Обо всем на свете

Классификация налогов по субъекту и объекту налогообложения. Виды налогов. По объектам налогообложения

    центральные;

В России существует трехуровневая система:

    федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;

    региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;

    местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

Виды налогов по принципу целевого использования:

    маркированные;

    немаркированные.

Виды налогов по характеру налогообложения:

    пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);

    прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);

    регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

Элементы налога:

Объект налогообложения;

Налоговая база;

Налоговый период;

Налоговая ставка;

Порядок исчисления налога;

Порядок и сроки уплаты налога;

Льготы по налогу (если они установлены).

Объектами налогообложения могут являться реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ.

Налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Состоять налоговый период может из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

В налоговой практике существуют три способа взимания налогов:

    кадастровый;

    изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника);

    изъятие налога после получения дохода владельцем (по декларации).

Первый способ предполагает использование кадастра.

Кадастр - это реестр, содержащий перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам. Он устанавливает среднюю доходность объекта обложения. К внешним признакам относятся, например, при земельном налоге размер участка, количество скота и др.

Изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника) исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, который выплачивает доход субъекту налога. Таким образом взимается подоходный налог с заработной платы.

    Упрощенная система налогообложения: экономическая сущность и содержание.

Упрошенная система налогообложения широко применяется в сфере малого предпринимательства. Ее применение организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль, налога на имущество организаций уплатой единого налога. Для индивидуальных предпринимателей предусмотрена замена уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество уплатой единого налога.

Также организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, уплачиваемого на таможне.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, НДС (за исключением уплаты НДС при ввозе товаров на территорию РФ), налога на имущество организаций уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности. Они не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

В соответствии со ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН.

Объектом налогообложения признаются:

  • доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно, с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря текущего года.

Налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают:

    доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;

    внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Для перехода на упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели подают с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.

Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения.

Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

В настоящее время «упрощенцы» не могут списать в расходы суммы страховок по различным видам страхования ответственности. Исключение сделано только для ОСАГО.

Налоговый период: календарный год. Отчетные периоды: 1 квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

По итогам каждого отчетного периода налогоплательщиками исчисляется сумма авансового платежа по налогу. Ранее исчисленные суммы авансовых платежей засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.

По итогам налогового периода осуществляется уплата налога и представление налоговой декларации:

Для организаций Сумма налога (авансовых платежей по налогу) к уплате может быть уменьшена не более чем на 50% на суммы:

Страховых взносов уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде.

Расходов по выплате работникам пособия по временной нетрудоспособности.

Платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности.

Для индивидуальных предприниамтелей Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1% от доходов.

Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. Иначе, уплачивается налог, исчисленный в общем порядке. В случае прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСНО, налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган, прекращена предпринимательская деятельность. (п.2. ст.346.23 НК РФ) Декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

(англ. tax classification) – группировка налогов по видам. Обусловлена разл. основами классификации: способом взимания налогов, субъектом-налогоплательщиком; характером применяемых ставок, налоговых льгот; источником и объектом налогообложения; органом, устанавливающим налоги; порядком введения налога; уровнем бюджета, в к-рый зачисляется налог; целевой направленностью введения налога и пр.

1. Налоги по методу установления или способу взимания подразделяют на прямые и косвенные. Налоги прямые взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Среди прямых налогов выделяют: реальные прямые налоги, к-рыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налог с владельцев трансп. средств, земельный налог и др.); личные прямые налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактич. платежеспособность (подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, подвергаемое налогообложению). Налоги косвенные (адвалорные налоги) взимаются через цену товара и вытекают из фактов хоз. жизни и оборотов, финанс. операций (акцизы, НДС, таможенная пошлина, налог с продаж, налог с оборота и др.). Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на косвенные индивидуальные, к-рыми облагаются строго определенные группы товаров (акцизы) и косвенные универсальные, к-рыми облагаются все товары, работы и услуги за некоторыми исключениями (НДС), фискальные монополии, нек-рыми облагаются товары и услуги гос. сектора (налог с оборота в СССР), а также таможенные пошлины. Др. критерием деления налогов на прямые и косвенные часто называют возможность переложения налогов на потребителей: окончательным плательщиком прямых налогов становится получатель дохода, тогда как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает конечный потребитель товара, на к-рого налог перекладывается путем надбавки к цене.
ПРЯМЫЕ КОСВЕННЫЕ (АДВАЛОРНЫЕ)
РЕАЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ НАЛОГИ
ЛИЧНЫЕ ПРЯМЫЕ НАЛОГИ КОСВЕННЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
КОСВЕННЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ

2. По субъекту-налогоплательщику выделяют налоги: с физических лиц (налог на доходы, налог на имущество физических лиц и др.); с предприятий и организаций – юридических лиц (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество предприятий и организаций и др.); смешанные налоги, уплачиваемые как фи-зич. лицами, так и пр-тиями и орг-циями (госпошлина, нек-рые таможенные пошлины, налог с владельцев трансп. средств).

3. По органу, устанавливающему и конкретизирующему налоги, выделяют: федеральные (общегос.) налоги (размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики, методы исчисления налогов, порядок зачисления сумм налогов в бюджеты разл. уровней определяются законодательством РФ и являются едиными на всей ее тер.); региональные налоги (налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов г. Москва и Санкт-Петербург) -конкретные размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики, методы исчисления налогов устанавливаются в соответствии с законодательством РФ законодат. органами субъектов Федерации); местные налоги (механизм их исчисления и взимания вводятся муниципальными образованиями в соответствии с законодательством РФ и субъектов Федерации).

4. По порядку введения налога различают: общеобязательные налоги – устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее тер. независимо от бюджета, в к-рый они поступают, по нек-рым из них конкретные налоговые ставки определяются законодательством нижестоящих органов управления (все федеральные налоги, предусмотренные ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации», а также налог на имущество пр-тий, лесной доход, плата за воду, налог на имущество физич. лиц и др.); факультативные налоги, предусмотренные основами налоговой системы, но непосредственно вводящиеся законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов гос. власти краев, областей и др. (сбор на нужды образовательных учр-ний, взимаемый с юридич. лиц, все местные налоги за исключением общеобязательных).

5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, налоги делят на: закрепленные (непосредственно и целиком поступающие в конкретный бюджет или внебюджетный фонд) и регулирующие или разноуровневые (поступают одновременно в бюджеты разл. уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству).

6. По характеру использования налогового платежа выделяют: общие налоги (покрывают разл. расходы бюджета) и целевые (платеж идет по строго определенному назначению, напр., отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы).

7. По периодичности уплаты налога выделяют: регулярные (систематич., текущие) налоги – взимаются с определенной законодательством периодичностью в течение всего периода существования объекта налога; и разовые – связанные с каким-либо событием, не образующим системы (напр., таможенная пошлина, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения).

8. Налоги дифференцируются по источнику налогообложения: издержки произ-ва (себестоимость), прибыль (доход). Правильность расчета налога на прибыль требует знания состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка).

9. При классификации налогов по объектам налогообложения образуется пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хоз. операции, финанс. операции, обороты по реализации) и пр., охватывающие нек-рые налоги и разовые сборы.

1. Территориальный признак:
- Федеральные налоги
- Региональные налоги
- Местные налоги
2. В зависимости от объекта и субъекта обложения налоги подразделяются на два вида.
- Прямые налоги — это налоги на доходы, уплачиваемые производителями. Они непосредственно связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества, ростом рентной составляющей. Прямые налоги являются прогрессивными по ставкам обложения, так как они увеличиваются пропорционально росту доходов. К прямым налогам относятся налоги на прибыль, доходы физических лиц, налог на имущество, налог на доходы от капитала и др.
- Косвенные налоги — налоги на расходы, уплачиваемые потребителями, т.е. это надбавка к цене. Они определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота или продаж товаров, работ, услуг. Косвенные налоги являются регрессивными, так как на них влияет стоимость покупки, а не доход потребителя. К ним относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, лицензионные сборы и др. Особняком стоят налоги на собственность, например налог на наследование или дарение.
3. Цели взимания налогов:
- Целевые налоги предназначены для финансирования конкретных программ общественных расходов, которые определяются уже в момент введения того или иного налога. Использование поступлений от такого налога в каких бы то ни было иных целях не допускается. Целевые налоги принято называть маркированными.
Чаще всего маркированные налоги зачисляются в государственные и муниципальные внебюджетные фонды. Последние, собственно, и создаются, чтобы обособить средства, собираемые для использования в заранее фиксированных целях, от прочих средств, находящихся в распоряжении государства, которые могут расходоваться на различные цели в зависимости от решений органов, утверждающих бюджет.Примерами маркированных налогов служат платежи в фонды общественного страхования, а также местные целевые сборы на благоустройство территории и т. п. Выполняя свои обязательства по платежам в пенсионный фонд или фонд социального страхования, налогоплательщик твердо знает, на что будут израсходованы уплачиваемые средства. В этом состоит преимущество маркированных налогов.
- Нецелевые (немаркированные) налоги - когда средства, аккумулируемые с помощью налога, могут расходоваться для решения разнообразных задач по усмотрению органа, утверждающего бюджет, такой налог называется немаркированным. К разряду немаркированных относятся налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество и многие другие.
Главное достоинство немаркированных налогов состоит в том, что они позволяют, сохраняя стабильность налоговой системы, осуществлять гибкую бюджетную политику путем перераспределения государственных доходов между различными направлениями их использования. В то же время преобладание стабильных немаркированных налогов означает, что государственные органы в существенной мере автономны по отношению к избирателям (налогоплательщикам) в определении приоритетных направлений развития общественного сектора. Гибкость бюджетной политики государства достигается в значительной степени за счет того, что для принятия каждого отдельного решения не требуется выявлять предпочтения основной массы избирателей.
4. В зависимости от субъекта взимания налогов:
- Регулирующие налоги — это налоги, поступающие в бюджеты разных уровней с целью оптимизации доходной базы этих бюджетов. Расщепление налогов позволяет добиться равной заинтересованности в их мобилизации со стороны всех уровней власти.
- Однако признано, что наиболее эффективными являются закрепленные налоги, которые поступают в бюджеты одного уровня. Они стимулируют увеличение налогового потенциала конкретной территории.
Следует обратить внимание, что и прямые и косвенные налоги могут быть регулирующими и подлежать расщеплению для направления в бюджеты разных уровней.
5. По характеру применяемых ставок:
- налоги, взимаемые в определенном размере за единицу объекта обложения;
- взимаемые в процентах к стоимости единицы обложения.
6. По способу взимания:
- налоги, взимаемые у источника;
- взимаемые по декларации.
7. По характеру использования:
- общие налоги, т.е. предназначенные для решения единых государственных задач;
- специальные, имеющие строго целевое назначение.
8. Данная классификация налогов основана на том, как изменяется удельный вес налогового платежа в доходе с увеличением последнего:
- прогрессивные,
- регрессивные
- пропорциональные налоги.
9. Влияние налогов на эффективность экономического поведения налогоплательщиков:
- аккордный, или паушальный, или неискажающий
Допустим, что каждый взрослый человек обязан уплатить в конце года фиксированную сумму налога, абсолютно не зависящую от имущественного и семейного положения, годового дохода, трудовой и инвестиционной активности и любых других факторов, на которые этот человек способен повлиять.
10. Критерий гибкости налогообложения:
- гибкие налоги
Гибкость налога зависит не только от характера налоговых обязательств как таковых, но и от их надлежащей синхронизации с макроэкономической динамикой. Пусть, например, экономическая конъюнктура была благоприятной в течение трех кварталов, а в четвертом наступил кризис. Если налог на прибыль, о котором шла речь выше, взимается один раз в год по итогам прошедших двенадцати месяцев, то может случиться так, что предприятиям придется осуществить большие выплаты государству именно тогда, когда они наименее к этому способны. В подобных обстоятельствах налог оказал бы дестабилизирующее действие.

Вопросы для повторения

1. Что такое налоговая система и какова ее структура?
2. Что такое налог?
3. Назовите функции налогов.
4. Какие существуют классификации налогов и в чем их суть?

Используемая литература

1. Словарь по экономике /Под ред. П.А. Ватника; Пер. с англ. — СПб.: Экономическая школа, 1998.
2. Бабич A.M., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.
3. Бабич A.M., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. - М.: ЮНИ- ТИ-ДАНА, 2000.
4. Бабич A.M., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. — М.: Изд- во МГУ, 1998.
5. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Тестовое задание

1. Налоговая система Российской Федерации состоит:
а) федеральные налоги и сборы;
б) налоги и сборы субъектов РФ — региональные налоги и сборы;
в) местные налоги и сборы
г) все выше перечисленное
2. К федеральным налогам относится:

г) единый социальный налог

з) земельный налог;
3. К региональным налогам относится:
а) налог на имущество физических лиц;
б) налог на добавленную стоимость
в) налог на доходы физических лиц
г) единый социальный налог
д) налог на прибыль организаций
е) налог на имущество предприятий
ж) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности
з) земельный налог;
4. К местным налогам относится:
а) налог на имущество физических лиц;
б) налог на добавленную стоимость
в) налог на доходы физических лиц
г) единый социальный налог
д) налог на прибыль организаций
е) налог на имущество предприятий
ж) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности
з) земельный налог;
5. По характеру использования выделяют виды налогов:
а) прямые и косвенные налоги

6. В зависимости от объекта и субъекта обложения налоги подразделяются на:
а) прямые и косвенные налоги
б) общие и специальные налоги,
в) прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги

По способу обложения налоги российской налоговой системы классифицируются по трем группам в зависимости от способов взимания налогового оклада. Способы взимания налогового оклада схематично приведены на рис. 3.2.

«По кадастру» или «по уведомлению»


Взимание налога «у источника» осуществляется в тех случаях, когда обязанность по удержанию и перечислению налога в бюджет возложена на налогового агента, т.е. на орган, который выплачивает доход. В данном случае налог удерживается фактически одновременно с выплатой дохода, что исключает возможность уклонения от его уплаты. Взимание налога «у источника» является, по сути, изъятием налога до получения владельцем дохода. Говоря иначе, налогоплательщик в этом случае получает часть дохода за „учетом налога, рассчитанного и удержанного налоговым агентом. Данный способ применяется в основном при обложении налогом доходов лиц наемного труда, а также других в достаточной степени фиксированных доходов. В частности, в российской налоговой системе он характерен для НДФЛ, когда бухгалтерия предприятия исчисляет и удерживает данный налог с доходов как работающих на данном предприятии работников, так и лиц, получающих эти доходы по договорам и другим актам правового и гражданского законодательства. Этот способ применяется также при налогообложении доходов, полученных иностранными организациями от источников в Российской Федерации. В таком же порядке удерживаются в ряде стран налоги по доходам, полученным юридическими лицами от совместной деятельности. Сумма изъятого налога переводится сборщиком - налоговым агентом сразу в бюджет. Этот способ нередко сопровождается подачей декларации в налоговые органы.

В отличие от данного порядка взимание налога «по декларации» представляет собой изъятие части дохода налогоплательщика после его получения. Как очевидно из названия, указанный порядок предусматривает подачу налогоплательщиком в установленный срок в налоговые органы декларации - официального заявления налогоплательщика о своих налоговых обязательствах за определенный период времени.

На основе декларации налоговый орган проверяет правильность расчета налога налогоплательщиком. Подача декларации практически представляет собой отчетное действие налогоплательщика, смысл которого состоит в том, чтобы зафиксировать исчисленную им самостоятельно сумму налога. При подаче декларации налогоплательщик не должен ждать получения от налогового органа извещения об уплате налога, а обязан уплатить налог самостоятельно в установленный законом срок. Применение этого способа взимания налогового оклада практикуется, как правило, при налогообложении нефиксированных доходов, а также в тех случаях, когда доходы налогоплательщика формируются из множества источников. Взимание налога «по декларации» является наиболее распространенным способом определения налогового оклада, так как он заложен в подавляющем большинстве налогов.

Российское налоговое законодательство предусматривает подачу деклараций, в частности, при уплате налогов физическими лицами, занимающимися предпринимательской

деятельностью без образования юридического лица, а также по большинству налогов, уплачиваемых юридическими лицами: НДС, налог на прибыль и др. В данном случае имеют место нефиксированные доходы. При получении налогоплательщиком доходов из множества источников исчисление налога «по декларации» производится в случае установления по данному налогу прогрессивной шкалы налогообложения. Подобный способ применялся в российской налоговой системе в отношении НДФЛ до отмены прогрессивной шкалы ставок налогообложения.

Способ «по кадастру» применяется в отношении налогов, имеющих немобильный объект обложения и, соответственно, неменяющуюся налоговую базу.

В основе его применения лежит составленный соответствующими государственными органами кадастр подобных объектов. Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество), классифицируемых по внешним признакам, к которым относятся, например, размер участка, объем двигателя и т.д. Этот метод применяется, как правило, при обложении земельным и транспортным налогами, уплачиваемыми физическими лицами, а также налогом на имущество физических лиц. На основе кадастра и установленной налоговой ставки налоговым органом исчисляется сумма налога и выписывается уведомление налогоплательщику. Поэтому данный метод еще называют «по уведомлению». В этом случае налогоплательщик уплачивает налог по уведомлению налогового органа, в котором указываются вид налога, размер платежа и срок уплаты налога.

Похожие публикации