системе?

Налоговое бремя - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Налоговое бремя" 2014, 2015.

Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом или отдельного налогоплательщика.

Понятие налогового бремени возникло фактически одновременно с появлением налогов. Еще в XVIII в. Адам Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» указывал на важную экономическую зависимость между уровнем налоговой нагрузки и поступлением средств в бюджет государства. «При снижении налогового бремени государство выиграет больше, нежели от наложения непосильных податей; на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог».

Первые упоминания о количественной оценке показателя налогового бремени и его давлении на экономику относятся также к XVIII в. Впервые исследовавший это явление Ф. Юсти (1705-1771), немецкий экономист, внесший существенный вклад в развитие финансовой науки, определил налоговое бремя на макроуровне как соотношение между бюджетом и национальным доходом государства. При этом Ф. Юсти указывал, что бюджет страны не должен расходовать более "/6 части национального дохода.

Роль и значение показателя налогового бремени состоят в следующем:

Во-первых, определение налогового бремени на общегосударственном уровне необходимо для сравнительного анализа налоговой нагрузки в разных странах и принятие решения о проведении налоговых реформ.

Во-вторых, данный показатель требуется государству для разработки налоговой политики. Вводя новые налоги и отменяя старые, изменяя налоговые ставки и налоговые льготы, государство обязано определять и не преступать предельно допустимые уровни давления на экономику, за пределами которых могут возникнуть негативные экономические процессы.

В третьих, показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов. Именно от его уровня зависит принятие хозяйствующими субъектами решений о размещении производства, инвестиций и т.д.

В-четвертых, показатель налоговой нагрузки на общегосударственном уровне необходим для формирования социальной политики государства. Изучение тяжести налогообложения для разных социальных групп дает возможность государству более равномерно распределить налоговое бремя между социальными группами.

Налоговое бремя никогда не исчерпывается только суммой уплаченного налога, налогоплательщик всегда несет ряд затрат, связанных с выполнением своих обязательств. К таким затратам, в частности, относятся:

затраты на содержание штата бухгалтеров и консультантов;

затраты, связанные с уплатой штрафных санкций в результате нарушения налогового законодательства;

судебные издержки в случае нарушения прав налогоплательщиков, предусмотренных НК РФ.

Кроме того, уплата налогов может потребовать заблаговременной мобилизации денежных средств, в результате чего возникнет необходимость привлечь кредитные ресурсы, что предусматривает уплату соответствующих процентов.

Измерить в денежном эквиваленте дополнительные финансовые затраты налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налогов, не представляется возможным, в связи с чем при определении налогового бремени используется только сумма фактически уплаченных налогов.

Налоговое бремя определяют на макроуровне и микроуровне.

Макроуровень - исчисление размера налогового бремени на экономику и население всей страны.

Микроуровень - расчет налоговой нагрузки на конкретные организации, а также исчисление налоговой нагрузки на работника.

Налоговое бремя на экономику представляет собой отношение всех поступивших налогов от юридических и физических лиц к валовому внутреннему продукту (ВВП). Экономический смысл этого показателя состоит в оценке доли ВВП, перераспределяемой с помощью налогов. Данный показатель рассчитывается по формуле

Б р = Н юф:ВВП,

где Б р - уровень налогового бремени;

Н юф - все налоги, уплаченные и юридическими, и физическими лицами;

ВВП - стоимостное выражение количества произведенных товаров (выполненных работ, оказываемых услуг) в стране.

Недостаток данного показателя заключается в том, что он определяет уровень налогового гнета среднестатистического налогоплателыцика без учета индивидуальных особенностей конкретного хозяйствующего субъекта.

Налоговое бремя на население в целом представляет собой отношение всех уплаченных налогов на душу населения к среднедушевому доходу населения страны. Этот показатель рассчитывается по формуле

Б р =(Н.н:Ч н):(Д:Ч н)

где Н н - все уплаченные населением налоги;

Ч н - численность населения страны;

Д - сумма полученных населением доходов.

Недостаток этого показателя состоит в его неточности, связанной с невозможностью учета суммы налогов, уплачиваемых населением, в стоимости приобретаемых товаров (работ и услуг).

Налоговое бремя на работника фактически равно ставке налога на доходы физических лиц - единственного налога, взимаемого с доходов работников. Расчет данного показателя осуществляется по формуле

Б р = Н р:Д р,

где Н р - налог на доходы физических лиц, удерживаемый из дохода работника;

Др - доход работника.

Для расчета налогового бремени на организацию используются четыре показателя. Расчет первого показателя осуществляется по формуле

Б р = Н п:В,

где Н п - налоги, уплачиваемые организацией; В - выручка организации.

Данный показателей отражает долю выручки организации, направляемую на погашение налоговых обязательств. Недостаток этого показателя заключается в том, что выручка является более емким показателем, чем доход организации. Таким образом, доход - часть выручки организации.

Второй показатель исчисляется по формуле

Б р =Н п:П ч

где П ч - чистая прибыль, остающаяся после уплаты налогов.

Данный показатель отражает часть чистой прибыли, которая изымается у организации в форме налогов. Недостаток данного показателя состоит в том, что чистая прибыль представляет собой лишь часть дохода, оставшуюся у организации после уплаты всех налогов.

Третий показатель определяется по формуле

Б р = Н п:Д с

где Д с - добавленная стоимость, которая, в свою очередь, может быть представлена в следующем виде: Дс = Ам +Зп + Нп (Ам - амортизационные отчисления; Зп - затраты на оплату труда).

Данный показатель характеризует то, какая часть добавленной стоимости направляется организацией на погашение ее налоговых обязательств.

В целях исключения влияния амортизационных сумм на величину налоговой нагрузки используют четвертый показатель, в котором фискальные изъятия соизмеряются с вновь созданной стоимостью. Вновь созданная стоимость исчисляется путем вычета из добавленной стоимости сумм амортизационных отчислений.

В этом случае налоговое бремя определяется по формуле

Б р = Н п:С в,

где Св - вновь созданная стоимость.

При этом:

Св = Вр + НДС + Ак + Дв-Рв-М3-Ам,

где Вр - выручка от реализации;

Ак - акцизы;

Дв - внереализационные доходы;

Рв - внереализационные расходы;

М3 - материальные затраты;

Ам - амортизационные отчисления;
НДС - налог на добавленную стоимость.

Достоинство последнего показателя заключается в том, что налоговое бремя при его расчете определяется относительно реального дохода организации. Однако ни один из рассмотренных показателей не лишен недостатков. Общий и частные недостатки показателей налогового бремени организации представлены на схеме.

Ни один из представленных показателей налоговой нагрузки на организации не является универсальным, так как бремя прямых и косвенных налогов распределяется между продавцом и покупателем в зависимости от конъюнктурных колебаний рынка. Однако каждый из этих показателей может быть применен организацией для анализа возможных финансовых последствий при внесении государством изменений в налоговую систему, увеличении числа налогов, налоговых ставок или налоговых льгот.

Проблема оптимальной величины налоговой нагрузки на налогоплательщика играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы государства как с развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде. Многовековая практика построения налоговых систем в странах с цивилизованной рыночной экономикой свидетельствует о том, что изъятие у налогоплательщика до 30% дохода - это та черта, за которой невозможна эффективная предпринимательская деятельность, результатом чего становится сокращение сбережений и инвестиций в экономику. Иными словами, государство не должно изымать у налогоплательщика более 1/3 его доходов.

Вместе с этим предельно допустимые показатели налогового бремени и на микро-, и на макроуровне зависят в первую очередь от уровня обязательств, которые берет на себя государство в отношении конкретного жителя страны и экономики в целом. Иначе говоря, уровень налогового бремени зависит от доли участия государства в расходах населения на оплату образовательных, коммунальных услуг, а также в научно-исследовательских, инвестиционных, социальных и других программах.

Например, в Швеции, где у налогоплательщиков изымается в государственную казну более 50% доходов, не подавляются стимулы к развитию и расширению производства. Это связано с тем, что в Швеции государство за счет налоговых поступлений решает многие задачи экономического и социального характера, которые в большинстве стран налогоплательщик вынужден решать за счет своих средств.

Показатель налоговых изъятий, исчисляемый в целом по стране, имеет весьма серьезный недостаток - он определяет уровень налогового гнета на среднестатистического налогоплательщика без учета индивидуальных особенностей конкретного налогоплательщика. Действительно, в любом государстве работают десятки тысяч предприятий, различающихся не только по видам деятельности, но и по ряду признаков, которые неизбежно влияют на формирование их налоговой базы и соответственно на размер уплачиваемых налогов. Учитывать все эти особенности при формировании налоговой базы достаточно сложно, поэтому и должно использоваться отношение суммы уплачиваемых в стране налогов к ВВП.

Контрольные вопросы

1. Каково определение понятие «налоговое бремя»?

2. Какие основные элементы входят в совокупную величину налоговой нагрузки?

3. Каковы показатели налогового бремени на микроуровне, как они рассчитываются?

4. Какой из показателей налоговой нагрузки на организацию является универсальным? Обоснуйте ответ.

5. Каковы показатели налогового бремени на макроуровне, как они рассчитываются?

6. Каковы общие и частные недостатки показателей налоговой нагрузки на организацию?

7. В чем заключается смысл показателя налоговой нагрузки на экономику страны, как он рассчитывается?


На макроэкономическом уровне налоговое бремя представляет собой обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества, определяемый как отношение общей суммы налоговых сборов к ВНП. Налоговое бремя отражает ту часть произведённого обществом продукта, которая перераспределяется посредством бюджетных механизмов в целях финансирования функций и задач государства.
Некоторые зарубежные экономисты определяют налоговое бремя как меру экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов и отвлечением их от других возможных направлений использования.
В зарубежных странах этот показатель варьируется от 52% в Швеции до 5% в Непале. Средний уровень налогового бремени в зарубежных странах обычно колеблется в пределах 30 – 40%. При этом налоговое бремя в странах ЕС остаётся существенно более высоким, чем, например, в США и Японии.
В России, по последним данным (апрель 2008 года), налоговое бремя с учётом поступлений во внебюджетные фонды составляет 34,7% от ВВП.
Для оценки налогового бремени в зарубежной практике используется показатель интегральной полной ставки налогообложения (ПСН) добавленной стоимости. ПСН определяется как отношение суммы всех налогов и обязательных платежей, внесённых предприятием, его работниками и собственниками в бюджет и государственные внебюджетные фонды, к величине добавленной стоимости при условии уплаты общих для всех предприятий налогов и реализации продукции на внутреннем рынке.
Упрощённая формула расчёта выглядит следующим образом:
ПСН = (НП+НР+НС)*100%/ДС, (1.1)
где ДС – добавленная стоимость (разница между выручкой от реализации продукции и материальными затратами на её производство);
НП – налоги с предприятия, включая сборы, обязательные отчисления и другие изъятия в бюджет и внебюджетные фонды;
НР – налоги с работников (НДФЛ и взносы в ПФР);
НС – налоги с собственников или инвесторов (налог на дивиденды).
Зарубежная практика показывает, что если ПСН превышает 40% (так называемый порог Лаффера), то инвестирование в производство становится невыгодным. Следует отметить также, что налоговое бремя, измеренное показателем ПСН в России, оказывается слишком высоким даже по сравнению с европейскими странами.
Другим макроэкономическим показателем, позволяющим выявить зависимость уровня налогообложения в экономике от определяющих макроэкономических факторов, является коэффициент эластичности налогов. Он используется для характеристики изменения налоговых поступлений под влиянием валового национального продукта, доходов населения, уровня розничных цен и т.д. и является показателем эффективности налогового регулирования. Коэффициент эластичности налогов определяется следующим образом:
Э = (Х0/Х) * Y/Y0 , (1.2)
где Э – коэффициент эластичности;
Х – начальный уровень налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);
Х0 – прирост налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);
Y – начальный уровень определяющего фактора (например, ВНП, доход и др.);
Y0– прирост анализируемого фактора.
Коэффициент эластичности налогов показывает, на сколько процентов изменяются налоговые доходы (группы налогов или отдельного налога) при изменении определяющего фактора на 1%.
Данный коэффициент может быть больше, равен или меньше единицы. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в ВНП остаётся стабильной. Так, например, в Германии коэффициент эластичности всех налогов на протяжении двух десятилетий равен 1. Если коэффициент больше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВНП и удельный вес налоговых доходов в ВНП возрастает. При коэффициенте меньше единицы доля налоговых поступлений в ВНП снижается.
В некоторых зарубежных странах для расчёта налогового бремени используется показатель эффективной налоговой ставки (ЭНС), который представляет собой долю налога в суммарном облагаемом доходе налогоплательщика. При применении методов обложения доходов плательщиков по принципу сложной прогрессии налоговые ставки, установленные законодательством, показывают размер обложения лишь для отдельных частей дохода налогоплательщика. Для того чтобы определить эффективную налоговую ставку, необходимо вначале вычислить долю, изымаемую налогом из каждой отдельной части дохода, а затем их сумму отнести к общей сумме доходов.
Эффективная налоговая ставка, так же как и показатель ПСН, характеризует общее налоговое бремя с точки зрения целесообразности инвестиций. По западным стандартам, предельный уровень ЭНС составляет 35,4% (так называемая «налоговая ловушка»). При увеличении доли изымаемой через налоги добавленной стоимости предприятий от указанной предельной величины инвестиции в расширение производства становятся невыгодными.
В российской практике экономистами Е. Егоровой и Ю. Петровым была определена отечественная эффективная налоговая ставка в размере 58,9%, что практически полностью исключает развитие процессов инвестирования в России.

Вы также можете найти интересующую информацию в электронной библиотеке Sci.House. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 2. Налоговое бремя и показатели его оценки, применяемые в развитых странах:

  1. § 6.2. Налоговые реформы в зарубежных странах после Второй мировой войны и в 80-90-е годы. Современные тенденции развития налоговых систем зарубежных стран и их гармонизация
  2. Раздел 1. Общие принципы формирования, функционирования и развития налоговых систем в зарубежных странах. Налоговая статистика

Похожие публикации