Обо всем на свете

Как рассчитывается налог на недвижимое имущество. Как организации рассчитать налог на имущество.

Муниципальные (городские) учреждения без помощи других рассчитывают и уплачивают налог на имущество.

При расчете налога на имущество воспользуйтесь последующим методом:

1) обусловьте объект обложения налогом на имущество;
2) проверьте наличие и возможность внедрения льгот по налогу на имущество;
3) обусловьте налоговую базу;
4) обусловьте ставку налога;
5) высчитайте сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.

Определение объекта налогообложения

Для учреждений, как и для всех других русских организаций, объектом налогообложения является движимое и неподвижное имущество, которое отражено в бухучете в составе главных средств (в т. ч. объекты, переданные во временное владение, использование, распоряжение, доверительное управление и в совместную деятельность). Об этом сказано в пт 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ.

Имущество, в отношении которого установлены льготы;
- имущество, которое не признается объектом налогообложения (земляные участки, природные ресурсы, имущество силовых структур и т. п.).

Такие правила установлены пт 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ.

Льготируемое имущество исключается из расчета налоговой базы. Имущество, которое не является объектом налогообложения, вообщем не указывается в налоговой декларации.

Определение налоговой базы

Для учреждений налоговой базой по налогу на имущество является:

Средняя цена главных средств за отчетный период;
- среднегодовая цена главных средств за налоговый период.

При расчете средней цены имущества за отчетный период применяйте формулу:

При расчете среднегодовой цены имущества за налоговый период воспользуйтесь формулой:

Остаточную цена имущества обусловьте по формуле:

Остаточную цена имущества определяйте по данным бухучета.

При определении остаточной цены главных средств на конец года учитывайте операции, действующие на формирование этого показателя и отраженные в бухучете в течение 31 декабря.

Такие правила установлены пт 1 статьи 375 и пт 4 статьи 376 Налогового кодекса РФ и разъяснены в письме Минфина Рф от 14 июля 2010 г. № 03-05-05-01/26.

Пример определения средней (среднегодовой) цены имущества для расчета налога на имущество. Учреждение ведет деятельность в течение полного календарного года.

ГУ НИИ «Альфа» размещено в г. Москве. Недвижимости в других регионах Рф у учреждения нет.

По данным бухучета остаточная цена главных средств «Альфы» составляет:

На 1 января – 220 000 руб.;
- на 1 февраля – 210 000 руб.;
- на 1 марта – 200 000 руб.;
- на 1 апреля – 190 000 руб.;
- на 1 мая – 180 000 руб.;
- на 1 июня – 170 000 руб.;
- на 1 июля – 160 000 руб.;


- на 31 декабря (с учетом операций, отраженных в бухучете в течение 31 декабря) – 100 000 руб.

Средняя цена имущества за I квартал равна:
(220 000 руб. + 210 000 руб. + 200 000 руб. + 190 000 руб.) : (3 + 1) = 205 000 руб.

Средняя цена имущества за 1-ое полугодие составила:
(220 000 руб. + 210 000 руб. + 200 000 руб. + 190 000 руб. + 180 000 руб. + 170 000 руб. + 160 000 руб.) : (6 + 1) = 190 000 руб.

Средняя цена имущества за девять месяцев составила:
(220 000 руб. + 210 000 руб. + 200 000 руб. + 190 000 руб. + 180 000 руб. + 170 000 руб. + 160 000 руб. + 150 000 руб. + 140 000 руб. + 130 000 руб.) : (9 + 1) = 175 000 руб.


(220 000 руб. + 210 000 руб. + 200 000 руб. + 190 000 руб. + 180 000 руб. + 170 000 руб. + 160 000 руб. + 150 000 руб. + 140 000 руб. + 130 000 руб. + 120 000 руб. + 110 000 руб. + 100 000 руб.) : (12 + 1) = 160 000 руб.

Ситуация: на какое количество месяцев нужно поделить сумму остаточной цены главных средств при расчете налога на имущество. Учреждение сотворено (ликвидировано) посреди года.

Порядок определения среднегодовой цены главных средств для расчета налога на имущество не находится в зависимости от времени сотворения учреждения. Потому, если оно сотворено (ликвидировано) в течение года, сумму среднегодовой остаточной цены имущества необходимо поделить на количество месяцев в отчетном (налоговом) периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ).

Из этого правила есть одно исключение. Оно изготовлено для учреждений, сделанных в период с 1 по 31 декабря. Первым налоговым периодом по налогу на имущество для их является последующий календарный год. Разъясняется это тем, что сумма налога за год рассчитывается исходя из среднегодовой цены имущества, а не из средней цены имущества за фактический период деятельности учреждения. Возможность расчета налога на имущество за период с 1 декабря года сотворения учреждения по 31 декабря будущего года главой 30 Налогового кодекса РФ не предусмотрена. Форма декларации по налогу на имущество также не позволяет заполнять ее за 13 месяцев.

Подобная точка зрения отражена в письмах Минфина Рф от 30 декабря 2004 г. № 03-06-01-02/26 и ФНС Рф от 17 февраля 2005 г. № ГИ-6-21/136.

Пример определения среднегодовой цены имущества для расчета налога на имущество. Учреждение ведет деятельность в течение неполного календарного года.

ГУ НИИ «Альфа» сотворено 10 июля. Учреждение размещено в г. Москве. Недвижимости в других регионах Рф у «Альфы» нет.

По данным бухучета остаточная цена главных средств равна:

На 1 августа – 150 000 руб.;
- на 1 сентября – 140 000 руб.;
- на 1 октября – 130 000 руб.;
- на 1 ноября – 120 000 руб.;
- на 1 декабря – 110 000 руб.;
- на 31 декабря – (с учетом операций, отраженных в бухучете в течение 31 декабря) – 100 000 руб.

Средняя цена имущества за девять месяцев составляет:
(150 000 руб. + 140 000 руб. + 130 000 руб.) : (9 + 1) = 42 000 руб.

Среднегодовая цена имущества за год составила:
(150 000 руб. + 140 000 руб. + 130 000 руб. + 120 000 руб. + 110 000 руб. + 100 000 руб.) : (12 + 1) = 57 692 руб.

Ситуация: по каким данным учреждения необходимо определять налоговую базу по налогу на имущество, если в справке БТИ цена строения отличается от начальной цены, сформированной в бухучете.

Определяйте налоговую базу по налогу на имущество исходя из остаточной цены главных средств, отраженной в бухучете (п. 1 ст. 375 НК РФ). Справка БТИ не является первичным документом, подтверждающим цена основного средства для целей налогообложения.

Ситуация: с какого момента для расчета налога на имущество необходимо наращивать первоначальную цена основного средства (строения) после его реконструкции.

Первоначальную цена главных средств для расчета налога на имущество необходимо определять по правилам бухучета (п. 1 ст. 375 НК РФ). В бухучете же начальная цена реконструируемого основного средства возрастает после окончания реконструкции (п. 27 Аннотации к Одному плану счетов №157н). Таким макаром, на среднегодовую цена имущества результаты реконструкции окажут воздействие с 1-го числа месяца, последующего за окончанием реконструкции (п. 4 ст. 376 НК РФ).

Учреждения определяют налоговую базу раздельно в отношении:

Имущества, размещенного по местопребыванию головного отделения учреждения;
- имущества каждого обособленного подразделения с отдельным балансом;
- каждого территориально отдаленного объекта недвижимости;
- имущества, облагаемого по различным налоговым ставкам.

С 1 января 2011 года особенный порядок определения налоговой базы предусмотрен для учреждений, на балансе которых имеются объекты транспортной инфраструктуры. Такие учреждения вправе уменьшать базу по налогу на имущество на цена законченных капвложений в строительство, модернизацию и реконструкцию:

Судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних аква путях Рф (к примеру, шлюзов, судоподъемников);
- портовых гидротехнических сооружений (волнорезов, пирсов, причалов и т. д.);
- сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (к примеру, сооружений и оборудования на местности аэропортов) кроме систем централизованной заправки самолетов и космодрома.

При расчете налога на имущество не учитываются перечисленные виды капвложений, которые включены в балансовую цена нареченных объектов либо учтены в качестве главных средств начиная с 1 января 2010 года.

Таковой порядок предусмотрен пт 6 статьи 376 Налогового кодекса РФ и доказан письмом ФНС Рф от 24 июня 2011 г. № ЗН-4-11/10123.

При определении состава объектов транспортной инфраструктуры, капвложения в которые уменьшают налоговую базу, руководствуйтесь отраслевыми нормативными актами.

К примеру:

В отношении воздушного транспорта – Воздушным кодексом РФ, Законом от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ;
- в отношении гидротехнических сооружений – законами от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ и от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ.

Такие объяснения содержатся в письме Минфина Рф от 25 октября 2011 г. № 03-05-04-01/37.

Особенный порядок определения налоговой базы действует в отношении объектов недвижимости, расположенных на местности нескольких субъектов РФ (трубопроводы, электросети, жд магистрали и т. п.). Налоговую базу в данном случае необходимо определять раздельно. Долю налоговой базы, которая относится к тому либо иному региону, следует рассчитывать пропорционально части цены объекта, размещенного в соответственном регионе. Об этом сказано в пт 2 статьи 376 Налогового кодекса РФ.

Ставка налога на имущество

Ставку налога на имущество устанавливают региональные власти в границах наибольшего размера, определенного статьей 380 Налогового кодекса РФ – 2,2 процента. Наибольшие ставки налога на имущество установлены, а именно, в Москве и Столичной области (ст. 2 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64, ст. 1 Закона Столичной области от 21 ноября 2003 г. № 150/2003/ОЗ). Учреждения, у каких в различных регионах есть обособленные подразделения с отдельным балансом либо территориально отдаленные объекты недвижимости, при расчете налога на имущество должны использовать ставки, установленные в соответственных регионах (ст. 384, 385 НК РФ).

Расчет суммы налога на имущество

Сумму авансовых платежей по налогу на имущество за отчетный период учреждения должны определять по формуле:

Таковой порядок установлен статьей 382 Налогового кодекса РФ.

Пример расчета налога на имущество муниципального (городского) учреждения.

ГУ НИИ «Альфа» размещено в г. Москве. Недвижимости в других регионах у учреждения нет. Средняя цена имущества, учитываемого в рамках экономной и приносящей доход деятельности, по итогам отчетных периодов равна:

За I квартал – 205 000 руб.;
- за 1-ое полугодие – 190 000 руб.;
- за девять месяцев – 113 500 руб.

Среднегодовая цена имущества за год – 160 000 руб.

Ставка налога на имущество в Москве – 2,2 процента.

Суммы авансовых платежей по налогу на имущество, начисленные по итогам отчетных периодов, составляют:

– за I квартал:
205 000 руб. x 2,2% : 4 = 1128 руб.;

– за 1-ое полугодие:
190 000 руб. x 2,2% : 4 = 1045 руб.;

– за девять месяцев:
113 500 руб. x 2,2% : 4 = 624 руб.

По итогам года «Альфа» перечислила в бюджет:
160 000 руб. x 2,2% – 1128 руб. – 1045 руб. – 624 руб. = 723 руб.

Рассчитывайте налог на имущество по общим правилам. Это значит, что по новенькому месту регистрации учреждение должно перечислять авансовые платежи, исходя из 1/4 средней цены главных средств, относящихся к головному отделению учреждения, и налоговой ставки, действующей в том регионе, где уплачивается налог (п. 1 ст. 376, п. 1 ст. 380, п. 3 и 4 ст. 382 НК РФ). По окончании налогового периода сравните суммы перечисленных авансовых платежей и сумму налога, рассчитанную по итогам года (п. 1, 2 ст. 382 НК РФ). Разницу доплатите в бюджет в срок, установленный законом того региона, где делается уплата налога (п. 1 ст. 383 НК РФ).

Если ставки налога на имущество в регионах по месту регистрации учреждения до и после переезда различаются, этим можно пользоваться для понижения налоговой нагрузки. Для этого движимое имущество учреждения необходимо перевести на баланс того подразделения, которое размещено в регионе с более низкой налоговой ставкой.

Вероятны два варианта.

1. Более низкая ставка налога на имущество установлена в том регионе, где размещено обособленное подразделение. В данном случае, выделив подразделение на отдельный баланс, учреждение будет облагать движимое имущество по ставке, установленной в этом регионе. Если подразделение не будет выделено на отдельный баланс, то налог на имущество придется начислять по ставке, действующей в том регионе, где размещено головное отделение учреждения.
2. Более низкая ставка налога на имущество установлена в том регионе, где размещено головное отделение учреждения. В данном случае выделять обособленные подразделения на отдельный баланс не стоит. По всему движимому имуществу учреждение будет платить налог по ставке, действующей в том регионе, где размещено головное отделение.

Такие выводы можно сделать из положений пт 1 статьи 376 и статьи 384 Налогового кодекса РФ.

Если у учреждения есть льготируемое имущество, налог рассчитывается в особенном порядке.

Среднюю (среднегодовую) цена льготируемых главных средств необходимо высчитать раздельно в графе 4 раздела 2 расчета авансовых платежей и графе 4 раздела 2 налоговой декларации, утвержденных приказом ФНС Рф от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895. Этот показатель определяется в том же порядке, что и средняя (среднегодовая) цена имущества, на которое льготы не распространяются.

Сумму авансового платежа по налогу на имущество, которую должно перечислить в бюджет учреждение, пользующееся льготой, обусловьте по формуле:

Таковой порядок предусмотрен подпунктом 10 пт 5.3 Порядка наполнения расчета авансовых платежей, утвержденного приказом ФНС Рф от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895.

Сумма налога на имущество, которая подлежит уплате в бюджет по итогам года, определяется по формуле:

Таковой порядок предусмотрен подпунктом 3 пт 4.2 и пт 5.3 Порядка наполнения декларации, утвержденного приказом ФНС Рф от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-1/895.

Пример расчета налога на имущество учреждением, которое имеет право на налоговую льготу.

ГУ НИИ «Альфа» пользуется налоговой льготой, предусмотренной региональным законодательством по налогу на имущество, применяемому в целебной деятельности. В рамках деятельности, приносящей доход, учреждение сдает в аренду принадлежащее ей здание. Здание, сданное в аренду, заходит в состав главных средств, но льгота по налогу на имущество на него не распространяется. Потому с остаточной цены строения «Альфа» платит налог на имущество.

Ставка налога на имущество, установленная региональным законодательством, – 2,2 процента.

Остаточная цена всех главных средств «Альфы» за I квартал составляет:

На 1 января – 1 720 000 руб.;
- на 1 февраля – 1 700 000 руб.;
- на 1 марта – 1 680 000 руб.;
- на 1 апреля – 1 660 000 руб.

Остаточная цена оборудования, применяемого в целебной деятельности, равна:

На 1 января – 790 000 руб.;
- на 1 февраля – 780 000 руб.;
- на 1 марта – 770 000 руб.;
- на 1 апреля – 760 000 руб.

Средняя цена всего имущества «Альфы» за I квартал составляет:
(1 720 000 руб. + 1 700 000 руб. + 1 680 000 руб. + 1 660 000 руб.) : (3 + 1) = 1 690 000 руб.

Средняя цена льготируемого имущества организации за I квартал равна:
(790 000 руб. + 780 000 руб. + 770 000 руб. + 760 000 руб.) : (3 + 1) = 775 000 руб.

По итогам I квартала «Альфа» должна перечислить в бюджет:
(1 690 000 руб. – 775 000 руб.) x 2,2% : 4 = 5033 руб.

Налог на имущество физических лиц (российских граждан) рассчитывается с применением достаточно сложной формулы. В чем заключается ее специфика? Где можно получить данные для расчета соответствующего налога?

Ключевые принципы расчета налога

Прежде всего, стоит отметить, что необходимость в самостоятельном расчете гражданами налога на свое имущество (сейчас во всех случаях это недвижимое имущество — квартира, дом, гараж, парковочное место и т. д.) может возникать достаточно редко. Дело в том, что при стандартной схеме соответствующий платеж исчисляется специалистами Налоговой службы (на основе имеющихся у них данных), после — сумма данного платежа направляется налогоплательщику в специальном уведомлении.

Но если у гражданина возникли сомнения по поводу суммы имущественного налога, то он может пересчитать его с учетом следующих особенностей.

С 2015 года имущественный налог физлиц в большинстве регионов РФ исчисляется с использованием такого показателя как кадастровая стоимость объекта налогообложения. Кадастровая стоимость недвижимости, как правило, достаточно близка рыночной. Ранее использовалась только инвентаризационная стоимость, которая носит расчетный характер, и во многих случаях ее величина — намного меньше рыночной цены недвижимости.

До 2019 года в формуле расчета имущественного налога используются и кадастровая, и инвентаризационная стоимость квартир и домов. После — будет использоваться только первый показатель. Из этого правила есть исключение: если в конкретном регионе РФ не принято закона, устанавливающего исчисление имущественного налога с использованием кадастровой стоимости, то данный налог рассчитывается по старым правилам - только по инвентаризационной стоимости.

Формула расчета налога на имущество физических лиц до 2019 года (в регионах, где принято использование кадастровой стоимости), не считая показателей кадастровой и инвентаризационной стоимости, также включает такие компоненты как:

  • налоговая ставка (она устанавливается отдельно для кадастровой и инвентаризационной стоимости);
  • коэффициент-дефлятор;
  • налоговый вычет по площади;
  • понижающий коэффициент.

Кроме того, в расчет могут браться льготы (о них мы поговорим позже).

Можно отметить, что с 2019 года из указанного перечня компонентов соответствующей формулы будут исключены:

  • ставка для инвентаризационной стоимости;
  • коэффициент-дефлятор;
  • понижающий коэффициент.

Пока что данные компоненты формулы необходимы в целях снижения финансовой нагрузки на граждан при уплате рассматриваемого налога: его величина при расчете на основе кадастровой стоимости в чистом виде может быть в несколько раз выше, чем при исчислении по инвентаризационной стоимости.

Расчет налога на практике: формула

Теперь изучим то, как рассчитывается налог на имущество физических лиц на практике.

В Налоговом Кодексе РФ указанные выше компоненты формулы исчисления данного налога имеют буквенное обозначение. С учетом данной особенности соответствующая формула выглядит так:

Н = (Н1 - Н2) × К + Н2.

Букве Н здесь соответствует, собственно, величина имущественного налога — того, который нужно уплачивать в бюджет. Данная цифра фигурирует в уведомлении от Налоговой инспекции и может быть при необходимости перепроверена налогоплательщиком лично.

Букве Н1 в указанной формуле соответствует налог, исчисленный на базе кадастровой стоимости объекта в чистом виде (с учетом установленной для нее ставки, а также налогового вычета по площади недвижимости).

Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется Росреестром. Чтобы узнать ее, необходимо обратиться в данное ведомство за консультацией. Во многих случаях узнать кадастровую стоимость квартиры можно, используя ресурсы сайта Росреестра. Как именно их задействовать, опять же, подскажут специалисты ведомства при обращении туда.

Ставки, применяемые при кадастровой базе, устанавливаются на уровне муниципальных законодательных актов, но их величина не может превышать:

  • 0,1% для домов;
  • 2% для объектов недвижимости, классифицированных в статье 378.2 НК РФ (они, как правило, не относятся к недвижимости, которой владеют физлица);
  • 0,5% для прочих объектов недвижимости (например, квартир, парковочных мест).

В статье 378.2 НК РФ классифицируются, в частности, такие объекты недвижимости как деловые центры, торговые комплексы, офисные здания.

Если в муниципалитете не принято соответствующих нормативных актов, то применяются те ставки, что определены в Налоговом Кодексе в качестве предельных (то есть, именно те, что указаны выше).

Букве Н2 в указанной формуле соответствует налог, исчисленный на базе инвентаризационной стоимости в чистом виде (с учетом ставки и коэффициента-дефлятора).

Налоговый вычет по площади недвижимости устанавливается Налоговым Кодексом с учетом следующих особенностей:

  • вычет для любой квартиры составляет 20 кв. метров;
  • вычет для комнаты — 10 кв. метров;
  • вычет для жилого дома — 50 кв. метров.

Инвентаризационную стоимость квартиры также определяет Росреестр. Аналогично, для того, чтобы узнать ее, нужно осуществить запрос в данное ведомство.

Ставки, применяемые по инвентаризационной базе, также устанавливаются на уровне муниципальных нормативных актов. Их величина не может превышать:

  • 0,1% для объектов с инвентаризационной стоимостью не более 300 000 рублей;
  • 0,3%, если стоимость объекта — не более 500 000 рублей;
  • 2%, если стоимость объекта — более 500 000 рублей.

При этом, стоимость объектов во всех случаях предварительно умножается на коэффициент-дефлятор. В свою очередь, коэффициент-дефлятор, применяемый при исчислении показателя Н2, ежегодно устанавливается законодательно отдельными распоряжениями Минэкономразвития России.

Если муниципалитет не принял соответствующих законов, то применяются ставки:

  • 0,1%, если стоимость объекта — не более 500 000 рублей;
  • 0,3%, если стоимость объекта — более 500 000 рублей.

В обоих случаях стоимость объекта умножается на коэффициент-дефлятор.

Букве К соответствует понижающий коэффициент. Его величина зависит от года, за который исчисляется налог. Например, в 2015 году он составляет 0,2, в 2016-м — 0,4, в последующие годы — больше на 0,2.

Рассмотрим пример расчета налога на недвижимость граждан в соответствии с формулой, приведенной в Налоговом Кодексе.

Налог на недвижимость граждан: пример расчета

Условимся, что налог мы платим за 2015 год за квартиру, расположенную в Казани. Площадь нашей квартиры составляет 100 кв. метров, ее кадастровая стоимость 1 000 000 рублей, в то время как инвентаризационная — 300 000 рублей.

В случае, если квартира расположена в Казани, то налог по ее кадастровой стоимости в чистом виде будет исчисляться по ставке 0,2% (она установлена муниципальным законодательством). Налог на основе инвентаризационной стоимости будет рассчитываться по ставке 0,1% - в данном случае, по нормам Налогового Кодекса (в Казани не принято регулирующих величину данной ставки муниципальных актов, и если это так — применяется ставка, определенная НК РФ).

Коэффициент-дефлятор, установленный законодательно для 2015 года в целях применения рассматриваемой формулы по налогу на имущество, составляет 1,147.

Налоговый вычет по площади любой квартиры составляет 20 кв. м. (данное значение установлено Налоговым Кодексом).

С учетом соответствующих вводных данных, применяем известную нам формулу.

Для того, чтобы вычислить показатель Н1, необходимо:

  • выяснить кадастровую стоимость 1 кв. м недвижимости (1000 000 рублей делим на 100 кв. м площади квартиры, получаем 10 000 рублей);
  • вычесть из площади квартиры налоговый вычет по площади (из 100 кв. м вычитаем 20, получается 80 кв. м);
  • умножить первую цифру на вторую, чтобы найти налогооблагаемую базу по кадастровой стоимости (10 000 * 80, получается 800 000 рублей);
  • умножить показатель налогооблагаемой базы на ставку (800 000 * 0,2%, получается 1600 рублей).

Итак, показатель Н1 — 1600 рублей.

Для того, чтобы вычислить показатель Н2, необходимо умножить величину налоговой базы по инвентаризационной стоимости на ставку, а также на дефлятор (300 000 * 1,147 * 0,1%, получается 344 рубля 10 копеек).

Таким образом, показатель Н2 составляет 344 рубля 10 копеек.

Теперь вычитаем из показателя Н1 показатель Н2 (1600 — 344,10, получается 1255 рублей 90 копеек).

Получившуюся цифру умножаем на понижающий коэффициент (1255,90 * 0,2, получается 251 рубль 18 копеек).

Теперь нужно сложить данную цифру и показатель Н2 (251,18 + 344,10, получается 595 рублей 28 копеек).

Таким образом, имущественный налог на нашу квартиру в Казани составит 595 рублей 28 копеек. Налоговый Кодекс позволяет округлить данную сумму до целого рубля в меньшую сторону. Выходит, что наш долг перед бюджетом по имущественному налогу за 2015 год составляет 595 рублей.

Выше мы сказали о том, что при исчислении рассматриваемого налога могут применяться льготы. Полезно будет узнать подробнее о них.

Налог на имущество физлиц: льготы

Сущность льготы по налогу на недвижимость граждан — в возможности не платить соответствующий налог при наличии на то законных оснований. То есть, если есть льгота — можно вовсе не проводить никаких вычислений и не вносить соответствующих платежей в бюджет.

Стоит отметить, что налогоплательщик имеет право на льготу только на 1 вид имущества. Например — на 1 квартиру, 1 гараж или 1 стоянку по выбору. Как правило, выбирается объект с наибольшей кадастровой стоимостью.

Можно отметить, что льгота не предоставляется в отношении объектов недвижимости, классифицированных в статье 378.2 НК РФ. Собственно, граждане, как мы отметили выше, довольно редко владеют такими типами недвижимости.

Важный нюанс: гражданин сам должен проинформировать Налоговую инспекцию о праве на льготу по рассматриваемому налогу. Для этого ему нужно обратиться в ФНС и предоставить туда документы, подтверждающие льготу.

Уже в 2004 году звучало предложение о том, чтобы использовать именно кадастровую оценку жилья, когда рассчитывается налоговая база для жилых и других недвижимых объектов. Внесению изменений помешало то, что большая часть зданий имело лишь инвентаризационную оценку, морально устаревшую. В некоторых регионах новый принцип применяется уже в 2016 году.

Законодательство предполагает, что реформа будет вводиться в несколько этапов . Таким же, поэтапным, будет повышение процентных ставок, пока их размер не достигнет 20%. При этом вводятся специальные понижающие коэффициенты , которые сдерживают рост налогов.

Пятилетний период необходим для того, чтобы переход к новой системе стал более плавным, ведь кадастровая оценка, согласно некоторым данным, больше инвентаризационной в десять раз.

Новый закон говорит, что для физлиц ставка составит 0,1%. Список объектов, которые требуют уплаты налога, состоит из:

  1. Хозяйственных построек с общей площадью до 50 метров в квадрате при размещении на участках, предназначенных для возведения домов и дач, организации подсобного хозяйства.
  2. Недвижимых комплексов, в которые входят жилые помещения.
  3. Незавершённых объектов строительства, составляющих жилой фонд.
  4. Помещений жилого типа.

Ставка налога может быть увеличена для городов с федеральным значением, если местное правительство стремится к этому и если это соответствует установленным рамкам.

Как быть с разными регионами

Новый налог введён в действие на территории буквально всех субъектов Российской Федерации. Это касается краёв и республик, областей, городов федерального значения. При этом в каждом из субъектов для реализации проекта вводится свой, отдельный закон, в котором могут предусматриваться отдельные правила .

Глава 30 в Налоговом кодексе описывает правила, связанные с начислениями и уплатой налогов . Положения в этой главе должны быть обязательными и едиными для всех субъектов, но в некоторых случаях возможны и расхождения.

Ставки налога могут быть разными в каждом регионе. Главное, чтобы они не превышали 2,2%.

В регионе могут вводить свои сроки по авансовым платежам и уплате общих сумм. Наконец, отдельные правила могут касаться льгот для определённых категорий граждан, отчётные периоды.

Кадастровая стоимость: суть, отличия от инвентаризационной

Ранее для того чтобы определиться с налогами, использовали именно инвентаризационную стоимость объекта . Особенность показателя в том, что при его расчёте учитывается только конструкция здания.

Важное значение имеют расценки по материалам и строительным работам, год ввода в эксплуатацию, потому итоговые значения весьма далеки от того, что принято называть реальной рыночной стоимостью объекта .

Потому правительство и решило изменить методику начисления сборов , соответственно, инвентаризационная стоимость заменяется кадастровой.

Когда рассчитывают кадастровую стоимость, опираются на такие данные, как:

  1. Наличие в доме охраны и парковок, других подобных удобств.
  2. Близость к объектам с социальной значимостью.
  3. Уровень развития инфраструктуры.
  4. Расположение дома.

Кадастровую стоимость определяют независимые эксперты. Обновления данных происходят не реже, чем раз в 1-5 лет.

Сроки уплаты для физических лиц

Первое декабря в году, следующим за отчётным – срок уплаты налога для физических лиц, установленный на уровне законодательства. Если эта дата выпадает на выходные или праздничные дни, то проблему следует решать в следующий рабочий день.

Но уплата налога обязательна, только если соответствующее уведомление направлено адресату самой налоговой службой. Если к указанному сроку ничего подобного не происходит, гражданин не должен заниматься расчётами самостоятельно.

До 31 декабря года, следующего за отчётным, гражданин должен отдельно убедиться в том, что соответствующее уведомление не выслано. Нужно для этого обратиться в ближайшее отделение, взяв с собой паспорт вместе с правоустанавливающими документами.

Чаще всего сами уведомления высылаются заказными письмами. Обязанность по уплате налога возникает даже в том случае, когда документ отправлен за 30 дней до 1 декабря или позже. Но в этом случае возникает обязанность оплатить пенни за просрочку. Считается, что такие заказные письма получены гражданином через шесть дней после отправления.

Иногда ФНС не присылает уведомлений 2 года подряд, но на третий присылает, и в последнем приводятся расчёты сразу за все три года. В этом нет ничего противозаконного. Тогда сроки уплаты такие:

  1. До 1 декабря в году, который следует за самым поздним из 3 отчётных – за соответствующий год.
  2. За два другие года оплата производится в сроки, указанные в уведомлении.

Граждане должны соответствовать определённым условиям, чтобы иметь право на получение вычета. Условий не так много, но они обязательны.

  1. Оплата покупки за счёт собственных средств.
  2. Наличие статуса собственника площади или ближайшего родственника.
  3. Статус работающего гражданина, из заработной платы которого перечисляются и удерживаются налоги.
  4. Статус . То есть, наличие российского гражданства.

Разновидности вычетов и ставки

Налоговые ставки бывают разными, в зависимости от того, о каком именно объекте идёт речь.

  • если проводятся конкурсы в целях рекламы, то выигрыши и призы в них облагаются по ставке 35%;
  • 30% – размер для тех, у кого нет статуса резидента РФ;
  • 13% – любые доходы резидентов, полученные в натуральных и денежных формах;
  • 9% – налоговая ставка для дивидендов.


Что касается разновидностей, то их так же выделяется несколько:

  1. Профессиональные.
  2. Имущественные.
  3. Социальные.
  4. Стандартные.

Продажа

Если организуется продажа, то налоговые вычеты предоставляются в нескольких вариантах — либо это уменьшение налогооблагаемой базы на сумму расходов, либо возврат суммы в размере 1 миллиона рублей. Если собственность находилась во владении на протяжении 3 лет и более, то налогооблагаемая база уменьшается на полную стоимость.

Если выбраны первые два варианта, то необходимо подать налоговую декларацию, где будут указаны сумма налогового вычета вместе с доходами, полученными от продажи. Под налоговый вычет могут попасть все расходы по ремонту, если ведётся продажа квартир в новостройках и когда в документах отражено, что отделка отсутствует.

Покупка

Покупатели могут рассчитывать на уменьшение налогооблагаемой базы на сумму до 2 миллионов рублей и на получение вычета в размере до 13% от этой суммы. На эти два миллиона база уменьшается даже в том случае, если стоимость объекта более значительная.

Как получить налоговый вычет с покупки в ипотеку можно узнать из данной инструкции.

При использовании долевой собственности

Когда квартира приобретается и оформляется в долевую собственность, то вычет распределяется между владельцами в зависимости от размера доли. Один собственник не может получать вычеты за другого, даже если они являются близкими родственниками. В полном объёме приходит налоговый вычет в случае, если приобретена квартира, в которой уже есть владелец, купивший её до настоящего года.

На одного из собственников вычет может оформляться лишь в том случае, если квартира оформлена в общую собственность, но конкретные доли не выделяются. Чтобы сделать это, все заинтересованные лица должны составить заявление в налоговую службу.

Коммерческая недвижимость

Чтобы объект можно было продать, не уплачивая налог, на него должна быть оформлена собственность на протяжении не менее 5 лет. Но закон этот не имеет обратной силы. При покупке имущества до 2016 года, в силе остаётся норма, согласно которой налогом не облагается продажа помещения, находящегося в собственности более 3 лет.

Но есть из основных правил и исключения. Для освобождения от налога достаточно также, чтобы недвижимость, которой владеют более трёх лет:

  1. Была приватизирована, в результате чего и возникло право собственности.
  2. Получена как наследство.
  3. Стала подарком от родственника.

Жилые дома и квартиры подчиняются общим правилам, которые уже были описаны выше для покупки и продажи жилья.

Предприниматели и физические лица должны только платить налоги, а все расчёты ведутся налоговой службой. Самостоятельно этим занимаются владельцы крупных предприятий.

  1. Сначала разбираются в том, какое именно имущество облагается налогом.
  2. Потом проверяют, нет ли у предприятия права на получение льгот. В региональных законах легко найти имеющуюся информацию по этому вопросу.
  3. Определяется база для исчисления.
  4. Выделение налоговых ставок, применяемых в регионах.
  5. Вычисление итоговой суммы.

Ежеквартально по налогу рассчитываются и уплачиваются так называемые авансы.

Например, оформлена собственность на гараж и квартиру, которые находятся на территории одного города. Согласно оценкам БТИ, инвентаризационная стоимость квартиры равна 700 тысячам рублей. Гараж имеет инвентаризационную стоимость в 100 тысяч.

Немного другими будут формулы для тех, кто уже использует в основе именно кадастровую стоимость. Для подсчётов цену по кадастру умножаем на налоговую ставку и месяцы, пока имущество было в собственности. Результат делим на число месяцев, характерных для отчётного периода.

Пенсионеры имеют право пользоваться некоторыми льготами, которые связаны с федеральными платежами. В Налоговом кодексе говорится о том, что они не обязаны платить налоги, связанные с квартирами в собственности. Эта статья продолжает действовать и в 2017 году. Люди пенсионного возраста освобождаются от взносов и в том случае, если они занимаются профессиональным творчеством.

Общая информация о льготах

Местные органы власти могут регулировать и отдельно устанавливать свои списки с категориями граждан, которые относятся к льготникам .

Основной список имеется в 407 статье Налогового кодекса РФ. На льготы могут рассчитывать Герои ВОВ, инвалиды первой и второй степени, Герои СССР и другие подобные категории граждан. доступно и тем, кто пострадал от аварий на атомных электростанциях либо занимался устранением последствий.

Послабления в налогах открыты для тех, кто живёт в семье военнослужащего либо потерял кормильца, а также лицам, которым полагается социальная помощь со стороны государства. От выплат освобождаются владельцы хозяйственных и индивидуальных построек, площадь которых не превышает 50 квадратных метров, и владельцы квартир с площадью до 20 метров в квадрате.

Налоги можно не платить и в том случае, если в собственности находится комната на 10 квадратов, жилой дом на 50 квадратов.

Заключение

На специализированных сайтах легко найти калькуляторы, которые сэкономят время тем, кто занимается расчётами самостоятельно по тем или иным причинам. Достаточно ввести основные данные, связанные с объектом жилой недвижимости. Результат появится автоматически спустя несколько минут.

Многие предприниматели боятся возрастания налоговой нагрузки после вступления в силу всех реформ, в окончательном виде, что приведёт к закрытию небольших предприятий. Остаётся вопрос и о том, как адекватно определить кадастровую стоимость, ведь она зачастую бывает «неадекватной».

Из-за подобных ошибок цена квадратного метра в старом доме может стоить дороже, чем новые здания бизнес-класса. Но новый налог необходим правительству для увеличения поступлений в бюджет, более рационального распределения своих ресурсов. Главное – правильно и грамотно доработать реформу, с учётом того, что происходит в секторе на самом деле.

Новый порядок расчета налога на недвижимость можно узнать из данного выпуска новостей.

Налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие законами субъектов РФ и с момента введения обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Устанавливая налог, законодательные (представительные ) органы субъектов РФ определяют:

  • налоговую ставку в пределах, предусмотренных НК РФ;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Законами субъектов РФ могут также устанавливаться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Налогоплательщиками являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения. Объект налогообложения предусмотрен для российских и иностранных организаций.

Объектом налогообложения для российских организаций является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета (п. 1 cт. 374 НК РФ). В том числе к объектам налогообложения относится имущество:

  • переданное во временное владение (пользование, распоряжение или доверительное управление);
  • внесенное в совместную деятельность;

Объект налогообложения для иностранных организаций зависит от того, осуществляется их деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство или нет. Если деятельность организации связана с постоянным представительством, то объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество (основные средства), а также имущество, полученное по концессионному соглашению.

Для иностранных организаций, которые не осуществляют деятельность через постоянные представительства, объектом налогообложения признается недвижимое имущество:

  • находящееся на территории РФ и принадлежащее иностранной организации на праве собственности;
  • полученное по концессионному соглашению.

Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) к недвижимому имуществу относятся:

  • земельные участки;
  • участки недр;
  • все, что прямо связано с землей;
  • здания (сооружения, объекты незавершенного строительства);
  • подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Движимым имуществом признаются вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2012 № 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 01.01.2013 к объектам налогообложения не относилось движимое имущество, принятое на учет с 01.01.2013 в качестве объектов основных средств. Движимое имущество, принятое налогоплательщиком на учет в качестве основных средств до этой даты, являлось объектом налогообложения и подлежало налогообложению.

Согласно положениям Федерального закона от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2015 движимое имущество является объектом налогообложения (за исключением отдельных объектов основных средств).

ЭТО ВАЖНО

Объектами налогообложения не являются основные средства, включенные в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством РФ.

В первую амортизационную группу включены основные средства со сроком полезного использования от одного года до двух лет включительно. Это, как правило, недолговечное имущество. Во вторую амортизационную группу включены основные средства со сроком использования от двух лет до трех лет включительно (компьютеры, принтеры, серверы, модемы, сетевое оборудование локальных вычислительных сетей, производственный и хозяйственный инвентарь).

Указанные основные средства с 2015 г. не являются объектами налогообложения независимо от того, когда они были приняты организацией на учет.

Что касается движимых основных средств третьей-десятой амортизационных групп, приобретенных в 2015 г., то они являются объектом налогообложения. Однако к ним применима налоговая льгота (за некоторым исключением). Соответствующие разъяснения по этому поводу даны в письме ФНС России от 20.01.2015 № БС-4-11/503 «О налоге на имущество организаций» (далее — письмо ФНС России № БС-4-11/503). При этом льгота применяется к движимому имуществу, принятому на учет в качестве основных средств в 2013 г. и позже.

Льгота не распространяется лишь на объекты движимого имущества, принятые на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми (п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

Таким образом, если организация получила движимое имущество в ходе реорганизации или ликвидации юридического лица, то она является плательщиком налога на имущество с 2015 г. в обычном порядке (письма Минфина России от 16.01.2015 № 03-05-05-01/503, 29.12.2014 № 03-05-05-01/68233; письмо ФНС России № БС-4-11/503).

Видимо, эта норма внесена в налоговое законодательство, чтобы предприятия не проводили реорганизацию или ликвидацию юридического лица с целью вывода движимого имущества из-под налогообложения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Если организация изменила свое наименование в связи с приведением учредительных документов в соответствие нормам ГК РФ, она имеет право пользоваться льготой для движимого имущества, то есть не платить налог на имущество с движимых основных средств, принятых на учет в 2013 г. и позже.

Подробный перечень льгот по налогу на имущество организаций представлен в ст. 381 НК РФ.

НАЛОГОВАЯ БАЗА ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

Для исчисления налога на имущество организаций необходимо знать особенности формирования налоговой базы.

Налоговая база определяется как , признаваемого объектом налогообложения (если иное не предусмотрено ст. 375 НК РФ).

В отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января отчетного года в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

Налоговая база как среднегодовая стоимость имущества

Если налоговая база — среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, то такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с этим имуществом, остаточная стоимость указанного имущества определяется без учета таких затрат.

Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость этих объектов определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа. Износ исчисляется по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Налоговая база как среднегодовая стоимость имущества (СргСт

СргСт = (ОС 1 + ОС 2 + ОС 3 + ОС 4 + … + ОС 12 + ОС 13) / (12 + 1), (1)

где ОС 1 , ОС 2 , ОС 3 , …, ОС 12 — остаточная стоимость имущества на 1 января, 1 февраля, 1 марта, …, 1 декабря налогового периода;

ОС 13 — остаточная стоимость имущества на последнее число налогового периода (31 декабря);

12 — число месяцев налогового периода.

В остаточную стоимость имущества не включается стоимость имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Рассмотрим практический пример расчета налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества.

ПРИМЕР 1

В организации розничной торговли, расположенной на территории субъекта РФ, остаточная стоимость имущества по данным бухгалтерского учета на 1-е число каждого месяца налогового периода составила:

  • на 1 января — 200 000 руб.;
  • на 1 февраля — 190 000 руб.;
  • на 1 марта — 180 000 руб.;
  • на 1 апреля — 170 000 руб.;
  • на 1 мая — 160 000 руб.;
  • на 1 июня — 150 000 руб.;
  • на 1 июля — 140 000 руб.;
  • на 1 августа — 130 000 руб.;
  • на 1 сентября — 120 000 руб.;
  • на 1 октября — 110 000 руб.;
  • на 1 ноября — 100 000 руб.;
  • на 1 декабря — 90 000 руб.

Остаточная стоимость имущества на последнее число налогового периода (31 декабря) — 80 000 руб.

Используя формулу (1), определим среднегодовую стоимость имущества :

(200 000 + 190 000 + 180 000 + 170 000 + 160 000 + 150 000 + 140 000 + 130 000 + 120 000 + 110 000 + 100 000 + 90 000 + 80 000) / (12 + 1) = 140 000 (руб .).

По итогам отчетного периода (первого квартала, полугодия, 9 месяцев, календарного года) рассчитывают среднюю стоимость имущества. Формула расчета средней стоимости имущества за отчетный период (СрСт ):

СрСт = (ОС 1 + ОС 2) / (К + 1), (2)

где ОС 1 — остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода;

ОС 2 — остаточная стоимость имущества на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом;

К — количество месяцев отчетного периода.

ПРИМЕР 2

Используем данные примера 1 и рассчитаем среднюю стоимость имущества организации розничной торговли за отчетный период.

Средняя стоимость имущества:

  • за первый квартал:

(200 000 + 190 000 + 180 000 + 170 000) / (3 + 1) = 185 000 (руб.);

  • за первое полугодие:

(200 000 + 190 000 + 180 000 + 170 000 + 160 000 + 150 000 + 140 000) / (6 + 1) = 170 000 (руб.);

  • за девять месяцев:

(200 000 + 190 000 + 180 000 + 170 000 + 160 000 + 150 000 + 140 000 + 130 000 + 120 000 + 110 000) / (9 + 1) = 155 000 (руб.).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать по налогу отчетные периоды (п. 3 ст. 360 НК РФ).

Чтобы определить авансовые платежи и сумму налога на имущество организаций , необходимо знать налоговую ставку.

Налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ и не может превышать 2,2 % (при условии, что налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества).

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) видов имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Для отдельных объектов имущества (железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии электропередач и т. д.) предусмотрены пониженные ставки налога. До 2013 г. эти виды имущества относились к льготной категории имущества.

Авансовый платеж по итогам каждого отчетного периода равен ¼ произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества за отчетный период.

ПРИМЕР 3

На основании данных примера 2 рассчитаем авансовые платежи и сумму налога на имущество.

Авансовые платежи за отчетные периоды :

  • за первый квартал:

1/4 × (185 000 руб. × 2,2 % / 100 %) = 1017,5 руб.;

  • за первое полугодие:

1/4 × (170 000 руб. × 2,2 % / 100 %) = 935 руб.;

  • за девять месяцев:

1/4 × (155 000 руб. × 2,2 % / 100 %) = 852,5 руб.

Сума налога за налоговый период:

140 000 руб. × 2,2 % / 100 % = 3080 руб .

По итогам налогового периода в бюджет уплачивается разница между суммой налога и авансовыми платежами. Она составит 275 руб. (3080 - 1017,5 - 935 - 852,5).

Кадастровая стоимость в качестве налоговой базы

Налоговая база по налогу на имущество организаций как кадастровая стоимость предусмотрена ст. 378.2 НК РФ. Кадастровая стоимость утверждается в отношении следующих видов недвижимого имущества , признаваемого объектом налогообложения :

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), а также помещения в них;
  • нежилые помещения, которые в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  • объекты недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, а также объекты недвижимости, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства;
  • жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Это, как правило, дома, квартиры, приобретенные или построенные организацией для перепродажи, то есть те активы, которые отражаются на счете 41 «Товары» и счете 43 «Готовая продукция».

Применять кадастровую стоимость в качестве налоговой базы можно при следующих условиях:

  • фактическое использование здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения. Не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
  • фактическое использование здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания составляет не менее 20 % его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Кадастровая стоимость в качестве налоговой базы по административно-деловым и торговым центрам, жилым домам, нежилым и жилым помещениям возможна при одновременном соблюдении двух условий :

1) в субъектах РФ по месту нахождения данных объектов принят региональный закон, в котором установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости;

2) указанные объекты включены в региональный перечень объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждаемый уполномоченным органом исполнительной власти субъектов РФ.

Региональный перечень объектов недвижимости устанавливается на определенный год не позднее 1-го числа этого года и в течение данного срока не меняется. Если в течение года выявлены объекты, не учтенные в данном периоде, они включаются в перечень в следующем году (п. 10 ст. 382 НК РФ). Следовательно, в течение года новые объекты в данный перечень не добавляются. Это подтверждено и письмом ФНС России от 28.04.2015 № БС-4-11/7315.

По таким объектам налог на имущество должен исчисляться в общеустановленном порядке — исходя из среднегодовой стоимости имущества.

Особого внимания заслуживает вопрос о налоговой базе в отношении жилых домов и жилых помещений, учитываемых на балансе организаций в качестве товаров или готовой продукции.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится в отношении учтенных в государственном кадастре объектов недвижимости. На основании этого закона налоговые органы в своем письме от 23.04.2015 № БС-4-11/7028@ «О налоге на имущество организаций» сделали вывод, что дома и жилые помещения, учитываемые на балансе организации в качестве товаров или готовой продукции, подлежат налогообложению по кадастровой стоимости, если:

  • данные объекты учтены в государственном кадастре объектов недвижимости;
  • имеется соответствующий закон, устанавливающий исчисление налоговой базы по этим объектам.

Если законом субъекта РФ не установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении такой недвижимости, то она не облагается налогом на имущество организаций.

Соответствующие разъяснения дал и Минфин России (письма от 08.04.2015 № 03-05-05-01/19690 и № 03-05-05-01/19749).

Рассматривая кадастровую стоимость в целом как налоговую базу, следует отметить следующее.

Если в течение налогового периода кадастровая стоимость менялась, то это изменение не учитывается за текущий и предыдущий налоговый период (абз. 1 п. 15 ст. 378 НК РФ). Данное изменение не учитывается и в будущих периодах (за исключением отдельных случаев). Налог на имущество организаций должен начисляться исходя из новой кадастровой стоимости, если она пересмотрена:

  • из-за технической ошибки, допущенной Росреестром (кадастровой палатой) при ведении государственного кадастра недвижимости. В этом случае измененная кадастровая стоимость учитывается с начала налогового периода, в котором была допущена ошибка;
  • по решению суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой оценки объектов недвижимости. В данном случае новая кадастровая стоимость, установленная судом или комиссией, учитывается, начиная с налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

При расчете налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта учитывается доля и срок владения таким объектом.

Если не определена кадастровая стоимость помещения, принадлежащего организации, но определена кадастровая стоимость здания, в котором оно находится, то налогоплательщик рассчитывает стоимость помещения самостоятельно . В этом случае налоговая база исчисляется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.

Если налогоплательщик владеет объектом в течение неполного налогового периода, расчет налоговой базы производится с учетом специального коэффициента (п. 5 ст. 382 НК РФ). Коэффициент (К ) рассчитывается следующим образом:

К = К 1 / К 2 , (3)

где К 1 — количество полных месяцев владения объектом;

К 2 — количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

С 01.01.2016 организации, владеющие объектами недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения , должны оценивать эти объекты исходя из кадастровой стоимости (в 2014-2015 гг. оценка производилась исходя из среднегодовой стоимости имущества).

По имуществу, внесенному в паевой инвестиционный фонд и включенному в соответствующий региональный перечень, налоговая база как кадастровая стоимость применяется с 01.01.2015 (письмо ФНС России от 08.05.2014 № БС-4-11/8853@ «О налоге на имущество организаций»).

Не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество утвержденный региональный перечень должен быть размещен на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.

Информацию о кадастровой стоимости объекта недвижимости, включенного в региональный перечень, можно получить на сайте Росреестра (www.rosreestr.ru ). Для целей налогообложения желательна официальная информация о кадастровой стоимости имущества или справка по состоянию на 1-е число налогового периода.

В 2014 г. четыре субъекта РФ приняли соответствующий региональный закон о кадастровой стоимости имущества (Москва, Московская, Амурская и Кемеровская области). В 2015 г. соответствующие законы были приняты еще в 30 субъектах РФ. Однако в четырех субъектах РФ региональный перечень не был утвержден, а в Рязанской области закон вступил в силу с 01.01.2016.

Для города Москвы перечень объектов, расчет налога по которым базируется на кадастровой стоимости, утвержден Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 № 700-ПП (действует с 01.01.2015).

Ставки налога на имущество зависят от налоговой базы . Если налоговая база — кадастровая стоимость имущества, то налоговая ставка не может превышать:

  • для города федерального значения Москвы: в 2014 г. — 1,5 %, в 2015 г. — 1,7 %, в 2016 г. и последующие годы — 2,0 %;
  • для иных субъектов РФ: в 2014 г. — 1 %, в 2015 г. — 1,5 %, в 2016 г. и последующие годы — 2,0 %.

НА ЗАМЕТКУ

Правительство Москвы пересмотрело налоговые ставки, которые будут применяться при расчете налога в 2016-2018 гг. по кадастровой стоимости. В частности, ранее установленная ставка на 2016 г. уменьшена с 1,5 до 1,3 %, на 2017 г. — с 1,8 до 1,4 %, а на 2018 г. — с 2,0 до 1,5 %.

Указанные налоговые ставки применяются с коэффициентом 0,1 в отношении нежилых помещений в случае, если они одновременно удовлетворяют следующим критериям :

  • расположены в зданиях (строениях, сооружениях), налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость;
  • используются для размещения объектов общественного питания, объектов розничной торговли, бытового обслуживания, для осуществления банковских операций по обслуживанию физических лиц, туристской деятельности (деятельности туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом), деятельности в области исполнительских искусств, деятельности музеев, коммерческих художественных галерей и (или) деятельности в области демонстрации кинофильмов;
  • расположены на цокольном, первом и (или) втором этажах зданий (строений, сооружений), непосредственно примыкающих к пешеходным зонам общегородского значения или к улицам с интенсивным пешеходным движением. Перечень пешеходных зон и улиц с интенсивным пешеходным движением утверждается Правительством Москвы.

Расчет налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта покажем на примере.

ПРИМЕР 4

По состоянию на 01.01.2015 на балансе организации числится объект недвижимости — здание торгового центра. Кадастровая стоимость объекта — 50 000 000 руб., ставка налога — 1,2 % .

Сумма налога на имущество за 2015 г . составит:

50 000 000 руб. × 1,2 % / 100 % = 600 000 руб .

Авансовые платежи — это произведение налоговой ставки и одной четверти кадастровой стоимости имущества.

Авансовые платежи на отчетные периоды:

  • за первый квартал:
  • за первое полугодие:

1/4 × 50 000 000 руб. × 1,2 % / 100 % = 150 000 руб.;

  • за девять месяцев:

1/4 × 50 000 000 руб. × 1,2 % / 100 % = 150 000 руб.

Сумма авансовых платежей за отчетные периоды составит:

150 000 руб. × 3 = 450 000 руб .

По итогам налогового периода организация уплатит в бюджет налог в размере 150 000 руб . (600 000 руб. - 450 000 руб.).

ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА, АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПО НАЛОГУ

Налог на имущество организаций и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в порядке и сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации.

По имуществу, которое находится на балансе российской организации , налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения данной организации (с учетом особенностей, предусмотренных в ст. 384, 385 и 385.2 НК РФ).

Иностранные организации , осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по месту постановки представительств на учет в налоговых органах.

Если налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, то уплата налога и авансовых платежей производится по месту нахождения объекта недвижимого имущества .

ЭТО ВАЖНО

Налоговые расчеты по авансовым платежам представляются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, налоговые декларации — не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Нужно отметить, что в настоящее время имеются случаи, когда суды выносят решения о незаконном включении строений организаций в перечень объектов недвижимости, для которых налоговая база — кадастровая стоимость (Определение Верховного Суда РФ от 04.03.2015 № 5-АПГ 15-4).

В письме ФНС России от 28.04.2015 № БС-4-11/7315 «О налоге на имущество организаций» отмечено следующее: если принято решение об исключении из перечня неправомерно включенного в него объекта недвижимости, то налоговая база в отношении указанного объекта в соответствующем налоговом периоде определяется как среднегодовая стоимость. Корректировка налоговой базы в данном случае не производится.

Если декларация по налогу на момент решения суда уже была сдана, то организация должна подать в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию. Это необходимо сделать и в том случае, когда в результате перерасчета была выявлена излишне уплаченная сумма налога.

Особенности исчисления налога на имущество организаций не позволяют проводить соответствующую корректировку налоговой базы прошлого года в текущем налоговом периоде.

Г. А. Горина, проф. кафедры налогов и налогообложения РЭУ им. Г. В. Плеханова, канд. экон. наук

Похожие публикации