Обо всем на свете

Налоги во внебюджетные фонды. Косвенные налоги, платежи во внебюджетные фонды

- 72.66 Кб

Введение

Любое предприятие становится налогоплательщиком с момента государственной регистрации. Это означает, что оно должно уплачивать в бюджет и во внебюджетные фонды налоги, акцизы, сборы и иные обязательные платежи.

Нарушение этой обязанности влечет административную ответственность для предприятия и его руководителя в виде штрафов. Кроме того, Российским уголовным законодательством установлено наказание за различные виды налоговых преступлений .

Для открытия счета в банке, то есть для начала фактического ведения хозяйственных операций, требуется представить документ, подтверждающий постановку предприятия на учет в налоговом органе. Необходимо также уведомить налоговый орган об открытии счета в банке и об его реквизитах .

Таким образом, налоговые службы получают возможность контролировать своевременность и правильность налоговых платежей предприятия.

1. Возникновение и развитие налогообложения и налоговых систем

Налоги в качестве основного источника покрытия затрат исторически присущи государству, требующего постоянного финансового обеспечения для своего функционирования.

Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований:

1. появление товарного производства;

2. возникает государственный аппарат;

3. появляется необходимость финансирования судов, армии, то есть расходов государства.

Выделяют следующие этапы эволюции налогообложения:

1. Древний Мир (период 4 тысячелетия до нашей эры – 6 век нашей эры). На этом этапе появляются налоги, складываются механизмы их взыскания. Они бессистемны, взимаются по мере необходимости. Налоги взимаются в натуральной форме. В этот период помимо налогов существуют следующие источники государственных доходов: военная добыча, доходы от использования государственного имущества, доходы от государственных монополий.

2. Средние века (6-18вв.) – феодальный строй. Налоговые системы развиты слабо и крайне запутанны. В начале периода платежи нерегулярны, вводятся по мере необходимости. Большое значение приобретает косвенное налогообложение – акцизы, взимаемые у городских ворот. К концу периода формируется система подоходного и поимущественного налогообложения. В большинстве стран складывается схема: сельское население уплачивает феодалу подушный налог. Король время от времени изымал часть собственности у своих вассалов. Древний источник пополнения казны – судебные и ремесленные пошлины. Акцизы выдаются на продукты, бумагу.

3. Новое время (18-19вв.) – буржуазное общество. Оно характеризуется буржуазными революциями, утверждается юридическое равенство всех граждан в сфере правовых отношений. К середине 19 века уменьшается число налогов, и налоги становятся источником пополнения бюджета государства.

4. Новейшее время (20-21вв.). Налоговые теории опробованы в ходе налоговых реформ, заложены современные налоговые системы, в которых прямые налоги занимают ведущее место. На рубеже 20-21вв. в Европе начинает формироваться налоговая система европейского сообщества.

Уровень развития системы налогообложения в той или иной стране напрямую зависит от уровня развития государства, его потребностей в финансировании управленческого аппарата .

1.1 Функции налогов

Налоги – необходимый атрибут государства, без которого оно не может существовать. Налоги составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований. Функциональное назначение налогов состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, т. е. в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества. Уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти .

Существуют разные позиции по вопросам, связанным с формированием перечня функций налогов. Один подход заключается в том, что налоги выполняют четыре функции: фискальную, социальную, регулирующую и контрольную. Другой подход заключается в том, что выделяются следующие основные функции налогов: фискальная, регулирующая, социальная. Третий подход заключается в том, что выделяются регулирующая и фискальная функции как единственные функции налога.

В состав основных функций, выполняемых налогом, включаются следующие:

1. Казначейская функция характеризует налог ответом на вопрос, куда поступает налог, где он мобилизуется для последующего перераспределения. Казначейская функция возникает у налога в связи с его поступлением в строго определенный централизованный фонд – бюджет и показывает формирующую бюджетные доходы роль налога. При этом следует различать фискальную (казначейскую) функцию налога и его фискальное значение, так как они имеют разные признаки проявления. Казначейская функция определяет направление движения налога и его предназначение конкретному бюджету, в то время как фискальное значение налога связано с его обременительной функцией через величину налога и показывает абсолютную и относительную доли конкретного налога в общей структуре налоговых доходов бюджетов .

2. Обременительная функция указывает количественную сторону налога и отвечает на вопросы, каков налог по величине, насколько в абсолютном и относительном выражении он обременителен для налогоплательщика. Этой функции свойственно распределение между налогоплательщиками с учетом их податных возможностей налоговой нагрузки в соответствии с социально-экономическими приоритетами государственной политики. Дифференцирование обременительного эффекта производится с помощью двух элементов налога – налоговой ставки и налоговых льгот.

Повышение общего уровня обременительного эффекта налога может происходить в результате перехода налоговой базы на иные стоимостные показатели или при включении в объект налога дополнительных элементов.

3. Аналитическая функция позволяет сделать определенные выводы о характерных особенностях макроэкономического развития страны в сложившихся на конкретно-исторический момент социально-экономических условиях. Помимо макроэкономического анализа, эта функция позволяет выделить не только причины, которые привели к несоответствию фактически полученных налоговых доходов их прогнозируемым величинам по отдельно взятым налогам, но и процессы, повлиявшие на динамику налоговых поступлений при их сравнении с налоговыми доходами за разные периоды времени.

В связи с тем, что социальная функция не выявляет и не характеризует конкретное, индивидуально-определенное свойство налога, можно говорить об отсутствии у налога социальной функции.

1.2 Классификация налогов и сборов в Российской Федерации

НК РФ предусматривает одну классификацию налогов и сборов: все налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации, делятся на федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12 НК РФ), . Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. Региональными – налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ. Местными – налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований .

В ст. 13–15 НК РФ закрепляется следующая система налогов и сборов.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1)налог на добавленную стоимость ;

2) акцизы ;

3) налог на доходы физических лиц ;

4) социальные вычеты;

5) налог на прибыль организаций ;

6) налог на добычу полезных ископаемых ;

7) водный налог ;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов ;

10) государственная пошлина .

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций ;

2) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Налоги подразделяются также на прямые и косвенные.

Прямые налоги подразделяются на личные и реальные. Размер личных налогов определяется полученными доходами, реальные налоги исчисляются в зависимости от предполагаемых доходов.

Косвенные налоги подразделяются на универсальные и специальные. Универсальным является налог, которым облагается реализация практически любого товара. Обложению специальными налогами (например, акцизами) подлежит узкий, ограниченный перечень товаров.

По порядку исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные. Окладные налоги исчисляются налоговыми органами. К ним относится ряд налогов, уплачиваемых физическими лицами (транспортный налог, земельный налог). Налоги, исчисляемые частными лицами, считаются неокладными .

Целевые и общие (нецелевые) налоги. Налоги не могут увязываться с определенными расходами бюджета, они обеспечивают общую совокупность всех расходов государства.

В определенных случаях налог может носить целевую направленность, обусловленную интересами определенных групп населения либо отраслей хозяйств или ведомств.

Ординарные и чрезвычайные налоги. Чрезвычайные налоги вводятся в условиях каких-либо особых обстоятельств, к которым могут относиться стихийные бедствия, войны, блокады, техногенные аварии и катастрофы.

По объекту обложения могут быть: налоги на имущество, налоги на доходы (прибыль), на определенные виды деятельности.

Налоги и сборы также систематизируются по другим основаниям: налоги, уплачиваемые физическими лицами, организациями, смешанные налоги, уплачиваемые как физическими лицами, так и организациями .

2. Взаимоотношения предприятий с бюджетными и внебюджетными фондами

2.1 Налоги, уплачиваемые предприятиями в бюджетные фонды

Организации рассчитываются с бюджетом по налогу на прибыль, налогу на имущество, налогу на добавленную стоимость, специальные налоговые режимы, земельный налог, транспортный налог, водный налог.

Рассмотрим каждый из этих налогов.

1. Налог на прибыль организаций

Данный налог является федеральным. Нормативной базой является 1 часть Налогового Кодекса, далее НК, и глава 25.

Плательщиками являются: российские организации, иностранные организации, получаемые доходы от деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ.

Не являются плательщиками: организации, переведенные на специальные налоговые режимы .

Объект налогообложения – это прибыль, получаемая налогоплательщиками. Для российских организаций, осуществляющих свою деятельность через постоянные представительства, объектом является «доходы – расходы». Для иностранных организаций, которые получают доходы от источников в РФ, объектом являются доходы.

1.1 Ставки налога

Общая ставка – 20%, она делится: федеральный бюджет – 2,5%, региональный бюджет – 17,5%.

Ставка 20% - на доходы иностранных организаций, получаемые от источников в РФ не через постоянные представительства. Ставка 15% - на проценты по государственным и муниципальным ценным бумагам, а также дивиденды, получаемые российскими организациями от иностранных и иностранных организаций от российских. 9% - дивиденды, получаемые от российских организаций российскими организациями. 10% - дохода от использования и сдачи транспортного имущества в аренду иностранным организациям. 0% - на проценты по государственным и муниципальным облигациям, которые были выпущены до 20 января 1997 года .

1.2 Налоговая база

Налоговая база – это денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.

Дохода для целей налогообложения подразделяют на 2 категории:

1. доходы, связанные с реализацией товаров, работ, услуг:

а) выручка от реализации товаров собственного производства;

б) выручка от реализации ранее приобретенных товаров;

в) выручка от реализации имущественных прав;

г) выручка от реализации ценных бумаг.

2. внереализационные доходы:

а) доходы от долевого участия;

б) положительные курсовые разницы;

Описание работы

Любое предприятие становится налогоплательщиком с момента государственной регистрации. Это означает, что оно должно уплачивать в бюджет и во внебюджетные фонды налоги, акцизы, сборы и иные обязательные платежи.
Нарушение этой обязанности влечет административную ответственность для предприятия и его руководителя в виде штрафов. Кроме того, Российским уголовным законодательством установлено наказание за различные виды налоговых преступлений.
Для открытия счета в банке, то есть для начала фактического ведения хозяйственных операций, требуется представить документ, подтверждающий постановку предприятия на учет в налоговом органе. Необходимо также уведомить налоговый орган об открытии счета в банке и об его реквизитах.
Таким образом, налоговые службы получают возможность контролировать своевременность и правильность налоговых платежей предприятия.

Важнейшим из косвенных налогов, взимаемых с юридических лиц, является налог на добавленную стоимость (НДС). Ему принадлежит одно из ведущих мест по общему объёму налоговых поступлений. Подобный налог применяется во многих странах, и прежде всего в странах ЕС. В 20 из 24 стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), НДС является основным налогом на потребление.

НДС является формой изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения. Механизм функционирования этого налога в России близок к порядку, действующему в большинстве европейских стран. Налог взимается с каждого акта купли-продажи, начиная со стадии первичного производства вплоть до реализации законченного продукта конечному потребителю, и представляет собой разницу между суммой налога, уплаченного поставщику сырья и материалов, и суммой, полученной плательщиком налога от покупателя произведённой им продукции (выполненных работ, услуг).

Фактический НДС оплачивается конечным потребителем товаров (работ, услуг) и не затрагивает издержки и прибыль предприятий – производителей промежуточной продукции, ибо уплаченный ими как потребителями сырья, материалов и т. д. налог в их себестоимость не включается, а идёт на уменьшение подлежащего зачислению в бюджет НДС по проданным предприятиями товарам (работам, услугам).

Сумма налога рассчитывается в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары, и суммами налога, уплаченными поставщикам этих товаров и материальных ресурсов, стоимость которых включается в издержки производства и реализации. Предприятия уплачивают налог в виде авансовых ли фактических платежей, в зависимости от принятой учётной политики.

Акцизы по своему содержанию являются косвенными налогами на потребителя. Перечень товаров, облагаемых акцизами в России, сравнительно невелик. И в основном совпадает с наборами аналогичных товаров многих других стран (алкогольные напитки, табачные изделия, легковые автомобили, меха, изделия из драгоценных металлов и некоторые другие престижные товары). Акцизы установлены на высокорентабельные товары, пользующиеся постоянным спросом, что позволяет изымать в доход государства полученную их производителями сверхприбыль.

Особую, наиболее динамичную группу налогов на потребление составляют таможенные пошлины. Экспортно-импортные пошлины используются в основном для регулирования взаимосвязи внутреннего рынка товаров с мировым рынком. Они позволяют стимулировать экспорт и защищать внутреннего производителя от интервенции аналогичной продукции из-за рубежа. Эти платежи имеют большое значение с точки зрения фискальных интересов государства, поскольку носят стабильный характер и достаточно легко поддаются администрированию.

Платежи во внебюджетные фонды

В соответствии с действующим в РФ законодательством все предприятии, объединения и организации (в том числе предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность через постоянные представительства), расположенные на территории РФ, обязаны перечислять средства в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ, в ФОНД обязательного медицинского страхования РФ. Эти платежи хотя и не поступают непосредственно в доход соответствующих бюджетов, а имеют целевую направленность для решения тех или иных социальных задач, однако в силу своей обязательности носят для плательщиков налоговый характер.

С 1 января 2010 г. Все без исключения работодатели должны исчислять и уплачивать страховые взносы.

Налогоплательщики-работодатели определяют налоговую базу по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. При расчёте налоговой базы учитываются все категории работников (внешние совместители, работники, работающие по гражданско- правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказания услуг, а также по авторским и лицензионным договорам).

При расчёте налоговой базы учитывается материальная выгода, получаемая работником и/или членами его семья за счёт работодателя.

Страховые взносы относятся на затраты предприятия.

79. Финансовый план предприятия, структура финансового плана.

Финансовый план разрабатывается на основе других разделов плана экономического и социального развития предприятия. В свою очередь, разработка финансового плана оказывает существенное влияние га формирование плана себестоимости, использование материальных и других ресурсов. При составлении финансового плана непременно должны учитываться имеющиеся резервы производства, так как в нём устанавливаются задания по улучшению использования ресурсов, повышению рентабельности производства. Поэтому перед разработкой финансового плана необходимо всесторонне проанализировать имеющиеся отчётные и другие материалы по выполнению производственного плана. Задача финансового планирования – своевременно и с минимальными затратами обеспечить предприятие необходимыми финансовыми ресурсами, а временно свободные средства – эффективно инвестировать.

Финансовое планирование может быть долгосрочным и текущим. Финансовые прогнозы показывают предполагаемый уровень развития предприятия, определяют финансовые ориентиры предприятия и его потребности в капитале. Текущие финансовые планы составляют на год с разбивкой по кварталам или по месяцам. Текущий план определяет годовой доход, размер прибыли, порядок поступления денежных средств и порядок их использования. Для разработки финансового плана, расчёта финансовых показателей используются различные методы: нормативный, расчётно-аналитический, метод оценки колебаний денежных потоков, балансовый, бюджетирование.

Структура финансового плана

Финансовый план составляется в виде баланса доходов и расходов, который выражает в денежной форме результаты хозяйственной деятельности, взаимоотношения с бюджетом, банками, вышестоящими организациями. Финансовый план (баланс доходов и расходов) предприятия состоит из четырёх разделов: доходы и поступления средств, расходы и отчисления, кредитные взаимоотношения, взаимоотношения с бюджетом. Размер плановых доходов и расходов определяется на основе обоснованных расчётов, которые составляются по каждой статье баланса.

В разделе «Доходы и поступления средств» отражается доход в виде прибыли, амортизационных отчислений, других внутренних доходов предприятия, а также разного рода поступлений из внешних источников. В составе прибыли основную часть занимает прибыль от реализации товарной продукции. В общую балансовую прибыль предприятия входят прибыль от реализации прочей продукции и услуг непромышленного характера. Планирование амортизационных отчислений осуществляется по каждому виду или группе основных средств, числящихся на балансе предприятия, исходя из утверждённой амортизационной политики предприятия.

В разделе «Расходы и отчисления средств» предусматриваются централизованные капитальные вложения, затраты на капитальный ремонт, расходы на прирост норматива собственных оборотных средств,убытки от эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства, расходы на содержание зданий и сооружений2 отчисления на образование фондов экономического стимулирования, расходы на НИОКР, подготовку кадров и премирование работников за создание и внедрение новой техники, для оказания финансовой помощи, другие расходы и отчисления.

Весьма важным вопросом разработки финансового плана предприятия является определение размеров фонда материального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, а также фонда развития производства.

Для обеспечения полной взаимосвязи статей финансового плана и определения окончательных взаимоотношений с государственным бюджетом при завершении расчёта баланса доходов и расходов (в виде приложения к нему) составляется проверочная (шахматная) таблица, в которой по горизонтали приводятся источники финансирования (отражённые в подразделе «Доходы и поступления»), а по вертикали – статьи расхода (из подраздела «Расходы и отчисления»), равнозначные в общей сумме по итогу.

Таким образом, в балансе доходов и расходов (финансовом плане) предприятий практически находит отражение широкий комплекс финансовых отношений предприятии с государством, финансово-кредитной системой, с другими предприятиями и организациями. От того, насколько экономически обоснован финансовый план и как он выполняется, во многом зависит положение предприятия, его финансовая устойчивость, своевременность выполнения обязательств по платежам в бюджет, расчётам с поставщиками и других предусмотренных планом затрат.

ИНСТИТУТ БАНКОВСКОГО ДЕЛА Факультет: Финансы и Кредит г. Москва Курсовая работа на тему: НАЛОГИ И ПЛАТЕЖИ ПРЕДПРИЯТИЯ В БЮДЖЕТ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ Студент: Анисимова Виктория Андреевна Группа: Ф-131-СВ Москва 2002 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1. Понятие налоговой системы 3 2. Функции налогов. 4 3. Структура налогообложения 5 4. Основные налоги и сборы в бюджет и внебюджетные фонды. 7 4.1. Налог на добавленную стоимость (НДС). 7 4.2. Налог с продаж. 9 4.3. Единый социальный налог (ЕСН). 10 4.4. Налоги в дорожные фонды. 11 4.5. Налог на прибыль. 12 4.6. Другие налоги, уплачиваемые предприятием. 13 5. Имеет ли смысл «выходить из тени». 14 Список использованной литературы 17 3. Введение. С юридической точки зрения, налог – это установленная законом форма отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов публичной власти. При этом налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке. Налоговая система социализма (директивной экономики) больше напоминала большевистскую продразверстку, нежели систему, призванную управлять экономикой. Централизованно задавались нормативы рентабельности, сверхнормативная прибыль изымалась в бюджет в полном объеме. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики. 1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ. Налоги - обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью. Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля. 1) объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами. 2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо; 3) источник налога - доход из которого выплачивается налог; 4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога; 5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога. Налоги могут взиматься следующими способами: 1) кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает. 2) на основе декларации Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль. 3) у источника Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтомy оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. В этом случае предприятия выступает в роли так называемого налогового агента. 2. Функции налогов. Регулирующая. Госyдарственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях: - регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано; - регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении. Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово- экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрирyя налоговыми ставками, ставками таможенных пошлин, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Стимулирующая С помощью налогов, льгот и санкций государство может стимулировать технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др., освобождая от налогообложения прибыль, направленную на капитальные вложения. Распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - наyчно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите. Фискальная - изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны, развития фундаментальных отраслей науки и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.). Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. 3. Структура налогообложения Становление действующей налоговой системы началось в 1992 г. 27 декабря 1991 г. принят закон №2118-1 «Об основах налоговой системы Российской Федерации» 3.1. Этим законом в России вводится трехуровневая система налогообложения. 1. Федеральные налоги взимаются по всей территории России. При этом все суммы сборов от 6 из 14 федеральных налогов должны зачисляться в федеральный бюджет Российской Федерации. 2. Республиканские налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие. 3. Из местных налогов (а их всего 22) общеобязательны только 3 – налог на имущество физических лиц, земельный, а также регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. С 1999 г. постепенно вводится в действие Налоговый Кодекс РФ (далее по тексту НК) и закон об основах налоговой системы действует только в части не противоречащей НК. Кроме налогов предприятия производят платежи в т.н. внебюджетные фонды. Это платежи в дорожные фонды, платежи в социальные фонды. 3.2. Частью 1 НК РФ статья 13 установлены следующие налоги. Федеральные налоги. 1. Налог на добавленную стоимость. 2. Акцизы. 3. Налог на прибыль (доход) организаций. 4. налог на доходы от капитала. 5. подоходный налог с физических лиц. 6. Взносы в государственные внебюджетные фонды. 7. Государственная пошлина. 8. Таможенная пошлина и таможенные сборы. 9. Налог на пользование недрами. 10. Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы. 11. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов. 12. сбор за право пользования объектами животного мира. 13. Лесной налог. 14. Водный налог. 15. Экологический налог. 16. Федеральные лицензионные сборы. Региональные налоги и сборы. 1. Налог на имущество организаций. 2. Налог на недвижимость. 3. Дорожный налог. 4. Транспортный налог. 5. Налог с продаж. 6. Налог на игорный бизнес. 7. Региональные лицензионные сборы. Местные налоги и сборы. 1. Земельный налог. 2. Налог на имущество физических лиц. 3. Налог на рекламу. 4. Налог на наследование и дарение. 5. Местные лицензионные сборы. Обилие налогов не означает, что каждое предприятие платит все перечисленные налоги. Если нет объекта налогообложения, то нет и налога. Например, если предприятие не делало рекламы в отчетном налоговом периоде, то не возникает обязанности начисления и уплаты налога на рекламу. Ниже рассмотрены основные налоги, уплачиваемые предприятиями. 4. Основные налоги и сборы в бюджет и внебюджетные фонды. 4.1. Налог на добавленную стоимость (НДС). НДС введен законом РФ от 06.12.1991 г. №1991-1. На основании Законы выпущена Инструкция ГНС №39 «О порядке исчисления и уплаты НДС». База для налогообложения – объем реализованной продукции. Первоначальная ставка налога 28%. С 01.01.1993 г. Ставка НДС снижена до 20%, но одновременно введен так называемый Спецналог (полный аналог НДС) в размере 3%, который действовал до 1997 г. Для ряда товаров (детские товары, основные продукты питания) действует ставка 10%. С 01.01.2001 г. НДС регулируется главой 21 НК РФ (Закон РФ от 29.12.2000 №166-ФЗ). Ставка налога 20%. Механизм начисления НДС следующий. При продаже продукции НДС начисляется. При покупке продукции и товаров зачитывается НДС, уплаченный в составе приобретенных товаров. В бюджет перечисляется разница между начисленным и погашенным НДС. Пример. Закуплен товар за 90 т.р. в том числе: Стоимость товара 75 т.р. НДС 20% 15 т.р. Продан товар за 120 т.р. в том числе: Стоимость товара 100 т.р. НДС 20% 20 т.р. Таким образом, при продаже товара будет начислен НДС к уплате в бюджет в размере 20 т.р., а при закупе товара будет зачтен входной НДС в размере 15 т.р. Уплате в бюджет подлежит разница между начисленным и зачтенным НДС, т.е. 5 т.р. (20 т.р. – 15 т.р.). Фактически налог уплачивается с добавленной стоимости товара. Купили за 75, продали за 100. Добавленная стоимость 25 т.р. и 20% от этой суммы составляют 5 т.р. Однако для зачета НДС предыдущим законодательством установлены два условия необходимых и достаточных для зачета НДС: товар, работа, услуга должны быть оприходованы и оплачены. В действующем законодательстве (гл.21 НК РФ) процедура зачета усложнена. Статьей 169 НК утверждено применение документа «счет-фактура», служащего основанием для принятия НДС к вычету. Первоначально счет-фактура введена Постановлением Правительства от 29.07.1996 г. №914 «Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов- фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость», однако применение санкций налоговыми органами за неоформление счетов-фактур было сомнительным. Таким образом, с 01.01.2001 г. для зачета НДС необходимо выполнить 4 (четыре) условия необходимых и достаточных: товар, работа, услуга должны быть 1)оприходованы, 2) оплачены, 3)на товары должны быть получены от продавца счета фактуры, 4)счета фактуры должны быть установленной формы. При этом, если продавец неправильно оформил счет-фактуру, то у покупателя нет возможности заставить его переоформить документ, можно только попросить и в случае отказа покупатель не сможет зачесть НДС. Таким образом, налогоплательщик поставлен в более жесткие условия. Требования к оформлению счетов-фактур предъявляются очень жесткие: счета фактуры должны иметь сплошную (последовательную) нумерацию, подписываться руководителем и главным бухгалтером и утверждаться печатью предприятия. Факсимильная подпись не допускается. Очевидно, законодатель не знал, что в бизнесе бывают случаи, когда предприятие может иметь несколько удаленных складов (в том числе и в другом городе), что офис не всегда находится рядом со складом, что есть предприятия, отгружающие продукцию на несколько миллионов в день и необходимо иметь в штате отдельного человека для подписи счетов фактур. В настоящее время эта проблема разрешена. Допускается иметь специальные печати для счетов-фактур, зарегистрированные в установленном порядке, и на каждом складе вести свою нумерацию счетов фактур. С 1998 г. произошло еще одно ужесточение в учете НДС. Раньше, если предприятие реализовало продукцию по разным ставкам НДС (10% и 20%) разрешалось рассчитывать среднюю ставку НДС. Теперь законодатель требует ведение раздельного учета реализации по ставкам НДС. При отсутствии раздельного учета вся реализация облагается по максимальной ставке НДС. Пример. Предприятие реализует товары: |Товар |Стоимост|Ставка |НДС | | |ь |НДС | | | | | | | |1 |70 |20 |14 | |2 |30 |10 |3 | | | | | | |Итого |100 |30 |17 | При раздельном учете товаров предприятие заплатит НДС 17%, при отсутствии раздельного учета всю продукцию придется облагать по максимальной ставке. Однако ведение раздельного учета при большой номенклатуре продукции зачастую требует больших затрат на вычислительную технику и программное обеспечение. 4.2. Налог с продаж. Налог с продаж дополнил налоговую систему России с момента вступления в силу Федерального закона от 31.07.1998 №150-ФЗ «О внесении изменений в статью 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ ». На территориях субъектов федерации налог с продаж (далее по тексту НсП) вводится нормативно-правовыми актами законодательных органов субъектов РФ. Ставка НсП устанавливается до 5%.Объектом обложения НсП является стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых за наличный расчет физическим и юридическим лицам. Часть товаров освобождена от НсП. Перечень товаров не облагамых НсП близок с перечнем товаров,ь облагаемых НДС по ставке 10%, не полностью не совпадает с ним. В отличие от НДС входной НсП к зачету не принимается, а относится на стоимость приобретаемых товаров, поэтому каждая перепродажа приводит к ощутимому удорожанию товаров. Пример. Покупатель 1 купил товар за 120 руб. за наличный расчет (товар 100 руб. + НДС 20 руб.) С учетом налога с продаж стоимость товара составит 120 х 1,05 = 126 руб. Покупатель 2 купил этот товар за наличный расчет (товар продается без наценки) по цене 126 х 1,05 = 132,3 руб. Покупателю 3 этот товар обойдется 132,3 х 1,05 = 138,92 руб. Таким образом, пройдя трех покупателей товар подорожал на 18,92 руб. (132,92 – 120) или на 15,77%. С 2002 введена в действие глава 27 НК РФ «Налог с продаж». Основное изменение состоит в том, что наличный оборот между юридическими лицами с 01.01.2002 НсП не облагается. Теперь НсП взимается только с физических лиц, т.е. с конечного потребителя. Кроме того субъекты федерации теперь не могут изменять перечень на облагаемых НсП товаров. Ранее этот перечень мог корректироваться местной законодательной властью и имел существенные различия по разным регионам. Например, в законе о НсП Московской области в числе товаров, освобождаемых от НсП указан картофель отечественного производителя. Однако законодатель, желая поддержать отечественного производителя, не учел, что теперь этому производителю придется отечественный (не облагаемый НсП)и импортный (облагаемый НсП) картофель хранить в разных бункерах и следить чтобы эти продукты не смешивались. А в кафе блюдо из импортного картофеля будет на 5% дороже чем из отечественного (как это объяснить покупателю). Как и в случае с НДС необходимо вести раздельный учет продаж, облагаемых и не облагаемых НсП. Если это условие не соблюдается то НсП облагается весь оборот (реализация) за наличный расчет. Пример. Ежедневно в магазине в среднем совершают покупки 50 чел. Средняя величина покупки 200 руб. Удельный вес товаров не облагаемых НсП составляет 30%. Объем продаж в месяц составит 300.000 руб (50 чел. х 200 руб. х 30 дн.). Объем необлагаемых товаров составит 300.000 х 30% = 90.000 руб. При ведении раздельного учета НсП составит 10.500 руб. (300.000 –90.000) х 5% . Если раздельного учета нет НсП составит 15.000 (300.000 х 5%). Разница (переплата в бюджет) составит 4.500 руб. Между тем, организовать раздельный учет реализации совсем не простое дело при большой номенклатуре товаров. При этом следует учесть, что надо организовать 1) раздельный учет по ставкам НДС и 2)раздельный учет по НсП (перечни товаров освобожденных от НсП и с пониженной ставкой НДС полностью не совпадают). Т.е. необходимо организовать как минимум два дополнительных уровня аналитического учета, что влечет за собой необходимость приобретения мощной вычислительной техники, не дешевого программного обеспечения, дополнительный штат работников учета. Следует отметить еще одну интересную деталь НсП. Покупки по кредитным картам считаются наличным оборотом. Видимо, законодатель таким образом решил увеличить налогооблагаемую базу по НсП, хотя объем продаж по кредитным картам на предприятиях торговли составляет около 3% от общего оборота. Законодатель видимо был не в курсе, что в России существует такая операция как «скручивание кассы», проводимая различными методами (электронными, программными, механическими). При налоговых проверках иногда обнаруживалось, что скручивается до 50-70% выручки. При продаже по кредитной карте сигнал о списании средств поступает на терминал банка и деньги зачисляются со счета покупателя на расчетный счет продавца (магазина) и изменить (исказить) эту операцию продавец не может. В 2000 г. Конституционным Судом РФ было сделано заключение о неконституционности налога с продаж. Поскольку этот налог берется со стоимости, включающей НДС, получается, что начисляется налог на налог, что не допускается налоговым законодательством. Конституционный суд РФ предложил отменить этот налог. Вероятно это произойдет с 2004 года. Отсрочка отмены НсП связана с тем, что бюджеты регионов рассчитаны с учетом этого налога, а сам налог уплачивается не предприятиями, конечным потребителем (покупателем), предприятие же получив налог в составе цены, в полном объеме перечисляет его в бюджет. 4.3. Единый социальный налог (ЕСН). ЕСН введен в действие с 01.01.2001 года главой №24 НК РФ. ЕСН начисляется на Фонд оплаты труда (ФОТ), выплачиваемый за выполнение трудовых обязанностей. Налог начисляется и оплачивается работодателем и относится на себестоимость выпускаемой продукции. ЕСН объединил в себе ранее уплачиваемые взносы в страховые фонды. |Платежи |Ставки в соцфонды |Ставки ЕСН | |Пенсионный фонд (ПФ)|28% |28%

Похожие публикации